Вводная часть
Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия: описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.
Цель: обобщить знания о зиме как о времени года.
Задачи:
- Закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
- Развивать внимание, память, воображение.
- Развивать моторику рук путем преобразования и достраивания предметной композиции.
- Воспитывать умение детей работать в коллективе. Продолжать активизировать речь детей.
- Развивать навыки общения, диалогическую речь.
- Не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
- Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
Основная часть
- изложение основных положений нового материала;
- описание методов, способствующих решению поставленных задач;
- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;
- постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;
- определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;
- описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.
- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель в костюме зимы входит в группу (установление эмоционального контакта)
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, я вам скажу, и загадку расскажу!
- Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?
(Зимой)
- Правильно, зимой. Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме. А чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)
Кто скажет, сколько месяцев длится зима? Назовите эти месяцы и расскажите о зиме стихами. (Дети рассказывают стихи)
- Вот я зимушка-зима, к вам в гости с другом снеговиком шла. Но по дороге у нас произошла неприятность, снеговик упал с повозки и рассыпался. Лесные жители помогли собрать его части, но его нужно правильно собрать. Для этого нужно выполнить несколько заданий. Помогите мне, ребята, пожалуйста!
- А задания в волшебной коробочке. Давайте поможем снеговику!
(задания написаны на снежинках, дети достают снежинки и выполняют задания)
Эксперимент со снегом.
Загадка:
В холод белый и колючий
В оттепель сырой липучий
Принесешь его домой
Станет талою водой. (снег)
В это время года мы часто говорим слово «снег». Как вы думаете, откуда берётся снег? Зимой снег, а летом что идет? А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д.
Внесение снега в группу. Опыт со снегом. А как вы думаете, что произойдёт со снегом, оставив его здесь? (ответы детей). Ребята, а можем ли мы сами сделать снег? Из чего? Давайте попробуем? (Делают снег из бумаги)
Воспитатель: Ребята, получился у нас снег? Чем он отличается от того, который на улице?
Ответы детей.
Физминутка
(дети берут по одной снежинки и выполняют движения под музыку «Серебристые снежинки»)
Снег сегодня шёл с утра.
Рада снегу детвора.
Снег на ветках, на дорожках,
На носах и на ладошках.
Ветер ветками играет,
Снегом землю засыпает,
Сыплет снежная пороша
Прямо в детские ладоши.
Игра «Подбери нужное слово»
Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Подбери нужное слово» (с помощью снежка, воспитатель выбирает ребенка. Который будет отвечать)
Какие слова можно сказать про зиму? (снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая , белая). Какой бывает снег? (белый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий).
Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!
Дидактическая игра «Зимние слова».
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).
Зимние загадки.
Отгадывание зимних загадок.
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
(мороз)С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный ...
(снег)Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ...
(сосульки)Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...
(снеговик)Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ...
(лед)Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ...
(Дед Мороз)
- Ребятки, многое мы сегодня с вами узнали, хорошо отвечали. Давайте напоследок расскажем, что же мы сегодня узнали. А расскажем с помощью пальчиковой игры.
Пальчиковая игра «Что зима нам принесла?»
Что зима нам принесла?
Много снега,
Много льда,
Много маленьких снежинок,
Много тонких звонких льдинок,
Много санок и коньков,
И на ёлке огоньков,
Много масок и хлопушек
И под ёлкою игрушек.
(загибают поочередно пальцы на правой и на левой руке).
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и собрали снеговика.
А сейчас я предлагаю поколдовать и оживить снеговика. Давайте все вместе произнесём заклинания: «Раз, два, три - снеговик оживи!»
Выходит снеговик.
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что помогли Зиме слепить меня!
Я - волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играла
И на санках всех катала
Бабу снежную лепила
Долго я у вас гостила
Но пора мне собираться
И на Север возвращаться.
Подарить снежинки
Заключительная часть
- подведение итогов занятия;
- описание положительных действий воспитанников,
- определение перспективы полученных знаний.
Воспитатель: ребятки, понравилось вам сегодня наше занятие? А что именно понравилось? Что вы сегодня узнали? Вы молодцы! Мы с вами хорошо постарались и вернулись в группу, присаживайтесь на стулья. Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими героями мы познакомились?
Технологическая карта занятия
Возрастная группа |
Средняя группа, 4-5 лет |
||
Форма организации |
Групповое занятие |
||
Тема занятия |
«Зимушка-зима» |
||
Используемые технологии и методики |
Игровые технологии |
||
Цель занятия |
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. |
||
Задачи |
Обучающие |
Развивающие |
Воспитательные |
Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом. |
Развивать связную речь детей,
|
Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу. |
|
Предпосылки личностных УУД |
Предпосылки регулятивных УУД: |
Предпосылки коммуникативных УУД: |
Предпосылки познавательных УУД: |
Формировать познавательный интерес |
Действовать по образцу, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом. |
Задавать вопросы и отвечать на вопросы, строить понятные высказывания. |
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ. |