Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с понятием двумерного массива данных, со способом описания двумерных массивов; обращения к элементам двумерных массивов; формировать навыки и умения составлять программы с использованием двумерных массивов.
- Развивающая: учить анализировать и сравнивать, задавать вопросы.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к вычислительной технике.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация ранее изученного
- Что такое массив?
- Какие массивы вы знаете?
- Какие способы описания массива вы знаете?
Какие способы формирования (заполнения) массивов вы знаете? - Как обратиться к элементу массива?
Что такое типы данных? - Какие типы данных вы знаете?
- Как использовать команды цикла?
- Какие циклы вы знаете?
3. Изучение нового
- В практической деятельности человека часто используются таблицы и списки.
Например, список учеников в журнале; список среднесуточной температуры месяца; таблица умножения.
- Элементы списков и номера строк и столбцов всегда нумеруются.
- Все это примеры двумерного массива.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим способы формирования двумерных массивов.
- Чтобы представить себе двумерный массив, вспомните зрительный зал кинотеатра.
- Название кинотеатра – имя массива.
- Ряд, место - индексы.
- Человек на определенном месте – элемент массива.
- Для того, чтобы использовать массив в программе, его нужно описать.
ОПР: Двумерным массивом называется массив, элементы которого расположены в виде прямоугольной таблицы.
- Элемент массива обозначается по имени массива, с указанием № строки и № столбца.
- Размерность определяется как количеством индексов в строке и столбце.
- В среде КуМир двумерный массив определить можно так:
цел таб а[1:n1,1:n2], вещ таб b[‘0’:’9’, ‘0’:’9’]
- Для заполнения, вывода и обработки элементов двумерного массива стандартно используются вложенные циклы.
- Например, двумерный массив может быть определен:
цел таб А[1:4,1:4]
- Двумерные массивы принято называть матрицей.
ОПР: Матрица – это таблица, элементами которой могут быть числовые и алгебраические выражения.
- Будем использовать квадратные и прямоугольные матрицы при решении задач.
ОПР: Матрица называется квадратной, если в ней количество строк и столбцов одинаково.
- Например, рассмотрим прямоугольную матрицу 2*3.
- Примеры формирования двумерных массивов.
№1. Опишите двумерные массивы.
а) 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 |
б) 1 3 5 7 |
Решение:
а)
б)
ОПР: Матрица называется единичной, если главная диагональ (идущая из левого верхнего угла в правый нижний) состоит из единиц, а все остальные элементы равны нулю.
4. Практическая работа по формированию двумерных массивов
Задание1: Сформировать двумерные массивы:
а) 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 |
б) |
в) |
г) |
Задание 2: Сформировать единичную матрицу.
Задание 3: Найти наибольший элемент двумерного массива.
Задание 4: Заполнить массив 5*5 случайными числами в диапазоне от 0 до 10. Найти сумму значений элементов ее таблицы.
Задание 5: Дан массив. Требуется умножить элементы этого массива на 4, если А(1)>0, или на 7, если А(1)<=0.
5. Подведение итогов урока
Выставление оценок.
6. Домашнее задание
Задание 1: Заполнить массив 5*5 случайными числами в диапазоне от 0 до 10. Найти сумму значений элементов ее таблицы.
Задание 2: Дан массив. Требуется умножить элементы этого массива на 4, если А(1)>0, или на 7, если А(1)<=0.