Конспект открытого занятия в средней группе по речевому развитию на тему «Зимушка-зима»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, речевое развитие, средняя группа


Вводная часть

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия: описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Цель: обобщить знания о зиме как о времени года.

Задачи:

  • Закрепить знание детей о зиме, зимних явлениях, о состоянии живой и неживой природы, расширить кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
  • Развивать внимание, память, воображение.
  • Развивать моторику рук путем преобразования и достраивания предметной композиции.
  • Воспитывать умение детей работать в коллективе. Продолжать активизировать речь детей.
  • Развивать навыки общения, диалогическую речь.
  • Не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
  • Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.

Основная часть

  • изложение основных положений нового материала;
  • описание методов, способствующих решению поставленных задач;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности воспитанников;
  • постановка целей самостоятельной работы для воспитанников;
  • определение возможных действий воспитателя в случае, если ему или воспитанникам не удаётся достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности воспитателя с учётом индивидуально-дифференцированных особенностей воспитанников.
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового материала с учётом индивидуальных особенностей воспитанников.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме зимы входит в группу (установление эмоционального контакта)

- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, я вам скажу, и загадку расскажу!
- Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь,
В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает. Когда это бывает?

(Зимой)

- Правильно, зимой. Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме. А чем зима отличается от других времён года? (ответы детей)

Кто скажет, сколько месяцев длится зима? Назовите эти месяцы и расскажите о зиме стихами. (Дети рассказывают стихи)

- Вот я зимушка-зима, к вам в гости с другом снеговиком шла. Но по дороге у нас произошла неприятность, снеговик упал с повозки и рассыпался. Лесные жители помогли собрать его части, но его нужно правильно собрать. Для этого нужно выполнить несколько заданий. Помогите мне, ребята, пожалуйста!

- А задания в волшебной коробочке. Давайте поможем снеговику!

(задания написаны на снежинках, дети достают снежинки и выполняют задания)

Эксперимент со снегом.

Загадка:

В холод белый и колючий
В оттепель сырой липучий
Принесешь его домой
Станет талою водой. (снег)

В это время года мы часто говорим слово «снег». Как вы думаете, откуда берётся снег? Зимой снег, а летом что идет? А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д.

Внесение снега в группу. Опыт со снегом. А как вы думаете, что произойдёт со снегом, оставив его здесь? (ответы детей). Ребята, а можем ли мы сами сделать снег? Из чего? Давайте попробуем? (Делают снег из бумаги)

Воспитатель: Ребята, получился у нас снег? Чем он отличается от того, который на улице?

Ответы детей.

Физминутка

(дети берут по одной снежинки и выполняют движения под музыку «Серебристые снежинки»)

Снег сегодня шёл с утра.
Рада снегу детвора.
Снег на ветках, на дорожках,
На носах и на ладошках.
Ветер ветками играет,
Снегом землю засыпает,
Сыплет снежная пороша
Прямо в детские ладоши.
Игра «Подбери нужное слово»

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру «Подбери нужное слово» (с помощью снежка, воспитатель выбирает ребенка. Который будет отвечать)

Какие слова можно сказать про зиму? (снежная, вьюжная, морозная, холодная, суровая, мягкая , белая). Какой бывает снег? (белый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий).

Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы!

Дидактическая игра «Зимние слова».

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой. (Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Зимние загадки.

Отгадывание зимних загадок.

Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
(мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек
Что всегда холодный ...
(снег)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)

Не сосите, сорванцы,
Ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки,
Потому что ел ...
(сосульки)

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...
(снеговик)

Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим ...
(лед)

Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ...
(Дед Мороз)

- Ребятки, многое мы сегодня с вами узнали, хорошо отвечали. Давайте напоследок расскажем, что же мы сегодня узнали. А расскажем с помощью пальчиковой игры.

Пальчиковая игра «Что зима нам принесла?»

Что зима нам принесла?
Много снега,
Много льда,
Много маленьких снежинок,
Много тонких звонких льдинок,
Много санок и коньков,
И на ёлке огоньков,
Много масок и хлопушек
И под ёлкою игрушек.
(загибают поочередно пальцы на правой и на левой руке).

Воспитатель: Ребята, ну вот мы и собрали снеговика.

А сейчас я предлагаю поколдовать и оживить снеговика. Давайте все вместе произнесём заклинания: «Раз, два, три - снеговик оживи!»

Выходит снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что помогли Зиме слепить меня!

Я - волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играла
И на санках всех катала
Бабу снежную лепила
Долго я у вас гостила
Но пора мне собираться
И на Север возвращаться.
Подарить снежинки

Заключительная часть

  • подведение итогов занятия;
  • описание положительных действий воспитанников,
  • определение перспективы полученных знаний.

Воспитатель: ребятки, понравилось вам сегодня наше занятие? А что именно понравилось? Что вы сегодня узнали? Вы молодцы! Мы с вами хорошо постарались и вернулись в группу, присаживайтесь на стулья. Ребята, вам понравилось наше путешествие? С какими героями мы познакомились?

Технологическая карта занятия

Возрастная группа

Средняя группа, 4-5 лет

Форма организации

Групповое занятие

Тема занятия

«Зимушка-зима»

Используемые технологии и методики

Игровые технологии

Цель занятия

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом.

Развивать связную речь детей,
закреплять знания детей о времени года - Зима, загадками, стихами;
Обогащать словарный запас детей;
Развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову), речевой слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию.

Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.

Предпосылки личностных УУД

Предпосылки регулятивных УУД:

Предпосылки коммуникативных УУД:

Предпосылки познавательных УУД:

Формировать познавательный интерес

Действовать по образцу, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ.