Человек и природа неразрывно связаны, и разрушая ее, человек разрушает себя самого. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетические, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Великий педагог В. Сухомлинский писал: «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». Наиболее перспективно усвоение экологических знаний в дошкольном возрасте, так как именно в этот период дети наиболее сензитивны и способны воспринимать природу более эмоционально. Ребенок обращает внимание на такие особенности природы, которые не заметит взрослый человек. Он способен удивляться окружающему наиболее полно. Экологическое воспитание – это часть нравственного воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья очень нуждаются в экологическом воспитании. Они полноправные члены общества и обладают потребностями к приобщению к культуре, разнообразным формам образования и труда. Дети с ОВЗ являются неотъемлемой частью общества и способны внести свой вклад в окружающую их действительность. Именно поэтому мы, воспитатели, социально адаптируем детей с ограниченными возможностями здоровья посредством включения в разнообразные виды экологической и творческой деятельности. Поэтому в нашем учебном заведении уделяется большое внимание экологической деятельности детей. Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников с ОВЗ.
Мы работаем с детьми подготовительной к школе группы имеющими нарушения интеллекта. В январе прошлого года работали по краткосрочному творческому проекту «Птицы наши пернатые друзья» В ходе реализации акции «Каждой пичужке по кормушке» родители наших воспитанников изготовили кормушки для птиц. Это позволило нам наблюдать за птичками, ухаживать и подкармливать их. Организовали выставку книг «Птицы нашего края». Дети увлеченно рассматривали иллюстрации. А мы читали им рассказы и сказки. Провели различные мероприятия: показ презентации «По страницам Красной книги», конкурс рисунков «Птицы нашего края» А еще делали много поделок, используя различные техники «Пластилинография», «Рисование крупой», «Рисование ладошкой», «Аппликация из ватных дисков» и другие. Из готовых детских работ организовали выставку в районной библиотеке, посвященную дню птиц. В этом учебном году работаем по проекту «Эколята-дошколята» Мы провели предметную неделю под названием «Путешествие на планету «Экология» Неделя проходила под девизом: «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь». В рамках недели дети принимали активное участие в таких мероприятиях экологической направленности, как «Путешествие в лес» Проходили экскурсии в осенний лес, на водоем. Ребят знакомили с ближним окружением, учили видеть и замечать красоту осенней природы. Знакомили с животными леса и водоемов. Проводили различные мероприятия: конкурс рисунков «Моё любимое животное», конкурс поделок из бросового материала, конкурс поделок «Чудесные превращения». В нашем учреждении ежегодно проходят конкурсы «Весна на подоконнике» Мы вместе с детьми сеем различные семена цветов, овощей, ухаживаем за рассадой. Весной высаживаем на свою клумбу и наблюдаем за их ростом, цветением.
Работа над проектами экологического воспитания направлены на формирование способности восприятия у детей целостной картины мира; формирование познавательной активности; формирование желания созидательно взаимодействовать с природой; развитие интереса, бережного отношения и любви к окружающему миру.
Опыт нашей работы показал, что дети с ОВЗ с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью и где сами дети являются активными участниками. В своей работе для воспитания экологической культуры мы используем современные направления развития. В данном случае речь идет о педагогических технологиях, экскурсиях, экологических сказках, практической деятельности и разнообразных видах деятельности таких как: чтение, наблюдение, трудовая и игровая деятельность, физическая и изобразительная деятельность.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.