Пересказ сказки В.Сутеева «Под грибом» с использованием мнемотехники

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: В.Сутеев, мнемотехника, пересказывание сказок, Пересказ с помощью мнемотаблиц, В.Сутеев «Под грибом»


1. Приветствие детей.

2. Воспитанники выполняют «Артикуляционную гимнастику».

3. Беседа «Что такое дружба?»

4. Выполнение задания на интерактивной доске. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАРТИНКИ (Дружбу можно сравнить с железом, п.ч. оно такое же крепкое как дружба. А ты как думаешь? А ты что хочешь добавить?

Дружбу можно сравнить камнем, п.ч. такой же твердый как дружба.

Дружбу можно сравнить цепью, п.ч. дружбу трудно разорвать как цепь.

Дружбу можно сравнить замком, п.ч. дружбу.

Дружбу можно сравнить солнышком, п.ч. солн. Такое же теплое как дружба.

Дружбу можно сравнить песней, п.ч. песенка радует, как дружба т.д.)

5. Звучит музыка, входит Леопольд.

6. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА МНЕМОТАБЛИЦЫ.

7. Игра с мячами.

8. Игра «Собери предложения».

9. Игра «Составь предложение».

10. Танец приглашение.

11. Беседа по сказке с опорой на мнемотаблицу. Подготовка к пересказу.

12. Пересказ сказки.

13. Исполнение песни.

14. Рефлексия.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать связную речь при конструировании предложений по опорным картинкам в заданной мнемотаблице;
  • закреплять умения детей использовать пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
  • совершенствовать умения пересказывать литературные произведения с использованием мнемотехники;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать образность речи, творческое воображение и умение эмоционально воспринимать произведение;

Развивающие:

  • развивать зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • развивать общую и мелкую моторику рук;
  • продолжать использовать ИКТ технологии при решении поставленных задач.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей дружелюбие, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Материалы и оборудование: презентация к занятию; мнемотаблица,

Предварительная работа:

  1. чтение сказки и просмотр мультфильма В.Сутеева «Под грибом».
  2. знакомство с пословицами о дружбе.

Ход занятия

Слайд 1 (Звучит «Песня о дружбе», дети заходят в группу и встают полукруг)

Воспитатель: Добрый день! Я рада видеть вас всех! У нас сегодня гости. Давайте будем вежливыми и поприветствуем друг друга. Приглашаю вас встать.

Здравствуй, Небо голубое! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце золотое! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, вся наша Земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Присаживайтесь за столы пожалуйста. Подвиньте к себе зеркало, посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

(Артикуляционная гимнастика)

Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Кто же тут, а кто же там?
Он глядит по сторонам.
Видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот
- Тянутся вперед.
Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом.
На качелях оказался
- Вверх, взлетал и вниз спускался.
Догадаться, кто бы мог:
Язычок наш, как грибок.
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал.
То иголка, то лопата
Язычок у нас ребята.
Вот и кончилась прогулка
Язычок скорей домой.

Воспитатель: Вот мы с вами и размяли язычки, они стали послушными.

Ребята, подойдите ко мне. Присаживайтесь.

Слайд 2.

Ребята, сегодня я предлагаю поговорить о друзьях, о дружбе. Все мы разные, но об одних говорят – это верные надежные друзья, а про других такого не скажешь. Всегда во все времена ценилось это одно из лучших человеческих качеств – дружба! Что такое дружба?

ОТВЕТЫ (Дружба — это когда дети играют вместе, делятся ИГРУШКАМИ, не обижают друг друга. Когда на друга можно положиться в трудную минуту, Дружба – это когда можно другу рассказать секрет).

Воспитатель: Дружба – это яркое, доброе, светлое чувство. ПОСМОТРИТЕ пожалуйста на экран и скажите: с чем можно сравнить крепкую дружбу и почему? Отвечает тот, кого я назову по имени, полным предложением.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАРТИНКИ (Дружбу можно сравнить с железом, п.ч. оно такое же крепкое как дружба. А ты как думаешь? А ты что хочешь добавить?

Дружбу можно сравнить камнем, п.ч. такой же твердый как дружба.

Дружбу можно сравнить цепью, п.ч. дружбу трудно разорвать как цепь.

Дружбу можно сравнить замком, п.ч. дружбу

Дружбу можно сравнить солнышком, п.ч.солн. Такое же теплое как дружба.

Дружбу можно сравнить песней, п.ч. песенка радует, как дружба т.д.)

Воспитатель: бывает так, что друзья иногда ссорятся? Что же надо делать, чтобы не ссориться?

Звучит музыка, входит Леопольд.

Леопольд: Здравствуйте друзья.

Воспитатель: Здравствуй, Леопольд. У нас сегодня встреча друзей.

Леопольд: а у меня нет друзей. Я тоже люблю дружить, но только никак не могу подружиться со своими соседями мышатами.

Воспитатель: не расстраивайся, Леопольд. Мы с ребятами предлагаем тебе свою дружбу. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. Давайте их вспомним и Леопольду расскажем, а помогут нам в этом волшебные картинки. Отвечает тот, кого я назову по имени.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА МНЕМОТАБЛИЦЫ.

Слайд 3. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Слайд 4. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Слайд 5. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Слайд 6. НЕ тот друг кто медом мажет, а тот, кто правду скажет.

Леопольд: Спасибо ребята, я обязательно расскажу эти пословицы своим мышатам, давайте ДРУЗЬЯ все вместе поиграем в мою любимую игру «Мячик прыгает по мне, по груди и по спине» а гости нам помогут. Все встали …

Слайд 7. Игра с мячами

Покатаем мяч немножко,
Разогреем мы ладошки.
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними,
И перед грудью его подержи,
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись,
Руку смени и друзьям улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся,
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой, да к левой ступне.
ДА на живот не запутаться б мне!

СЕЛИ

Слайд 8.

Леопольд: Я собирался к вам в гости и рассыпал слова в предложениях. Помогите мне их собрать.

Игра «Собери слова в предложении»

Воспитатель: Леопольд, а наши ребята умеют хорошо играть с друзьями и составлять предложения с заданным словом.

  • придумай предложение со словом «друзья».
  • придумай предложение со словом «дружно».
  • придумай предложение со словом «играют».
  • придумай предложение со словом «помогают».

Разложить мнемотаблицу на стол.

Леопольд: А сейчас мы отдохнем и друзей на танец позовем. Танец приглашение.

Слайд 9.

Леопольд: Ребята, а вот есть такая сказка, в которой друзья помогли друг другу в беде. Экран Вы узнали эту сказку? Кто автор этой сказки?

Присаживайтесь за столы. Ответы детей («Под грибом». В.Сутеев).

Леопольд: (Беседа по сказке с опорой на мнемотаблицу. Подготовка к пересказу.)

Слайд 10. Ребята, обратите внимание, перед вами подсказка, которая поможет вам ответить на мои вопросы.

- Посмотрите на верхнюю карточку и произнесите название сказки.

- Кто главные действующие персонажи сказки? (Муравей, бабочка, воробей, мышка, заяц, лиса, лягушка и Гриб)

- Вспомните, с чего начинается сказка?

- Что случилось с муравьём? (Муравей попал под сильный дождь).

- Куда он решил спрятаться? (Под шляпку маленького грибка).

- Кто сначала попросился к муравью под грибок? (Бабочка)

- Чем был озадачен муравей? (Куда же я тебя пущу, я и один тут кое- как уместился?)

- Кто ещё прибежал к грибку? (Мышка)

- Сколько их стало? (3)

- Кто ещё решил переждать дождь под грибком? (Воробей)

- Сколько их стало? (4)

- Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса)

- Как поступили лесные жители? (Потеснились и спрятали зайца от лисы)

- Сколько их стало под грибком? (5)

- Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)

- Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос.)

- Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому кто попал в беду.)

Воспитатель: А сейчас, Леопольд, ребята перескажут твою любимую сказку самостоятельно. Одному из вас предлагаю выйти к доске и начать рассказывать. Остальные должны следить за ходом пересказа, кого я назову по имени будет продолжать.

Леопольд: Спасибо вам, я рад что у меня появились настоящие друзья.

Ребенок:

Можно много слов прекрасных о друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети, друга обижать.
Потому, что без друзей очень трудно жить…
Скажем вместе: дружбой надо дорожить.

Слайд 11.

Леопольд: давайте, ДРУЗЬЯ, все вместе исполним мою любимую песню «Дождик босиком по земле прошёл»/

Слайд 12.

Рефлексия

    • сегодня я узнал…
    • было интересно…
    • было трудно…
    • я выполнял задания…
    • я понял, что…
    • теперь я могу…
    • я почувствовал, что…
    • я приобрел…
    • я научился…
    • у меня получилось …
    • я смог…
    • я попробую…

    Презентация