Класс: 7.
УМК: Русский язык. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Технологии урока: информационно-коммуникативная (элементы);
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (элементы), здоровьесберегающие технологии.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Цель урока: сформировать представление о деепричастии как части речи.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения находить деепричастия в тексте,
- определять признаки деепричастия (грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастий в тексте).
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
- формировать языковое чутье,
- развивать речевую культуру и речевое творчество.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютерная презентация,
- распечатанные задания для каждого ученика,
- учебник для каждого обучающегося.
Структура урока
I. Организационный момент (2 мин.)
II. Актуализация знаний (7 мин.)
III. Открытие нового знания (7 мин.)
IV. Обобщение и систематизация знаний (17 мин.)
V. Рефлексия (5 мин.)
VI. Задавание домашнего задания (2 мин.)
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
I. Организационный момент (2 мин.) |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! |
Приветствуют учителя. |
||
II. Актуализация знаний (7 мин.)
|
- На протяжении многих уроков мы изучали большую и сложную тему «Причастие как часть речи». А на сегодняшнем уроке мы будем изучать новую часть речи. А какую, вы мне скажете после написания словарной работы. Откройте ваши тетради и запишите дату, вид работы и отступите одну строчку. Позже мы там запишем тему урока. | Записывают в тетрадях дату, вид работы и тему урока. | ||
- Итак, я буду диктовать вам слова, а вы - их записывать и определять, к какой части речи относится каждое слово: Извинение, ароматный, скучный, аккуратно, стремиться, великолепный, баловать, скучающий, начать, знакомясь. |
Пишут. | |||
- Вызвало ли что-то затруднение? | - Да, одно слово. | |||
- А какое это слово? | - Знакомясь. | |||
- На какой вопрос оно отвечает? | - Что делая? | |||
- Вы можете сказать к какой части речи оно относится? | - Нет. | |||
- Ну что ж, тогда я вам сейчас прочитаю небольшую сказку, после которой вы мне скажете, о какой части речи мы сегодня будем говорить. Слушайте внимательно. Маша, ученица 7-го класса, двоечница, уснула, когда делала домашнее задание и попала в Королевство Самостоятельных Частей Речи. И первым, кого она повстречала, было Деепричастие. Маша спросила: - Кто ты такой? - Я деепричастие - самостоятельная часть речи, - ответило Деепричастие. - А я не знаю, кто такой Деепричастие! - проговорила девочка. - Как не знаешь? Я самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначаю добавочное действие при глаголе, отвечаю на вопросы что делая? что сделав? и в предложении являюсь обстоятельством. Мои родители Наречие и Глагол. От мамы я унаследовал неизменяемость, вопросы и то, чем я являюсь в предложении - обстоятельством. От отца мне достался вид и возвратность, с частицей НЕ пишусь отдельно, но бывают и исключительные случаи, когда мне приходится присоединяться к ней. Я живу здесь в Королевство Самостоятельных Частей Речи, радуясь каждому новому дню,любя друзей, прощая врагов. И что я узнаю?! Что какая-то Маша не знает, кто я? Девочке стало стыдно, она пообещала, что обязательно узнает Деепричастие получше... И в этот момент Маша открыла глаза, осмотрелась и поняла, что находится в своей любимой комнате, за столом... "Оказывается это был сон!" - прошептала девочка. И с этого дня Маша Молчанова, ученица 7 класса, стала заметно лучше учиться и никогда больше не огорчала никого из Частей Речи. Вот так закончилось путешествие Маши. |
Слушают сказку. |
|||
- Так о какой, ранее не известной части речи, пойдет разговор на сегодняшнем уроке? |
- Деепричастие. |
|||
III. Открытие нового знания. (7 мин.) | - А давайте сформулируем тему нашего урока. - А как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? |
- Деепричастие как часть речи. - Дать понятие о деепричастии как части речи; научиться находить деепричастие в предложении. |
||
- От какой части речи образовывается деепричастие? - Верно! - А теперь давайте обратимся к учебнику на странице 76-77. Вы самостоятельно читаете правила и после этого мы с вами их обсудим и решим, были ли они освящены в сказке, которую я вам прочитала в начале урока. |
- Деепричастия образовываются от глаголов и наречий. Читают правила. Обсуждают. |
|||
- Сразу после названия раздела вам даны два предложения. Давайте их прочитаем и подумаем, в каком предложении выделенные слова обозначают главное действие, а в каком добавочное? | - В первом предложении слова рассказывает и улыбается – однородные. Слово «рассказывает» означает основное действие. А во втором предложении добавочное действие выражено словом «улыбаясь». | |||
- Давайте составим с вами схему «Деепричастие» |
Составляют схему. | |||
- Давайте с вами закрепим полученные знания, для этого выполним упражнение 159 на странице 77 учебника. К доске пойдет…. |
Выходит к доске и все вместе обсуждают выполнение задания. |
|||
IV. Обобщение и систематизация знаний (17 мин.)
|
- Теперь разделитесь на 3 группы. Я говорю вам задания и диктую предложения, вы, посовещавшись с командой, отвечаете.. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. Задание первое. Вам нужно преобразовать предложения, используя в них деепричастные обороты. 1. Когда выпьешь воду, вспомни об источнике. (Выпив воду, вспомни об источнике.) 2. Друзьям и смерть не страшна, когда они верят друг другу. (Веря друзьям, и смерть не страшна.) 3. Когда идешь за плохим, плохое и найдешь. (Идя за плохим, плохое и найдешь.) 4. Если солгал один раз, будешь весь век лгуном. (Солгав один раз, будешь весь век лгуном.) 5. Если вытянулся на диване, денег не заработаешь. (Вытянувшись на диване, денег не заработаешь.) 6. Он стоял в надменной позе и свысока смотрел на всех. (Стоя в надменной позе, он свысока смотрел на всех.) 7. Мы обходим рубежи родных морей и с ветром спорим. (Мы обходим, с ветром споря, рубежи родных морей.) 8. Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний. (Путешествуя, приобретаешь много знаний.) 9. Когда грачи укладываются на ночлег, они шумно кричат. (Желая сделать интересные фотографии, мы подошли ближе к реке.) 10. Мы подошли ближе к реке, так как желали сделать интересные фотографии. (Укладываясь на ночлег, грачи шумно кричат.) |
Выполняют 1 задание. |
||
- Молодцы! Задание второе «Фразы растерялись». Вам нужно найти деепричастия и одновременно исправить фразеологизмы, которые употреблены в тексте неправильно. Но сначала давайте вспомним, что такое фразеологизмы? | - Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная дорога, анютины глазки или выражения оценки: не лыком шит,спустя рукава. Иначе – фразеологические обороты. Выполняют 2 задание. |
|||
- Молодцы. Ну что ж, начнем. |
|
|||
V. Рефлексия (5 мин.) | - Молодцы! Победила … команда! Она получает оценку «5». На втором месте … команда. Она получает оценку «4». А на третьем месте - … команда. Я не буду ставить вам «3», я поставлю вам тоже оценку «4», так как вы тоже очень хорошо работали. Все подойдете ко мне с дневниками на перемене и я выставлю вам оценки. А теперь давайте обобщим то, что мы узнали на сегодняшнем уроке. Что такое деепричастие? | - Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. | ||
- Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии? | - Глагола и наречия. | |||
- Какие признаки глагола характерны для деепричастия? | - Вид (сов./несов), возвратность, обозначает действие. | |||
- Какие признаки наречия характерны для деепричастия? | - Не изменяется, не склоняется и не спрягается). | |||
- Чем является деепричастие в предложении? | - Обстоятельством. | |||
- А теперь попрошу вас заполнить карточки, что вам понравилось или не понравилось на уроке.
|
||||
VI. Задавание домашнего задания |
- Запишите домашнее задание: учебник, с 77 упр. 160. |
Записывают домашнее задание и прощаются. |