Введение
Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации - насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.
Совсем недавно работу в интернете и освоение современных программ каждый учитель осуществлял по мере своих сил и возможностей, но ситуация с коронавирусом показала: цифровые навыки из желательных становятся обязательными и необходимыми.
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
В настоящее время большинство педагогов уже сформировали навыки поиска и анализа информации в интернете. Однако у некоторых учителей до сих пор остаются проблемы с созданием цифрового контента. До введения режима самоизоляции и дистанционного обучения более половины педагогического коллектива в разной степени уже использовали цифровые ресурсы. Тем не менее ситуация показала, что онлайн-образование — это совершенно новый формат работы, которому надо учиться. В нашей школе многие учителя работают через интернет-платформы. Хотим мы этого или не хотим, но объективная реальность сегодня такова, что большинство учащихся своё свободное от школы время проводит в сети Интернет. Вовлечь в процесс обучения ребёнка сейчас без привлечения сети Интернет становится всё сложнее. Поэтому развитие современной цифровой образовательной среды становится очень актуальным, так как оно имеет огромные возможности для повышения качества обучения в современной школе. Пришло время цифровых технологий в образовательные учреждения.
Основная часть
Мы должны давать знания не только по своему предмету, но и учить детей жить в динамичном мире, шагать в ногу со временем, отслеживать и осваивать новые технологии получения знаний, в том числе дистанционно. Одной из таких технологий является использование цифровых инструментов (образовательных платформ, сервисов и приложений) в образовательном процессе.
Сегодня существуют два формата дистанционного обучения: синхронный и асинхронный. Первый предполагает общение с детьми в режиме реального времени. Это онлайн-уроки, во время которых учитель взаимодействует со всеми учениками сразу. При этом для удаленной командной работы он может использовать онлайн-доски, совместные экраны, мобильные приложения и чаты, чтобы общаться, привлекать учеников к обсуждению, не давать отвлекаться.
Асинхронный формат продолжает взаимодействие педагога с детьми в то время, когда онлайн-уроки заканчиваются. На помощь учителю-предметнику приходят различные цифровые технологии. Это могут быть записанные уроки и лекции, проверочные тесты, онлайн-задания, игры и многое другое. Такой подход делает обучение максимально эффективным, обеспечивает беспрерывную вовлеченность учеников в процесс, а также позволяет постоянно получать от них обратную связь. При этом учащиеся могут выбирать индивидуальный темп, а учитель подключается только по мере необходимости.
Интернет предоставляет множество образовательных платформ. Я назову те, которыми пользовался сам; «Сберкласс» или другими словами «Школьная цифровая платформа» (ШЦП) — это ИТ-решение, разработанное в рамках реализации программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Она содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала и кросс-предметных исследований. Система позволяет учителям продолжать эффективное обучение учеников, а ученикам — заниматься самостоятельно, «Tinkercad» – это онлайн сервис, который сейчас принадлежит мастодонту мира CAD-систем – компании Autodesk. Тинкеркад уже давно известен многим как простая и бесплатная среда для обучения 3D-моделированию. С ее помощью можно достаточно легко создавать свои модели и отправлять их на 3D-печать. Единственным ограничением для русскоязычного сегмента интернета долгое время являлось отсутствие русскоязычного интерфейса, сейчас эта ситуация исправляется.
Школьная цифровая платформа от «СБЕР КЛАСС»
Инструментом реализации персонализированного подхода в программе фонда является Цифровая платформа. Это удобное и эффективное средство планирования и организации учебного процесса, при котором каждый ученик может максимально результативно использовать свое учебное время и оперативно получать обратную связь по результатам достижения учебных целей. Платформа не заменяет учителя: его роль наставника, тьютора и навигатора в образовательном процессе является ключевой. В платформе заложены инструменты для развития у школьников «навыков XXI века», в частности креатива, умения ставить и достигать цели, критического мышления, работы в команде.
«Учебные задачи построены так, что решение их фиксируется не только фактом прохождения единицы учебного материала, а «прокачкой» тех самых мягких навыков, необходимость развития которых сейчас очевидна для того, чтобы ребенок на протяжении всей жизни мог адаптироваться к изменяющимся условиям в мире с высокой степенью неопределенности».
Платформа также предоставляет возможности для самостоятельного углубленного изучения интересующих учеников предметов. Благодаря этой платформе станет возможным обеспечение детей персонализированным образованием и современным цифровым контентом по всем предметам школьной программы за 5 – 9-й классы. Платформа также позволит учителям использовать интерактивные и авторские образовательные модули, автоматизировать рутинные операции и привнести в очный образовательный процесс новые формы взаимодействия учителей, наставников с учениками. Для полного охвата учащихся в платформе, детям были предоставлены смартбоксы. При помощи, которых учащиеся смогут войти на платформу с обычного телевизора.
А теперь рассмотрим платформу с разных сторон;
Ученик – Получив доступ к школьной цифровой платформе, может приступить к изучению предмета. Платформа СберКласса спроектирована на базе персонализированной модели образования — комплексного педагогического, цифрового и управленческого решения. Школьная цифровая платформа — это ИТ-решение, разработанное в рамках реализации программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Она содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала и кросс-предметных исследований. Система позволяет учителям продолжать эффективное обучение учеников, а ученикам — заниматься самостоятельно. Сбербанк обеспечил возможность удалённого обучения школьников. Учащиеся на платформе могут получить следующие навыки, представленные в таблице;
Результат | Самостоятельность |
Индивидуальная траектория |
Эффективное решение поставленных задач |
Работа индивидуально или в группе |
Индивидуальный учебный план |
После входа на платформу в личный кабинет, ребенок видит выбранные им предметы, расписание уроков, результаты проверки заданий учителем и самое главное прогресс освоения предмета и мягких навыков. Мягкие навыки — комплекс неспециализированных социально-психологических навыков, обеспечивающих успешность и эффективность выполнения деятельности. На платформе ребенок после выполнения заданий может отслеживать свои навыки, которые отображаются в диаграмме на его странице. Что позволяет ученику корректировать свои навыки. Улучшать те, которые развиваются менее остальных. По результатам диагностики ученику и учителю даются рекомендации по предпочтительным уровням и способам освоения предметных учебных целей. Ученик обучатся в своём темпе, без простоев или отставаний (нет ориентации на «среднего»), выполняя выбранные им разного рода задания модулей из избыточного перечня, развивающие в том числе те или иные «гибкие» навыки.
Учитель - Что платформа дает педагогу? Учителя смогут вести электронный журнал и документооборот, а также будут иметь мгновенную обратную связь с каждым из учеников. Занятия на ШЦП позволяют реализовать смешанный формат обучения, когда цифровые решения выступают помощником для учителя, делают изучение привычных школьных предметов для детей более интересным, повышают их мотивацию, позволяют использовать интерактивные форматы обучения, геймификации. Есть возможность автоматически составлять расписание и проверять домашние задания детей. Поэтому мы будем наблюдать системный тренд на увеличение доли «смешанного» формата обучения, когда цифровые решения будут выступать помощником для учителя, делать обучение для детей более интересным, повышать их мотивацию, создавать персонализированные траектории развития детей, использовать интерактивные форматы обучения и многое другое. При этом, работа с платформой помогает выстроить работу школьного коллектива на единых согласованных принципах не только в условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса нового типа, но и в любое другое время.
Сейчас мы планируем развивать платформу в школе, основываясь на деятельностную теорию обучения. Поэтому платформа обязательно включает возможности, ключевые для каждого ребенка и учителя: персонализация - выбор ребенком целей и траектории обучения, уровня сложности, поиск ответов на вопросы, мотивация на поиск и изучение дополнительных источников и свобода выбора контента учителем и учеником.
В настоящее время с помощью цифровой платформы Сбербанка могут обучаться ученики 5-х классов. В списке предметов, доступных на этой платформе в нашей школе: география, литература, русский язык, технология.
Что касается учебных материалов, школьная цифровая платформа включает в себя сервис со всеми актуальными учебниками, входящими в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Ссылки на дополнительные источники для более углубленного изучения той или иной темы в рамках учебных модулей представлены на платформе - как для учителей, так и для детей.
Тинкеркласс
Если вы ищете бесплатную, простую, эффективную онлайн-программу для 3d моделирования то Tinkercad именно для вас. Она отлично подойдет для детей, начинающих и опытных пользователей, ввиду того что объекты можно создавать очень быстро. Тинкеркад (Tinkercad Circuits Arduino) – бесплатный, удивительно простой и одновременно мощный эмулятор Arduino, с которого можно начинать обучение электронике и робототехнике. Он предоставляет очень удобную среду для написания своих проектов. Не нужно ничего покупать, ничего скачивать – все доступно онлайн. Единственное, что от вас потребуется – зарегистрироваться. Рассмотрим подробней, я считаю самый простой и удобный редактор для подготовки моделей к 3D-печати, для новичков. Это онлайн-редактор. Вам даже ничего не понадобится устанавливать.
Находится он по адресу www.tinkercad.com. Эмульгатор бесплатный. Изначально был сделан независимыми разработчиками, но позже был приобретен Autodesk. Известному разработчику ПО, в том числе AutoCAD, 123Catch и многих других программ. В настоящий момент зарегистрироваться в Тинкеркад можно используя единую Autodesk учетную запись, а также можно войти при помощи Google аккаунта или создать свой аккаунт.
К сожалению, данный продукт выпущен только на английском языке. Но он довольно прост, используя Яндекс браузер, все переводится автоматически на русский язык, и освоить его не составит труда.
Для учителя есть готовые бесплатные планы уроков по некоторым предметам. Для меня есть планы по «Технологии», что очень удобно. Можно выдать учащимся готовые задания или заняться созданием 3D-моделированием согласно вашей рабочей программы.
После детального изучения платформы можно добавлять классы. Количество классов и параллели остаются за выбором учителя. В связи с тем, что в нашей школе был открыт центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и внедрения новых программ по технологии в которых уделяется большое место 3D-моделированию, данная платформа является актуальной в обучении учащихся. Мы добавили один пятый класс. Добавить класс очень просто. Можно добавлять по одному, а можно сразу списком всех обучающихся. Когда учитель создает класс для своих учеников в классах Tinkercad – это плавный опыт как для учеников, так и для учителей, сокращающий количество времени, которое требуется для каждого, чтобы начать работу.
Tinkercad предусматривает множество способов создания моделей. Вы можете создавать свои дизайны или редактировать готовые модели других пользователей Tinkercad, а также импортировать и редактировать модели из любых других программ в формате. stl, obj, and, svg. П Используя Tinkercad, можно экспортировать ваши модели для 3D-печати, либо скачивать и распечатывать модели других пользователей.
Tinkercad работает по принципу перетаскивания трехмерных фигур/форм на рабочую сетку и их последующего видоизменения. Все, что нужно для работы, — это Интернет с хорошей скоростью и устройство ввода (мышь, планшет, возможно выполнение работы на смартфоне).
На самом деле 3D-технологии — это прежде всего практика, иногда требующая большого внимания и терпения, чтобы получить нужную нетривиальную форму объекта. Поэтому, чем больше вы попробуете, больше практического опыта получите, тем лучше. И начинать это лучше с младшего школьного возраста.
Для проверки деятельности вашего класса переходим в классную комнату, где видим список учащихся. Перейдя на вкладку определенного ученика, мы можем просмотреть его деятельность. Все проекты, которые выполнял учащийся сохраняются на его странице. Выбрав необходимый нам проект, имеем возможность проверить его в соответствующем окне.
В котором мы можем;
- скачать проект, если он готов,
- копировать и изменить, для внесения поправок,
- оставить комментарий или оценку за проект.
В заключение каждый учащийся выполнивший проект по созданию 3D-модели, может продолжить работу по ее применению. Это может быть печать на 3D-принтере или для создания панорам. Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, а также информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения.
По сути, перед нами полноценная среда разработки, обладающая пусть и скромным, но вполне достаточным для большинства случаев набором инструментов, а наличие в одной среде визуального режима и механизмов отладки делает данный сервис по-настоящему уникальным и крайне удобным для новичков. Платформа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Платформой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, расчет необходимых размеров и др.), физика, химия. Платформа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. В ней уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, модели, технологические карты, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ. В приложении представлены модели выполненные на уроках технологии.
Заключение
У каждой образовательной платформы есть свои плюсы и минусы, и работа с какой-то одной не даст какого-либо ощутимого прорыва в обучении, но безусловно помогает индивидуализировать образовательный процесс, развивать творчество детей, учебную самостоятельность и ответственность учащихся, предоставляет разнообразные инструменты для продуктивной деятельности.
Для эффективной реализации потенциала цифровых технологий («сквозных» технологий) необходимо ясно поставить задачи разработки цифровых решений для образования, адаптировать технологический потенциал к конкретным задачам, которые решают учителя и обучающиеся, преподаватели и студенты, осваивая навыки, ценности и содержание образования в цифровую эпоху.
Особое место в постановке задач для разработки и апробации цифровых технологий должны занять образовательные технологии и целые образовательные системы, поддерживаемые и развиваемые профессиональными сообществами педагогических работников. Важно обеспечить одновременно и связанно и усиление преимуществ образовательной технологии за счет цифровых решений, и разработку цифровых решений в технологическом образовательном цикле, и проработку откровенно слабых «мест» образовательных технологий и систем. Безусловной ценностью разработки любых решений должно оставаться развитие и благополучие человека, создание потенциалов его достоинства и самореализации в широком спектре жизненных задач.
Цифровая трансформация может вести к качественному изменению образовательной работы. Без такого изменения невозможно сформировать у каждого члена общества способности плодотворно жить и трудиться в условиях меняющейся экономики, непрерывно продолжать свое образование на протяжении всей жизни. Суть этого изменения — использование новейших, быстро развивающихся ЦТ для последовательного перехода к персонализированной, ориентированной на результат организации образовательного процесса (ПРО).
Конечно, данная система далеко не идеальна, но она хороша уже тем, что:
- Связь учитель – ученик не прервалась с введением дистанционного обучения;
- На основании полученных материалов можно системно организовать вводное повторение и ликвидацию пробелов в знаниях;
- Позволяет индивидуально работать с каждым учащимся и дифференцировать домашние задания;
- Позволяет использовать интернет-ресурсы при выполнении домашних заданий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: свободный.
- О приоритетном проекте «Цифровая школа». URL: http://government.ru/projects/selection/693/30822/ (дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: свободный.
- Реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна». URL: http://neorusedu.ru/activity/realizatsiya-dostupa-k-onlayn-kursam-po-printsipu-odnogo-okna(дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: свободный.
- Витвицкая Л.А., Студеникина О.В. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании // Вестник ОГУ. Оренбург, 2016. № 12 (200). С. 9-12.
- https://getfab.ru/post/611/
- https://3dsystem.pro/upload/iblock/6df/MB_IN_THE_CLASSROOM_RUS_WEB-_1_.pdf
- 3D-моделирование в Tinkercad https://digitalschool.msk.ru/tinkercad