Цель:
- расширить знания об окружающей среде, о влияние человека на природу,
- формировать правильное отношение к природе и экологическую культуру.
Задачи:
Обучающая:
- показать влияние человека на окружающую среду;
- формировать систему знаний об экологических проблемах современности.
Развивающая:
- развитие потребностей к изучению экологических проблем, необходимости защиты природы;
- развитие внимания, умственной активности, воображения;
- развивать умения групповой работы.
Воспитательная:
- формировать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать потребность и мотивацию к охране окружающей среды;
- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Планируемые результаты.
- Предметные: осознание целостности окружающего мира и влияния человека на природу, освоение основ экологической грамотности, поведения людей в природе.
- Личностные: проявлять интерес к изучению окружающей среды, формировать гражданскую идентичность, чувства гордости за свою Родину.
- Метапредметные.
- Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, делать собственные выводы, оценивать достижения.
- Познавательные: умение наблюдать и делать выводы, составлять план рассказа, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: участвовать в групповом обсуждении, вступать в диалог, выстраивать продуктивное взаимодействия, применять правила социокультурного взаимодействия со сверстниками, освоения способами решения творческих поисковых задач.
Формы организации образовательного процесса: групповая работа, творческая работа.
Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, игровые.
Тип занятия: внеклассное занятие.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
- Добрый день, ребята. Начинается наше занятие. Проверим свою осанку. Поприветствуем друг друга.
- Я хочу, чтобы вы закрыли глазки и послушали стихотворение Якова Акима. Представьте, о чем в нем говорится.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нет.
- К чему призывает стихотворение? (ответы детей)
- Сегодня наше занятие мы посвятим теме: «Защити природу!» Слайд 1
- А почему природу нужно защищать? (ответы детей)
- Кто виноват в природных бедах? (ответы детей)
Слайд 2
- Ребята, особое внимание сегодня мы уделим защите лесов, водных объектов, животных, воздуха.
2. Групповая викторина: «Спасатели планеты»!
- Ребята, сегодня мы будем: «Спасателями планеты». В этом нам помогут другие защитники.
Слайд 3
- Лесной патруль, Водная полиция, Воздушный десант и Зоозащитники помогают защищать природу.
- Зачем нужен Лесной патруль? (ответы детей)
- Какие объекты защищает Водная полиция? (ответы детей)
- Воздушный десант следит за порядком в какой среде? Почему он необходим? (ответы детей)
- Что защищают зоозащитники? (ответы детей)
- Защитники природы прислали сегодня для вас задания, которые необходимо выполнить, чтобы стать настоящим защитником природы.
Слайд 4
Работа в группах по 4 человека. Каждая группа получает конверт с заданиями.
- Каждая команда получила конверты. Они у вас на столах. Победитель в каждом задании получает - 4 очка, за второе место – 3 очка, за третье – 2 балла, за 4 – 1 балл. Если есть ошибки, то минус 1 балл. Викторина начинается!
1-й этап: Задания от Зоозащитников
- Каждая команда открывает конверт от Зоозащитников.
Задание 1. Лесные следопыты.
- Соедините следы зверей с их владельцами.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)
Задание 2: Пазл с исчезнувшими животными.
- В трех конвертах – изображения, разрезанные на части. Собери их.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех.)
- Это задание вы получили не случайно. 4 октября в мире празднуют Всемирный день защиты животных.
Слайд 5
- В своем задании вы собрали изображения трех животных, которые исчезли по вине человека. Это моа, квагга, байцзы.
(Три заранее подготовленных ученика дают справку по этим животным).
Моа – гигантские бескрылые птицы, вымершие по вине человека в XVI веке. Обитали в Новой Зеландии. Некоторые виды имели гигантские размеры – до 3,6 метра в высоту. Моа были травоядными. Питались плодами, листьями и побегами. Вымерли в начале XVI века. В исчезновении этих удивительных созданий виноваты майори – коренное население Новой Зеландии.
Квагга – истребленный вид зебр. Животное квагга является непарнокопытным. Квагги населяли обширные пространства степей Южной Африки. Зебра квагга имеет необычный для своего вида окрас. Голова и шея у нее полосатые, как у зебры, а однотонный гнедой круп делает ее похожей на лошадь. Но вместе с приручением этой зебры началось и ее истребление. Сначала квагг начали добывать из-за прочной шкуры, потом животных стали вытеснять территориально, занимая дикие угодья зебр под фермы и пастбища. Но решающим фактором в истреблении послужила война между европейцами и коренным населением Африки. Последняя дикая квагга была убита в 1878 году. Последняя квагга в мире умерла в зоопарке Амстердама в 1883 году.
Байцзи, также известные как белые дельфины или дельфины реки Янцзы, весят от 180 до 230 кг и достигают длины 2,5 м. У них длинная морда и маленькие глаза, белые бока и бледно-голубая сероватая спина. Они питаются в основном рыбой, которую они находят с помощью эхолокации, так как почти слепы. У речных дельфинов нет хищников, кроме людей. В декабре 2006 года дельфин реки Янцзы стал первым китообразным, который был объявлен «функционально» вымершим – это означает, что вид не может обновиться, даже если особь или две всё ещё существуют.
2 этап: Задания от Водной полиции
- Пришло время для второго конверта. Это задания от Водной полиции. Открываем голубой конверт.
Задание 1: Водное недоразумение.
- Нужно поставить буквы правильно, записать и получить название водных объектов, которые нуждаются в защите.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех.)
Задание 2: Мусорная река.
- Втором задание от Водного патруля. Необходимо в мусорном пакете потрогать предмет (не видя его) и правильно его назвать. Участвуют по 2 человека от каждой команды.
(Подведение итогов. За каждый правильный ответ, игрок приносит своей команде 1 балл.)
3 этап: Задания от Лесного патруля
- Нас ожидает третий зеленый конверт. И это задания от Лесного патруля.
Задание 1: Листопад.
- Сейчас осень. Одно из осенних явлений – это листопад. Угадайте, с какого дерева упал лист. Соедините названия деревьев с изображением нужного листа.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)
Задание 2: Спасите лес.
- Найдите на картинке 18 предметов, которые губят лес. На каждом губительном предмете ставьте цифру по порядку, в котором его обнаружили. От 1 до 18.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех.)
4 этап: Задания от Воздушного десанта
- Заключительный конверт с заданиями от Воздушного десанта.
Задание 1: Избавь воздух от загрязняющих веществ.
- В первом задании от Воздушного патруля нам нужно избавить воздух от загрязняющих веществ. От каждой команды приглашаются по 2 человека. У каждого участника есть 3 удара. Нужно попасть только в черные (грязные) частицы в воздухе.
(Изображение шариков воздуха прикреплено на доске. Каждый игрок бросает мячик для пинг-понга и пытается «выбить» (попасть) в черные кружки.
(Подведение итогов. За каждый точный бросок, игрок приносит своей команде 1 балл.)
Задание 2: Найди пару для электромобиля.
- Одна из главных причин загрязнения воздуха – это выхлопные газы от автомобилей. Защитники природы призывают пересесть всех жителей на электромобили. Мы с вами поможем в этом. Соедините вместе два одинаковых электромобиля.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)
5 этап: Защитником природы может быть каждый!
- Каждая команда успешно справилась с заданиями от защитников природы. Все вы можете стать защитником для природы. Что каждый из вас может для этого сделать? (Ответы детей)
- Все это правильно! Сейчас мы потренируемся, как это быть защитником природы. Мы соберем мусор и будем его сортировать. Что это значит? (Ответы детей).
- Будем раскладывать мусор по специальным контейнерам. У каждой команды по одному контейнеру на столе (для бумаги, для металла, для пластика, для стекла). Устроим эстафету. Участвуют по 5 человек от команды. По сигналу бегут первые участники, выбирают только тот мусор (изображение), который подходит к их контейнеру, возвращаются и выбрасывают в свой контейнер на столе. Далее – следующий и т.д.
(Подведение итогов. Побеждает та команда, которая справится быстрее всех. Минус 1балл за ошибку.)
3. Подведение итогов
- Давайте взглянем на итоговую таблицу.
|
|
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
Этап |
Задание |
Баллы |
|||
Зоозащитники |
Лесные следопыты |
|
|
|
|
Пазл |
|
|
|
|
|
Водная полиция |
Недоразумение |
|
|
|
|
Мусорная река |
|
|
|
|
|
Лесной патруль |
Листопад |
|
|
|
|
Спасите лес |
|
|
|
|
|
Воздушный десант |
От грязи |
|
|
|
|
Электромобили |
|
|
|
|
|
Сортировка мусора |
Сортировка |
|
|
|
|
Итог |
|
|
|
|
|
(Подведение итогов, награждение участников)
4. Вывод. Рефлексия
- Наше мероприятие заканчивается. - Какие природные объекты мы защищали? (Ответы детей.)
- Удалось ли вам почувствовать себя защитниками природы? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, сможем ли мы все вместе спасти нашу планету? (Ответы детей.)
- Что можете вы сделать для этого? (Ответы детей.)
- С каким настроением мы с вами прощаемся? (Ответы детей.)
- Спасибо всем за активное участие в мероприятии!