Окружающий мир. 4-й класс. Тема: "Петр Великий. Российская империя"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, Петр I


Цели:

  • Дать образное представление и первоначальное представление о первом русском императоре Петре I (Великом), чертах его характера, политике внутренней и внешней; понятие о строительстве новой столице России - Санкт-Петербурге, трудностях, которые вынес народ - труженик на своих плечах, роли Петра I в строительстве города.
  • Развивать историческое мышление, память, речь, воображение; умение работать с картой и хронологией.
  • Воспитывать уважение к людям труда; гордость за предков; эстетические чувства к памятникам архитектуры.

Оборудование:

  • Карты настенная и настольная «Российская империя в XVII веке»;
  • Портреты: Петр I, Алексей Михайлович;
  • Иллюстрации по Санкт-Петербургу

Литература

  1. «Я познаю мир. История» - с. 319-321, 330-331
  2. Н.И. Ворожейкина «Рассказы по родной истории»;
  3. Е.В.Саплина, А.С.Саплин «Введение в историю».

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Петр Первый зовет к себе
В град прекрасный на Неве.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

- Сегодня у нас не обычный урок истории. Сегодня мы будем с вами историками-экспертами. И для начала мы освежим нашу память.

1. Хронологический опрос (учитель показывает карточку с датой, дети называют историческое событие):

  • 988 (Крещение Руси)
  • 1242 (Ледовое побоище)
  • 1380 (Куликовская битва)
  • 1147 (Первое упоминание о Москве)
  • 1240 (Невская битва)
  • 1480 (Стояние на Угре)

2. Опрос.

- Сегодня мы продолжим разговор о выдающихся полководцах и для начала вспомним уже известные нам имена.

1. Как звали князя, воевавшего со шведами? (Александр Невский)

2. Как называлась битва Александра Невского с немецкими крестоносцами? (Ледовое побоище)

3. На что рассчитывал Александр в битве с немцами? (тонкий лед, тяжесть доспехов)

4. За какую битву получил свое прозвище Дмитрий Донской? (Куликовская битва)

5. В чем секрет Дмитрия Донского в Куликовской битве? (Запасный полк)

6. Как называется время, когда у страны не стало правителя? (Смутное)

- После всего, что пережила наша страна в тяжелое смутное время, ей необходимы были перемены. В государстве зарождается новая царская династия.

- Какая? (Романовы)

III. НОВАЯ ТЕМА

- Мы продолжаем разговор об этой удивительной династии Романовых, которая правила Российским государство 304 года.

- На каком рисунке, по вашему мнению, изображен русский царь? (мнения детей)

- Почему человека на втором рисунке вы не назвали царем? В чем его необычность? (Царь Алексей Михайлович изображен в царских одеждах и с символами власти, а Петр I одет не обычно, в европейскую одежду)

То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник -
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

- О ком говорится в этом отрывке из стихотворения А.С.Пушкина? (Петр Первый)

- Как бы необычно ни выглядел Петр I, он был законным наследником царя Алексей Михайловича.

- Посмотрите на даты на доске.

  • 30 мая 1672 года
  • 1682 - 1725 годы

- Что они означают? (Дату рождения, даты правления)

- К каким векам относятся эти даты? (XVII - XVIII)

- Прежде чем продолжить беседу о Петре Первом, выполним следующее задание на контрольных листочках. Подберите к словам левого столбика синонимы из правого столбика. Соедините их стрелочками. (Что не смогут, оставить на конец урока, после изучения темы)

РЕФОРМА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

БОЛЬШОЕ ГОСУДАРСТВО

ВИКТОРИЯ

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

ТИТУЛ

ПОБЕДА

ИМПЕРИЯ

ЗВАНИЕ

- Сегодняшний урок будет посвящен изучению особенностей правления и нововведений Петра I, этого необычного царя.

План.

  1. Необычный царь.
  2. Рождение флота.
  3. Северная война.
  4. Новая столица империи
  5. Образовательные реформы.
  6. «Модные» реформы.

1. Необычный царь.

- 30 мая 1672 года родился - царевич Петр Алексеевич Романов. Ему было суждено было войти в историю под именем Петра Великого.

- Одиннадцатилетний Петр был живым, красивым мальчиком. Он был чрезвычайно любознательным ребенком, тянулся ко всему новому, хотел узнать т усвоить всякое новое дело.

Петр Первый в совершенстве знал 14 ремесел. Руки его были вечно в работе и с них не сходили мозоли. Петр Первый любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его заполнен был до предела.

Он был прост в обращении с людьми. Петр Первый поступал во всем прямо и просто от других требовал того же - простоты и откровенности, не мог терпеть уверток и лжи.

- Петр был великан - без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы. От природы он был силач, постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. Он мог не только свернуть в трубу серебряную тарелку, но и перерезать рулон сукна одним ударом.

- Вот таким по характеру был Петр Первый.

- Ученые утверждают, что Петр Первый поднял Россию из «руин» после смутного времени, превратил ее в могущественное государство, которое уважала и боялась вся Европа, иными словами «много потрудился Петр Великий для славы России». Так ли это? Давайте именно это мы сейчас с вами и докажем.

(Раздача карточек с заданиями)

Группа №1

  1. «Потешные» войска.
  2. Новое увлечение.
  3. Российский флот.

Группу №2

  1. «Щепотка земли».
  2. Петропавловская крепость.
  3. Новая столица империи.

Группа №3

  1. Заграничное обучение.
  2. Новые школы России.

Группы №4

  1. Новые платья (мужские и женские).
  2. «Бритье бороды» (бородовые знаки).

Подготовка групп.

2. Рождение флота

Выступление группы №1.

3. Северная война (учитель)

- Огромная страна, какой была Россия к началу XVIII (18) века, не имела выхода ни к Черному, ни к Балтийскому морям. (Работа с картой). Не раз думал молодой царь Петр о прибалтийских землях. Ох, как нужно было «ногою твердой стать при море»! Вся торговля с западными странами шла через Архангельск, что расположен на берегу Белого моря (найти его на карте). Добираться до Архангельска было трудно и опасно, а от торговых российских городов он тоже лежал далековато.

- Иное дело прибалтийские земли. Здесь и зима теплее, и плыть удобно, и к крупным городам поближе. Но к берегам Балтийского моря не подступиться. Владычила там Швеция, армия и флот которой считались тогда самыми сильными в Европе. Шведский король Карл XII (12) был молод, храбр и уже прославился как непобедимый полководец.

- В 1700 году Россия начало со Швецией войну, получившую название Северной. Длилась эта война 20 лет. Самое крупное сражение произошло в 1709 году у города Полтава. (Герб Полтавы).

- Много крови было пролито, много было убитых и раненых. Во главе одного из полков сражался Петр I. Одна вражеская пуля пробила седло его лошади, другая разбилась о крест на груди царя. Вот как описал битву А.С.Пушкин:

Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, крики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.

- Сражение закончилось полным поражением шведской армии. Бросив ее остатки, Карл XII бежал в Турцию. Но и после Полтавской битвы война продолжалась еще много лет на суше и на море. Наконец шведы запросили мира, который и был подписан в 1721 году. Наша страна получила выход к Балтийскому морю. Царь Петр Великий был провозглашен императором, а Россия тала называться империей. Империями тогда были наиболее крупные и могущественные государства.

- Как называлась война длинной в 21 год? (северная)

- С какой целью Россия воевала со Швецией? (Выход к Балтийскому морю)

4. Новая столица империи

Санкт-Петербург, что означает город святого Петра.

Люблю тебя, Петра творенья,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

- О каком городе написал это стихотворение А.С.Пушкин? (Санкт-Петербург)

Выступление группы №2

- Прошли годы, и город стал столицей государства. Когда-то в начале 17 века шведский король, узнав о строительстве города, сказал: «Пусть царь занимается пустой работой - строит города, а мы оставим себе славу брать оные». Более 3 столетий прошло с тех пор, но город ни разу не был сдан неприятелю.

Выступление группы №3

Выступление группы №4

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

- Мы доказали, что Петр Первый внес коренные изменения в историю России, во все сферы ее жизни. Почему говорят, что Петр «прорубил окно в Европу»? (ответы детей)

- Его преобразования имели большое значение для России и Европы. Европа узнала о сильной, мощной и обновленной России. Выход в Балтийское море открыл экономические (торговые) пути сообщения.

- А теперь обобщим наши знания, решив кроссворд.

1. Какое прозвище получил Петр I в истории России? (Великий)

2. Из-за чего Петр развязал войны со Швецией? (Море)

3. Как называется полк юного Петра? (Потешный)

4. Как называется война, длившаяся 21 год? (Северная)

5. Что Петр заставлял брить? (Борода)

6. Какое государство потерпело поражение в Полтавской битве? (Швеция)

7. Так Россия стала называться после победы в Северной войне. (Империя)

- Вы замечательно справились. А теперь вернемся к началу нашего урока, к контрольным листкам. Теперь мы можем выполнить это задание до конца и дополнить его.

- Соотнесите каждую иллюстрацию, с которой работали группы с помощью ассоциации, со словами.

САБЛЯ - ПОБЕДА, ВИКТОРИЯ

КОРОНА - ТИТУЛ, ИМПЕРИЯ

КОРАБЛЬ - ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ОБРАЗОВАНИЕ, МОДА - РЕФОРМА, ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Игра «Веришь - не веришь?»

- Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осень, 1 сентября? (мнения детей). Именно Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января.

- Верите ли вы, что со времен Петра I в нашей стране появилось телевидение? (мнения детей)

- Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времен стали выпускать газету? (мнения детей) Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».

- Верите ли вы, что первый самолет был построен при Петре I? (мнения детей)

- Верите ли вы, что царь Петр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книг, заспиртованных уродов, старинное оружие т.д.? (мнения детей) Таким образом, были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера, и Публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге.

РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Известно, что год рождения русского флота выражается четырехзначным числом, число десятков на 3 больше числа единиц, число сотен на 3 меньше числа десятков, единиц в числе 6. Какую же дату Петр I считал датой рождения русского флота? (1696 год)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- О каком необычном царе мы сегодня говорили? (Петр I)

- Какой это был человек?

- Что при нем изменилось?

- Что появилось нового?