«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Тип проекта: групповой, познавательно-патриотический проект.
Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.
Длительность проекта: краткосрочный (с 10 ноября по 12 декабря).
Актуальность темы: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Ознакомление с родным микрорайоном имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Цель проекта: Познакомить детей с родным микрорайоном и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к конструированию.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с 4-м микрорайоном г. Братска в котором они живут,(история, узнаваемые объекты достопримечательности).
- Учить узнавать по моделям социально-значимые объекты микрорайона и уметь рассказывать о его достопримечательностях, ориентировке на улицах, соблюдению правил безопасного передвижения по микрорайону.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, микрорайону, умение видеть прекрасное, гордиться им. Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного микрорайона, достопримечательностях.
Предполагаемый результат:
- Пополнение предметно-развивающей среды по краеведению: учебно-развивающая игра «Карта главных улицы моего микрорайона», патриотический уголок - папка «Мой микрорайон», пополнение рисунками, фотографиями, Д/И «Путешествие по микрорайону», «четвертый лишний», «Пазл - собери объект», (настольная игра) «Микрорайон, в котором мы живём».
- Повышение уровня знаний у детей о достопримечательностях родного микрорайона ;дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- Повышение у детей уровня умения создавать конструкции из лего-конструктора, строительных наборов, бросового материала по собственному замыслу; повышение уровня развития коммуникативных навыков и развития творческого склада мышления у детей; повышение интереса родителей к работе ДОУ.
План реализации проекта
1. Подготовительный этап
- Постановка цели и задач.
- Определение необходимого ресурсного обеспечения: интернет-ресурс, фотографии, иллюстрации улиц города, сбор информации об объектах находящихся на территории микрорайона (библиотека семейного чтения, Детско-юношеская спортивная школа Рекорд, торговый центр «Байкал», военкомат, сбербанк, детские сады, школы, сортировка, почтовое отделение и т.д.)
2. Реализация проекта
1. Формы и методы работы с детьми
№ п/п |
Образовательная деятельность |
Содержание |
1 |
Познание |
Рассматривание открыток, фотографий с видами улиц нашего микрорайона. Беседы на тему «Улица, где я живу», «Мой дом», «Узнаваемые объекты микрорайона»
|
2 |
Социализация |
Дидактические игры
|
3 |
Продуктивная деятельность |
Рисование:
|
4 |
Коммуникация |
Составление пересказа по опорным картинкам-схемам: «Дом», «Магазин», «Детская площадка» «Библиотека»
|
5 |
Чтение художественной литературы |
Чтение произведений Братских писателей А.Лисица, Г.П.Михасенко, Ю.Черных. Заучивание стихотворения «Мой город Братск» (слова В.Н.Маркина, В.В.Сальникова)
|
6 |
Безопасность |
Беседа о правилах перехода через дорогу
|
7 |
Труд |
Субботник (Совместный труд родителей и детей на территории д/с и отведенной территории для экологической тропы, схема план участков) |
8 |
Музыка |
Слушание песен про город Братск |
9 |
Физкультура |
Конспекты утренней гимнастики |
2. Взаимодействие с родителями
Вовлечение родителей в проектную деятельность «Мой микрорайон » посредством информационного листа, запустить анкету.
Консультации по изучению совместно с детьми истории нашего микрорайона.
Привлечение родителей к пополнению фотографий, информации для папки «Мой микрорайон».
Привлечение родителей к прогулке по нашему микрорайону к достопримечательностям с детьми.
3. Продукт проекта
Изготовление учебно-развивающая игра «Путешествие по улицам микрорайона».
Изготовление папки «Мой микрорайон».
Дидактические игры.
3. Результаты проекта
Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.
Макет изготовлен детьми совместно с педагогами, оформлен на ламинированном ватмане композиция «Путешествие по улицам микрорайона». Создана папка «Мой микрорайон» совместно с родителями и детьми
Созданы предпосылки для дальнейшей работы над созданием истории о микрорайоне в рамках морально-нравственного воспитания и создания одноименного мультфильма (такие задачи поставлены в проекте не были. Это результат детской инициативы).
Список используемой литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004.
2. Журавлева В. Н., Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград, 2009.
3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.
4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.: Линка - Пресс, 2003.
5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6.