Проект для детей и родителей в подготовительной группе «Моя малая Родина – микрорайон, где я живу»

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: малая родина, подготовительная группа, проектная деятельность в ДОУ


«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»

Тип проекта: групповой, познавательно-патриотический проект.

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Длительность проекта: краткосрочный (с 10 ноября по 12 декабря).

Актуальность темы: Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом - гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Ознакомление с родным микрорайоном имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Цель проекта: Познакомить детей с родным микрорайоном и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям; развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к конструированию.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с 4-м микрорайоном г. Братска в котором они живут,(история, узнаваемые объекты достопримечательности).
  2. Учить узнавать по моделям социально-значимые объекты микрорайона и уметь рассказывать о его достопримечательностях, ориентировке на улицах, соблюдению правил безопасного передвижения по микрорайону.
  3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, родной улице, микрорайону, умение видеть прекрасное, гордиться им. Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного микрорайона, достопримечательностях.

Предполагаемый результат:

  1. Пополнение предметно-развивающей среды по краеведению: учебно-развивающая игра «Карта главных улицы моего микрорайона», патриотический уголок - папка «Мой микрорайон», пополнение рисунками, фотографиями, Д/И «Путешествие по микрорайону», «четвертый лишний», «Пазл - собери объект», (настольная игра) «Микрорайон, в котором мы живём».
  2. Повышение уровня знаний у детей о достопримечательностях родного микрорайона ;дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
  3. Повышение у детей уровня умения создавать конструкции из лего-конструктора, строительных наборов, бросового материала по собственному замыслу; повышение уровня развития коммуникативных навыков и развития творческого склада мышления у детей; повышение интереса родителей к работе ДОУ.

План реализации проекта

1. Подготовительный этап

- Постановка цели и задач.

- Определение необходимого ресурсного обеспечения: интернет-ресурс, фотографии, иллюстрации улиц города, сбор информации об объектах находящихся на территории микрорайона (библиотека семейного чтения, Детско-юношеская спортивная школа Рекорд, торговый центр «Байкал», военкомат, сбербанк, детские сады, школы, сортировка, почтовое отделение и т.д.)

2. Реализация проекта

1. Формы и методы работы с детьми

№ п/п

Образовательная деятельность

Содержание

1

Познание

Рассматривание открыток, фотографий с видами улиц нашего микрорайона. Беседы на тему «Улица, где я живу», «Мой дом», «Узнаваемые объекты микрорайона»
Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора, бросового материала.

2

Социализация

Дидактические игры
«Разрезные картинки»,пазлы «Собери оъект»
«Кто здесь живёт»
«Путешествие по микрорайону»
Д/и «Угадай, что это?» «Где находится памятник?»
«Волшебный коробок». Цель: Уметь сооружать из спичечных коробков дома.
Сюжетно-ролевые игры
«Моя семья»
«Путешествие по микрорайону на автобусе»
«Детский сад», «библиотека», Подвижные игры «Прогулка по своей улице», «Иди по карте (схеме)» «Три шага на лево, два шага направо…»

3

Продуктивная деятельность

Рисование:
«Улица, где я живу»
«Дорога к дому»
Аппликация:
«Дом в котором я живу»
Коллективная «Достопримечательности нашего района»
Лепка: «Моя семья»
Конструирование
Д/игра: «Архитектор» Смоделировать из кубиков план микрорайона», Главная улица моего микройона» (лего), школы, сады, торговый центр «Байкал»

4

Коммуникация

Составление пересказа по опорным картинкам-схемам: «Дом», «Магазин», «Детская площадка» «Библиотека»
«Улицы- Пихтовая,Снежная,Баркова», «Семья на детской площадке» Составление рассказов-описаний по фотографиям детей. Мнемотаблица «Городские дома»

5

Чтение художественной литературы

Чтение произведений Братских писателей А.Лисица, Г.П.Михасенко, Ю.Черных. Заучивание стихотворения «Мой город Братск» (слова В.Н.Маркина, В.В.Сальникова)
Экскурсия в библиотеку семейного чтения.

6

Безопасность

Беседа о правилах перехода через дорогу
Беседа о правилах игры на детских площадках
Беседа о правилах поведения на лестницах.

7

Труд

Субботник (Совместный труд родителей и детей на территории д/с и отведенной территории для экологической тропы, схема план участков)

8

Музыка

Слушание песен про город Братск

9

Физкультура

Конспекты утренней гимнастики

2. Взаимодействие с родителями

Вовлечение родителей в проектную деятельность «Мой микрорайон » посредством информационного листа, запустить анкету.

Консультации по изучению совместно с детьми истории нашего микрорайона.

Привлечение родителей к пополнению фотографий, информации для папки «Мой микрорайон».

Привлечение родителей к прогулке по нашему микрорайону к достопримечательностям с детьми.

3. Продукт проекта

Изготовление учебно-развивающая игра «Путешествие по улицам микрорайона».

Изготовление папки «Мой микрорайон».

Дидактические игры.

3. Результаты проекта

Разработан и внедрен перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.

Макет изготовлен детьми совместно с педагогами, оформлен на ламинированном ватмане композиция «Путешествие по улицам микрорайона». Создана папка «Мой микрорайон» совместно с родителями и детьми

Созданы предпосылки для дальнейшей работы над созданием истории о микрорайоне в рамках морально-нравственного воспитания и создания одноименного мультфильма (такие задачи поставлены в проекте не были. Это результат детской инициативы).

Презентация

Приложения

Список используемой литературы

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004.

2. Журавлева В. Н., Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград, 2009.

3. Маханёва М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.: АРКТИ, 2004.

4. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.: Линка - Пресс, 2003.

5. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, №6.