Методическое пособие для детей раннего возраста. Игра-квест «Малышарик и К°»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: квест-игра


Авторы-составители:
Григорьева Анна Владимировна
(воспитатель 1-й категории)
Киселева Софья Александровна
(воспитатель)
Мартынова Галина Андреевна
(высшая категория)
Кабирова Антонина Ивановна
(высшая категория)

Введение

Педагоги спроектировали напольное игровое поле, оно является частью содержания модуля, который мы представили ранее на Кузбасской Ярмарке «Чудесный лес» (авторы указать). Этот модуль ориентирован на воспитателей и родителей для организации игровой деятельности и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

По словам доктора психологических наук С.ЛНовоселовой, игра развивает и радует ребенка. В игре ребенок совершает первые открытия, формируется основные знания, развивается его воображения, фантазия , накапливается жизненный опыт, развивается любознательность, внимание, наблюдательность и мелкая моторика. Происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных и вкусовых ощущений. В этот период закладываются основы познавательной деятельности и физической активности ребенка. и как следствия современный ребенок проживает счастливое детство. Подтверждение этим словам мы видим и во ФГОСе (основной вид деятельности- игровой). Педагоги-практики организовать все взаимодействия с воспитанниками через игру.

Одна из актуальных форм взаимодействия с ребенком - это знакомства с малыми формами фольклора в раннем детстве. Воспитанник узнает красоту русской речи через прибаутки, потешки, колыбельные. Ему понятные взаимоотношения героев в русских сказках. При знакомстве с народными произведениями формируется отношение к окружающему миру, что играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в организации игровой деятельности позволяет педагогу и родителю заложить фундамент психического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроение и чувства: радость, тревога сожаление грусть нежность.

Фольклор помогает малышу расширять словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с социумом, формирует гуманное отношение к окружающему миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность.

Поэтому не случайно мы, педагоги, выбрали фольклорное содержания нашего модуля в основе которого лежат русские народные сказки («Колобок», «Репка», «Волк и 7 козлят», «Курочка Ряба», «Теремок») и потешки народные, авторские («Мишка-косолапый», «Коза рогатая», «Кошка и мышки», «Белка»). Для того что бы замотивировать и вызвать интерес к содержанию модуля у современного малыша, мы предлагаем выбрать из современных героев(Панда, Нюша, Крош, Ежик, Бараш) ему помощника МАЛЫШАРИКА.

В игре с сюжетными игрушками у детей проявляется интерес к сюжету, развиваются манипулятивные действия с предметами. Ребенок начинает переносить разученное действие с одной игрушкой (Колобок) на другие (Коза, Мишка). Он активно ищет предмет, необходимый для завершения действия. При проектировании игрового квеста «Малышарик и К°», учитывалась психологическая особенность развития детей в раннем возрасте. Для решения воспитательных и образовательных задач педагоги и родители используют современные методики и технологии по развитию сенсорики у детей раннего дошкольного возраста (М.Мантессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель, О.Дикроли).

Таблица сенсорного ощущения у детей от 0 до 1 года

Возраст

Визуальное

Осязательное

Обонятельное

Слуховое

Вкусовое

0-1,5 мес

Отвечает улыбкой.

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.
Движения хаотичны, кулачки сжаты.

Узнает мамин запах

Реагирует на резкие звуки.

Тянется к груди матери

1,5-3 мес

Активно интересуется окружающим миром.

Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими
Улучшается координация движений.
Появляются первые попытки дотянуться до предмета.

Узнает маму и других знакомых по запаху

Поворачивается на звук речи взрослого.

Узнает мамино молоко или чужое

3-5 мес

Долго рассматривает предметы.
При играх смеется и улыбается.
Осознанно провожает предмет взглядом.
малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой»

При поддержке под мышки опирается ножками.

Начинает нюхать предметы, знакомиться с ними

При играх смеется и улыбается.
Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких

Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя

5-7 мес

Узнает маму и других близких людей
Осознанно провожает предмет взглядом.
Рассматривает картинки.
дети начинают реагировать на свое имя

Ребенок захватывает игрушку с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку

Отворачиваться от резкого неприятного запаха. Приятный их притягивает и предмет они пытаются уже попробовать на вкус.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Малыш хорошо ест с ложки, снимая губами пищу самостоятельно, пьет из чашки

7-9 мес

Дети могут взглядом находить знакомый предмет по просьбе взрослого

К этому возрасту малыш постепенно становится на четвереньки, ползает на животе по-пластунски.
Ребенок уже может активно пользоваться предметами: стучать предметом о предмет, манипулирует 2-3 игрушками.

Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши
Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова - «дай», «на», «где»

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями

9-12 мес

у ребенка устанавливается игровой контакт со взрослыми, при этом появляются самые разные эмоциональные реакции

Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Дети в этом возрасте способны выполнять более сложные подражательные движения: такие, как перелистывание страниц, катание машинок. Малыши уверенно стоят без опоры, приседают.

Если не нравиться как пахнет пища, может отказаться от пищи.

У него уже сформировалась четкая реакция торможения при слове «нельзя». Ребенок говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя»

Малыш пьет из чашки, придерживая ее руками, легко сохраняет равновесие сидя, даже если при этом берет в руки какой-либо предмет
Начинает быть разборчивым в еде (нравиться, не нравится)

Таблица по формированию понятий

размер

форма

цвет

звук

вкус

запах

0-1,5 мес

Реагирует на резкие звуки.

Тянется к груди матери

Узнает мамин запах

1,5-3 мес

Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Узнает молоко матери или чужое

Узнает маму и других знакомых по запаху

3-5 мес

При играх смеется и улыбается.
Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких

Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя

Начинает нюхать предметы, знакомиться с ними

5-7 мес

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Малыш хорошо ест с ложки, снимая губами пищу самостоятельно, пьет из чашки

Отворачиваться от резкого неприятного запаха. Приятный их притягивает и предмет они пытаются уже попробовать на вкус.

7-9 мес

Начинает понимать где маленькие предметы, где большие.
Ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами.

Можно учить ребенка различать цвета.

Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши
Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова - «дай», «на», «где»

Малыш пьет из чашки, придерживая ее руками.

9-12 мес

Показывает где маленький предмет, где большой
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями

Может показать круг, квадрат.

Может показать основные цвета (желтый, зелёный, красный)

У него уже сформировалась четкая реакция торможения при слове «нельзя». Ребенок говорит ляпетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя»

Малыш пьет из чашки, придерживая ее руками, легко сохраняет равновесие сидя, даже если при этом берет в руки какой-либо предмет
Начинает быть разборчивым в еде(нравиться, не нравится)

Если не нравиться как пахнет пища, может отказаться от пищи.

С учетом развития ребенка педагог и родитель подбирает развивающие игры на сенсорику.

Игровое поле Квеста «Малышарик и Ко» выполнено с учетом требования технологии «Умный пол». Покрытия из мягкой ткани, складывается по технологии буклета «Окошко» 2 сгиба. Игровое поле мобильное, сектора могут расшнуроваться и могут использоваться как отдельные игровые модули. (фото). Каждая часть «окошка» разделена на сектора. В каждом секторе представлена часть сказочного квеста (дети должны выполнить задания по сюжету сказки или потешки). Таких сказочных квестов, представленных на игровом поле - 9 (фото) (фото подписаны).

В центре игрового поля - сюжет сказки «Колобок».

В верхнем правом секторе - сказка «Волк и 7 козлят».

В правом нижнем секторе - сказка «Теремок».

В верхнем левом секторе - сказка «Репка».

В нижнем левом секторе - сказка «Курочка Ряба».

На другой стороне игрового поля в закрытом виде в верхнем правом углу - потешка «Кошка и мыши», внизу правого угла- потешка «Коза рогатая», в верхнем левом углу- потешка «Белка», в нижнем левом угла - потешка «Мишка косолапый».

Воспитанник в самом начале игры знакомиться с героем, который в дальнейшем будет ему помогать - это Малышарик. Ребенок вместе с героем путешествует по игровому полю и выполняет задания.

Краткое описание игры-квеста

"Колобок"

Первая сказка, с которой знакомится малыш - «Колобок».

Воспитанник должен помочь Колобку добраться до дома, по пути им встречается звери, с которыми они должны поиграть и выполнить задания квеста.

1. «Огород». Заяц, предлагает им собрать вместе с ним морковку и капусту. Доставая морковку из "Грядок" (кармашков).

2. «Рыбалка с Волком». Волк предлагает на глади озера найти рыбку и «погонять» ее по озеру.

3. «Помоги Медведю». Медведь, предлагает помочь героям собрать малину в корзину. Ребенок отстегивает ягодку от кустика и складывает ее медведю в корзинку.

4. «Прятки с Лисой». Лиса, по сюжету сказки должна съесть колобка. Воспитатель предлагает ребенку спрятать героев за деревья и кустики, чтобы уйти от Лисы.

Когда герои попадают обратно домой, Колобок благодарит Малышарика за помощь и дети прощаются со сказкой.

"Мишка косолапый"

Ребенку предлагают, манипулируя игрушкой, проговаривать слова потешки, изображая события потешки в действии (удар в лоб, топает ногой и т.д). В начале ребенок показывает движения на игрушке, в дальнейшем на себе. Мишка «расплакался» и педагог предлагает пожалеть мишку. Медведь успокоился и говорит, что больше шишки не будет собирать, а пойдет в берлогу спать.

"Коза рогатая"

Разыгрывается потешка вместе с ребенком, ведущую роль берет на себя педагог (Коза). Ребенок защищает Малышарика, приговаривая "ай-ай-ай" и говорит, что они со своим другом всегда будут кушать кашу и пить молоко.

"Кошка-мышки"

Педагог предлагает малышу, проговаривая слова потешки, распутать хвостики мышкам, чтобы они смогли убежать к себе в норки, пока не проснулась кошка.

"Помоги белки собрать орешки"

Ребенок вместе с героем собирает припасы (шишки и орехи) к зиме. Ребенок должен собрать всё с веток и сложить их в дупло к белочке.

"Репка"

Ребенок вместе с педагогом выстраивает на игровом поле героев сказки по сюжету. Цель игры - пока все герои не соберутся вместе и в правильной последовательности, ребенок не может «вытянуть» репку из кармашка.

"Волк и Семеро козлят"

Педагог, рассказывая сюжет сказки, предлагает ребенку спрятать козлят в кармашки на игровом поле. Учитывая возраст и психическое восприятия реальных событий сказки, взрослый изначально не передает события, описанные в сказке. По мере взросления детей, педагог дает реальную версию сказки (волк съел козлят).

"Теремок"

1. Проговаривая вместе с ребенком слова сказки, герои «находят» свое место на игровом поле (лягушка в окошке, мышка возле печки и т.д). В конце сказки по сюжету приходит Медведь, забирается на крышу теремка и ломает его.

2. Педагог предлагает ребенку собрать Теремок и найти место для Медведя.

"Курочка-Ряба"

1. На игровом поле прикреплена плоскостная игрушка Курочка Ряба, у которой открывается крыло. Под крылом находятся два кармашка в которых спрятаны 2 яйца. Простое и золотое. Ребенку предлагается выбрать яйцо по сюжету сказки (золотое).

2. Манипулируя яйцом, разыграть разлом яйца (расклеить липучку, которая соединяет 2 половины яйца).