Разработка урока информатики с использованием дистанционных форм обучения на тему "Компьютерная графика. Создание графических изображений"

Разделы: Информатика

Ключевые слова: компьютерная графика


Пояснительная записка

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

  • среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
  • методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В XXI веке перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Advanced_Distributed_Learning&action=edit&redlink=1 (страница отсутствует) начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения https://ru.wikipedia.org/wiki/SCORM", который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.

Дистанционное обучение позволяет:

  • снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей и т.п.);
  • сократить время на обучение (сбор, время в пути);
  • участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т.д.
  • создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

  • Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;
  • Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.
  • Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
  • Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
  • Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.
  • От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
  • Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

Актуальность

В мире современных технологий компьютерная графика становится всё популярнее, она используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов и порталов в Интернете, в рекламе, кино и т.д. Компьютерные технологии активно внедряются в изобразительно-творческий процесс.

Изучаемый компонент данного курса является важным, так как может повлиять на выбор профессии учащимися (все активнее затребованы специальности дизайнер, Web-дизайнер).

В связи с тем, что последнее время особенно бурно на всем земном шаре идет процесс информатизации, и все больший вес приобретают науки, связанные с общением, информатизационными и коммуникационными процессами, данный курс становится актуальным и востребованным. Все больший вес в жизни людей занимает компьютер и технологии, связанные с работой на компьютере.

Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером.
Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, обучающиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Преимущества

+ Отличная связь. В моей практике не было ни одного случая, чтобы платформа подвела

+ Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра

+ Можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делится не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор

+ В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску

+ Есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы всем или выбрать одного обучающегося. Чат можно настроить на автоматическое сохранение или сохранять вручную при каждой конференции (Чат → Подробнее → Сохранить чат).

+ Можно производить запись урока как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить автовключение записи, а также ставить ее на паузу.

+ Во время конференции можно назначить со-организатора, у которого будут такие же возможности, как и у организатора: включать и выключать микрофон у отдельных учащихся, переименовывать и делить на комнаты.

Компьютерная графика – это сфера деятельности, которая характеризуется совокупностью компьютеров и специального программного обеспечения для работы с изображениями, их создания и редактирования. Это также способ преобразования визуальной информации из реальности в оцифрованный вид и ее обработка и хранение.

Области применения

Научная графика

Изначально компьютерная графика применялась как инструмент визуализации результатов задач науки и производства. Для лучшего понимания решений с помощью графической обработки они создавались в виде чертежей или диаграмм. Использовался режим символьной печати. Позже посредством графопостроителей вычерчивались на поверхности бумаги чернильным пером. В настоящее время программное обеспечение позволяет представлять результаты вычислений максимально наглядно.

Деловая графика

Ее назначение – наглядно выводить показатели эффективности работы различных предприятий и находиться в составе электронных таблиц. Показатели выполнения планов, отчеты, статистика трансформируются в иллюстрации.

Конструкторская графика

Входит в элементы систем автоматизации проектирования (САПР) для работы инженеров, строителей, архитекторов. Пример использования: позволяет создавать изображения на плоскости, такие как сечения или проекции, а также изображения в трехмерном пространстве.

Иллюстративная графика

Прикладное программное обеспечение, технология создания произвольных рисунков и чертежей на экране компьютера. Самые простые из них – графические редакторы.

Художественная/рекламная графика

Развитию направления создания рекламы, компьютерных игр, мультиков, презентаций поспособствовало телевидение. Для получения правдоподобных и движущихся картинок, постановки освещения в соответствии с законами оптики уже требуется компьютер высокой мощности, так как это сопровождается огромным количеством электронных вычислений.

Ход урока

Организационный момент

Учитель проводит дистанционный урок в режиме online с помощью Zoom  —  сервиса для проведения видеоконференций. Для этого до урока планируется конференция и отправляется ссылка на эту конференцию обучающимся с помощью платформы АИС. Далее учитель добавляет участников конференции и начинает урок.

Здравствуйте! Рада вас всех видеть на нашем уроке. Кто отсутствует? Пожалуйста, подключите все видео. (Видео подключение является обязательным, так как учитель увидит всех обучающихся в работе).

Актуализация знаний

Опрос обучающихся. (Учитель задает вопрос, называет имя обучающегося, он включает микрофон и отвечает на поставленный вопрос).

  • Опишите цветовую модель RGB.
  • Какие особенности нашего зрения положены в основу формирования изображений на экране компьютера?
  • Для чего нужна видеопамять?
  • Какие функции выполняет видеопроцессор?
  • Опишите в общих чертах работу видеосистемы персонального компьютера?

Давайте теперь выполним задание № 9 стр.111 учебника. (Каждый обучающийся записывает решение задачи в тетради. Учитель включает интерактивный экран, называет одного из обучающихся, он выполняет задание на экране. Другие могут исправлять его ошибки и комментировать ход выполнения задания).

Объявление темы урока

Давайте вместе посмотрит небольшие видеоролики на сайте РЭШ. (Учитель предлагает посмотреть видео на сайте РЭШ (Российская электронная школа)). Ссылка на видео:

Динамическая пауза: гимнастика для глаз. (Важно проводить динамическую паузу несколько раз за урок, так как идет очень сильная нагрузка на глаза)

Изучение нового материала

Учитель демонстрирует презентацию к параграфу, содержащуюся в электронном приложение к учебнику.

В презентации рассматривается несколько задач, учитель провешивает их на демонстрационном экране. Отвечает на вопросы обучающихся.

Динамическая пауза: гимнастика для глаз.

Закрепление изученного материала

Учитель задает вопрос, называет имя обучающегося, он включает микрофон и отвечает на поставленный вопрос).

  • Что такое компьютерная графика?
  • Перечислите основные сферы применения компьютерной графики.
  • Каким образом могут быть получены цифровые графические объекты?
  • В чем разница между растровым и векторным способами представления изображения?

Давайте выполним задание 5 стр.121 учебника. (Задание выполняется с помощью демонстрационного экрана).

Домашнее задание. §3.2.

Выполнить оnline тестирование по ссылке: https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-informatike-sfery-primenenija-kompjuternoj-grafiki-bosova-7-klass

Результат прислать в виде скриншота в АИС.

Рефлексия

В конце урока обучающимся предлагается нарисовать смайлик, который будет отражать их настроение. (Рисуют все на демонстрационном экране, если времени мало можно нарисовать в тетради и показать на камеру).

Технологическая карта урока

Список литературы

  1. Информатика и ИКТ, 7 класс, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
  2. РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7328/main/250649/
  3. РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7329/main/251104/
  4. Онлайн тестирование: https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-informatike-sfery-primenenija-kompjuternoj-grafiki-bosova-7-klass
  5. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерная_графика
  6. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение
  7. ZOOM: https://zoom-us.ru/