Цели урока:
- Образовательные: формирование представлений об образовании ветра, причинах его возникновения; знакомство с видами ветров и графическим изображением наблюдений за направлением ветра;
- Развивающие: развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов;
- Воспитательные: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – продолжить формировать у учеников систему знаний об атмосфере Земли путём ознакомления с понятием «ветер» и причинами его образования, выяснить особенности формирования и свойства постоянных и переменных ветров.
- Метапредметные - развивать навыки определения направления и силы ветра; развивать практическое умение строить «розу ветров», способствовать пониманию учащимися важности наблюдения и изучения ветров.
- личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознание целостности природы Земли; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности
Универсальные учебные действия (УУД)
- Личностные: осознавать необходимость изучения темы
- Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
- Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добываемые знания из источников географической информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
- Коммуникативные: уметь обобщать и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта мира, флюгер, анемометр, жетоны, таблицы «Бриз», «Муссоны», презентация «Движение воздуха.Ветер», компьютер, учебник «География .Начальный курс». 6 кл. А.А.Летягин; под ред. В.П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2015, географический атлас для 6-го класса, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада сегодня вас видеть и хочу всем пожелать плодотворной работы. (Озвучиваю критерии отметок).Для того чтобы получить сегодня хорошие отметки, нужно активно работать в течение урока, а также справиться со всеми заданиями нашего занятия! Обратите внимание на вот эту таблицу (приложение1, Лист1), которая называется «Заявка на оценку!», подумайте, какую оценку вы хотели бы сегодня получить. Заработанные баллы не забывайте фиксировать в листе самооценки.
2. Стадия вызова
Проверка домашнего задания
- На предыдущем уроке мы с вами знакомились с темой «Атмосферное давление». Эта тема тесно связана с сегодняшней, поэтому повторим изученный материал.
Поиграем в игру «Верю – не верю» (подготовить жетоны на 2 балла)!!!
(учащиеся вытягивают карточку с предложением, если предложение верное вы говорите «Верю»,если не соглашаетесь то говорите «Не верю»).
Итак, начинаем.
1) Верите ли вы в то, что на вершине горы давление меньше, чем у её подножья? (Верю)
2) Верите ли вы в то, что нагретый воздух легче холодного(верю)
3) Верите ли вы в то, что температура воздуха в тропосфере уменьшается с высотой. (Верю)
4) Верите ли вы в то, что угол падения солнечных лучей является главной причиной изменения температуры по широте. (Верю)
5) Верите ли вы в то, что воздух перемещается из областей низкого давления в область высокого? (Не верю)
6) Верите ли вы в то, что нормальным атмосферным давлением является 760 мм рт.ст. (Верю)
7) Верите ли вы в то, что атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. (Верю)
8) Верите ли вы в то, что прибор для измерения давления – термометр. (Не верю)
9) Верите ли вы в то, что распределение областей атмосферного давления зависит от температуры воздуха. (Верю)
- Сегодня мы продолжаем знакомство с явлениями атмосферы. Сейчас я предлагаю посмотреть отрывок одного известного советского фильма, называется он «Весна на заречной улице». Смотрите внимательно! Ведь благодаря этому отрывку мы узнаем тему нашего урока. (показываю отрывок).
- Какое атмосферное явление мы наблюдали в фильме?
- Порыв воздуха
- Движение воздуха
А как можно назвать движение воздуха?
- Ветер
- Так как же называется наша тема?
Тема урока: «Движение воздуха. Ветер» (записывают тему и дату на Лист 2)
- С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.
Заполнение таблицы.
Задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось, сверимся с информацией на слайдах. (жетоны)
Лист №2
знаю | хочу узнать |
узнал |
- движение |
- Ветер |
|
На основе содержания колонки «Хочу узнать» (вопросы вписаны заранее), сформулируйте цели урока:
Цели урока:
- Узнать что такое ветер (жетон)
- Выявить причины возникновения ветра (жетон)
- Узнать от чего зависит сила скорость и направление ветра (жетон)
- Выявить, как ведут наблюдения за ветром (жетон)
- Узнать что такое «роза ветров» (жетон)
3. Стадия осмысления
- Ребята, представьте себе такую ситуацию, в один воскресный зимний день вы с друзьям решили покататься на лыжах, день пролетел незаметно, вы получили огромное удовольствие от такого отдыха. Пришли домой. И решили согреться. Принесли дров. Затопили печь. Сидите и слушаете, как потрескивают дрова, в доме становиться тепло.
- Вы никогда не задумывались, куда девается дым? Почему дым не заходит в комнату? (вывожу на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершины трубы).
Учащиеся: Дым вытягивается в трубу. На уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется из области высокого давления в область низкого давления. (жетон)
- Такое явление – из области высокого давления в область низкого давления - проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.
приведите пример такого явления?
Учащиеся: Это ветер
- Попытайтесь сформулировать определение ветер?
Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. (жетон)
Выделим ключевое слово и признаки.
Проблема: Какие причины могут вызвать это движение?
(Организую учащихся в группы для исследования проблемной ситуации)
- Сейчас вы будете работать по группам, всего 4 группы. Каждая группа получает схему. Опираясь на полученные ранее знания, а также материалы вашего учебника на стр. 136, определите, как изменяется направление ветра, и ответьте на мои вопросы.
- 1 группа (Ваня): на берегу моря днём «Дневной бриз»
- 2 группа (Вера): на берегу моря ночью в течение суток «Ночной бриз»
- 3 группа (Ирина): на берегу моря летом «Летний муссон»
- 4 группа (Саша и Леша): на берегу моря зимой.
Работа в группах, объяснение схем.
- Рассмотрите образование ветра днем. Анализ схемы «Дневной и ночной бриз».
Вопросы (читают вопрос и отвечают):
1. Что быстрее нагревается: суша или водная поверхность? (Суша)
2. Что происходит с воздухом над сушей? (он нагревается от суши, становится легким и поднимется вверх).
3. Что происходит с воздухом над морем? (Он охлаждается от моря, сжимается и опускается вниз).
4. Какое давление устанавливается над морем? (высокое)
5. А какое давление устанавливается над сушей? ( Низкое)
6. В каком направлении будет дуть ветер? (с моря на сушу) (если учащиеся раскрыли тему, то каждому жетон по три балла)
1. Что быстрее остывает: суша или водная поверхность? (Суша) 2. Что происходит с воздухом над сушей? (он охлаждается, сжимается и опускается вниз)
3. Что происходит с воздухом над морем? (Он нагревается от моря, расширяется и поднимается вверх) 4. Какое давление устанавливается над морем? (низкое)
5. Какое давление устанавливается над сушей? (высокое)
6. В каком направлении будет дуть ветер? (С моря на сушу)
(если учащиеся раскрыли тему ,то каждому жетон по три балла)
Учитель (вопрос противоположной группе): Что же такое бриз?
Бриз – ветер прибрежной зоны, который дует днём с моря на сушу, а ночью – с суши на море. (жетон)
Рассмотрите образование «летнего и зимнего муссона. Анализ схемы «Дневной и ночной бриз».
Характеристика летнего муссона:
1. Летом поверхность суши прогревается быстрее и сильнее.
2. Над сушей возникает область низкого давления.
3. Над океаном из-за медленного прогревания воды атмосферное давление выше.
4. Муссон дует с океана на сушу, приносит дождливую и прохладную погоду
Характеристика зимнего муссона:
1. Зимой поверхность суши охлаждается быстрее и сильнее.
2. Над сушей возникает область высокого давления.
3. Над океаном воздух нагрет сильнее и атмосферное давление ниже.
4. Муссон дует с суши на океан, приносит сухую и холодную погоду.
Учитель (вопрос противоположной группе): Что же такое Муссон?
Муссон - ветер, который меняет свое направление два раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот (жетон)
- Когда же реки Дальнего Востока и Индии будут разливаться?
Учащиеся: Летом, с приходом муссонов. (жетон)
Итак, подведем итог и ответим на наш проблемный вопрос:
Какие причины могут вызвать это движение?
Вывод:
- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному)(жетон);
- над сушей и морем разная температура;(жетон)
- разное давление; (жетон)
- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер). (жетон)
Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?
Опыт с воздушными шариками.
Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.
Технологический приём «Кластер»
Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.
Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре:
В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали.
Прослушайте отрывок из литературного произведения А.С.Пушкина и ответьте на вопрос:
«О каких характеристиках ветра идет речь?».
Ветер, ветер, ты могуч (сила)
Ты волнуешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, (скорость)
Всюду веешь на просторе, (направление)
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
- Сила, скорость и направление ветра. (жетоны)
- Познакомимся поближе с силой и скоростью ветра.
Посмотрите на слайд, определите силу ветра в баллах.
Сделайте вывод, используя рисунки слайда.
Вывод: Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер. (жетон)
- Почему говорят: определите силу ветра по шкале Бофорта?
(Учащиеся предполагают, что это как-то связано с Бофортом).
- Британский адмирал Бофорт в 1805 году предложил шкалу определения силы и скорости ветра. Поэтому так и говорят.
- Определите, в каком случае ветер будет сильнее, откуда и куда будет дуть?
1. 743 мм.рт.ст. 758 мм.рт.ст. (15 мм.рт.ст)
2. 768 мм.рт.ст. 762 мм.рт.ст (6 мм.рт.ст)
Учащиеся: В первом случае, т.к. разница составила 15 мм.рт. ст., а во втором - 6 мм.рт. ст. (жетон)
Формирование вывода: Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.
Знакомство с флюгером и анемометром.
Прибор для определения силы ветра называется – анемометр.
Направление ветра определяют с помощью флюгера и называют по той стороне горизонта, откуда дует ветер.
Физкультминутка «Флюгер»
Нанесите на графическую опору характеристики ветра, видов ветра. (жетон)
Приём «Практичность теории»
На листе №3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра в Новом Никулино за март 2019года. По этим данным учимся строить «розу ветров».
По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров).
Работа с розой ветров.
1. Какой вывод можно сделать по графическому изображению?
(по розе ветров можно сделать вывод: в марте преобладали южные (8 дней) и западные (5 дней) ветры. Это говорит о том, что наступает весна, солнечных и теплых дней весной становится больше. А западные потому, что для нашей территории характерен постоянный западный перенос ветров. Западные ветры обычно приносят осадки и потепление зимой, похолодание и дождливую погоду летом.
2. Для каких целей нужно знать розу ветров?
- При строительстве аэродромов роза ветров используется, чтоб узнать направление ветров, и аэродромы строят параллельно преимущественным движениям ветра для удобства посадки самолетов.
- Или же если мы при строительстве дома ,мы выберем правильное место, учитывая розу ветров, то не будут наметать зимой сугробы.
- Уносит загрязняющие вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями.
- зная розу ветров и преобладающие ветра, можно строить ветряные электростанции в этих местах, мельницы.
4. Стадия рефлексии
1. На листе 2 заполняется 3 колонка (узнал)
(данный прием позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность)
2. Восстановление перепутанной логической цепочки.(жетон 3 балла)
(Правильный ответ: 2-1-4-3-5)
(Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей)
По листу самооценки выставляются отметки.
5. Домашнее задание
- пар.26, стр. 139, в.1,2.
- составить синквейн на тему «Ветер».