Цель работы: описание приемов по развитию навыков самооценки и самоконтроля на уроках английского языка. Работа имеет практическое применение.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
В процессе обучения английскому языку детям, как и взрослым, постоянно приходится сталкиваться с такими понятиями, как самоконтроль и самооценка. Изучению роли самооценки в учебной деятельности посвящено много исследований, как в возрастной, так и в педагогической психологии младшего школьного возраста. Самооценка, формируемая в процессе всей жизнедеятельности личности, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Она проявляется в сознательных суждениях, в которых индивид пытается сформулировать свою значимость.
Самооценка в целом имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями. Через сравнение, сопоставление себя с другими людьми в процессе деятельности происходит своеобразный перенос различных свойств личности, и ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к себе, к своим возможностям. От самооценки зависит характер его общения, отношения с другими людьми.
У младших школьников бывает адекватная, заниженная и завышенная самооценка. Она может стимулировать или, наоборот, подавлять активность, что отражается и на учебном процессе. Дети с заниженной самооценкой часто не проверяют собственную работу, чтобы исправить ошибки. Они заранее уверены в отрицательном результате. Дети с завышенной самооценкой, часто убеждены в безошибочности своей работы и так же не проверяют работу, а стремятся быстрее сдать учителю.
Самооценка служит и средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ «Я» нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. В целом адекватность самооценки с возрастом повышается: самооценка взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, что связано с жизненным опытом, умственным развитием и стабилизацией уровня притязаний.
Процедура самооценки, выполняемая школьником, может состояться только в том случае, если ее предусматривает и педагогически организует учитель, который разрабатывает для каждого конкретного случая четкие эталоны оценивания, создает необходимый психологический настрой на анализ собственных результатов, поддерживает учащихся при составлении ими собственной программы деятельности на следующий этап с учетом полученных результатов. В качестве средств развития самооценки можно выделить следующие приемы:
- «Дорожка успеха» - прежде чем дети приступят к выполнению какого-либо задания, каждый ученик должен спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием и зафиксировать свое предположение.
- «Волшебные линеечки» - оценочная шкала, на которой учащиеся отмечают результат выполненной деятельности непосредственно после выполнения работы. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой. Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Критерии оценивания могут быть разными: аккуратность, правильность, старание, трудность и т.д. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки, при необходимости корректируя ее.
- «Цветная оценка». Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает учитель при проверке. Значение цвета обговаривается заранее. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
- «Кто сможет?» Учитель готовит задание, например, составить предложение по предложенной на доске схеме, и спрашивает: «Кто сможет?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность, после чего ученик отвечает на вопрос: «Ты справился с заданием?» То есть происходит сравнение уровня притязаний с возможностями.
- «Обоснованный отказ» позволяет развивать умение обнаруживать границу своих знаний, а так же умение обнаруживать задания с недостающими условиями.
- «Фронтальная самооценка» - один из приемов устной самооценки. Учащиеся отвечают на вопросы: Какую работу мы сейчас выполняли? Чему научились? Кто с ней справился легко? Кому ПОКА трудновато? Кто или что помогало вам справиться? Кто доволен сегодня своей работой?
- «Индивидуальная самооценка» - подразумевает ответы на следующие вопросы: Что тебе нужно было сделать? Ты все сделал правильно или были недочеты? Ты все сделал сам или с чьей-то помощью?
- «Взаимооценка» - сосед по парте оценивает работу рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недостатки. Другой вариант взаимооценки предполагает сначала оценивание себя, а затем обмен тетрадями и оценивание в паре.
Выделение средств самооценки может быть сделано лишь условно, так как реальный процесс самопознания характеризуется их взаимодействием и неразрывной взаимностью.
Самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Гуткина Н.И.). Развитию навыков самоконтроля способствует создание потребности в самоконтроле. Логика формирования учебного действия самоконтроля подчиняется общей закономерности формирования умственных действий: первоначальной формой является их развернутое выполнение на внешне представленных объектах, затем действие выполняется в вербальном плане и на заключительных этапах переходит в план развернутой внутренней речи, после чего оно приобретает характер свернутого умственного акта.
Для формирования самоконтроля важны такие задания, которые специально нацеливают на анализ своих действий, обнаружение и исправление различных погрешностей в их выполнении, на сопоставлении своих действий с образцами, представленными в полном или схематичном виде.
Взаимоконтроль проводится при проверке письменных и графических работ, а также при устных ответах и сообщениях. Взаимный контроль позволяет углубить знания и умения учащихся, способствует развитию внимания, ответственного отношения к делу, формированию навыка самоконтроля.
Самоконтроль имеет несколько видов: предварительный, процессуальный и итоговый. С точки зрения учителя действие предварительного контроля заключается в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем.
Упражнения на развитие умений самоконтроля, творческие задания, упражнения на развитие психологических процессов, таких как внимание, воображение, мышление и память, и другие формы и методы работы могут применяться на любых уроках, органично вплетаясь в их контекст.
- Прием «Ориентировка». Учащиеся до начала работы отвечают на вопросы: Сможете ли выполнить задание? Трудно ли оно для вас? В чем заключается трудность? С чего начнете? Из каких этапов будет состоять работа? В какой последовательности вы будете выполнять задание? Как вы сможете проверить? Какие возможные трудности, ошибки могут появиться? Составьте алгоритм работы (Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий). «Фиксирование ошибочного действия». Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания.
Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков. Он обеспечивает произвольность внимания, оперативное видение ошибки и качество усвоения.
- «Проговаривание». «Пометки на полях».
- «Составление плана действий»
- Исправления в тетради – это первая форма итогового самоконтроля. Часто исправления придают работе неряшливый вид, но это результат того, что ученик проверил работу и устранил ошибку.
- «Разноцветные поправки». Суть приема состоит в том, что после выполнения работы предлагается сдать тетради для проверки. Тетради собираются, но не оцениваются. Позже тетради раздаются, и учитель предлагает внести исправления другого цвета. На основании анализа полученных данных можно сделать вывод о наличии потребности в самоконтроле.
- Игра «Учитель». На доске записаны несколько слов, изученных на предыдущих уроках, но в них допущено … ошибок. Дети, выступая в роли учителей, проверяют.
- Лист самоконтроля.
- Тестирование используется по завершении учебных блоков, модулей или блоков.
- Опросники.
Для создания внутренней мотивации к осуществлению самоконтроля необходимо предлагать задания, направленные на формирование внешней мотивации.
- Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с английскими словами (транскрипциями). Во время словарного диктанта, ребенок закрашивает ячейку с соответствующим словом. Если работа выполнена правильно, то получается рисунок.
- Игра «Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, учащиеся их повторяют. Но есть условие, которое обговаривается заранее, названия цветов повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цвета, учащиеся должны молча хлопнуть один раз в ладоши. Варианты: нельзя повторять 1. черты характера; 2. продукты; 3. названия животных. Позже можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил (один хлопок, два хлопка).
- Игра «Спрячь букву». Учитель предлагает переписать предложение с доски (из учебника), вставляя точки вместо определенной буквы. Игра «Помоги пчелке собрать урожай». Ученикам выдаются таблички с английскими буквами. Учитель: «Настоящая пчела – очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому. Наша пчела тоже очень трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы, на которых она делает остановки и из них получится целое слово». Начитать игру можно с любого места, заранее продумать, какое слово должно получиться, и «пространственную» инструкцию.
- Шифровки
- Цепочки
- Раскраски
- Кроссворды
- Пазлы
- Упражнения на восстановление
- Упражнения на поиски отличий
Такие упражнения содержат готовый внешний эталон, с которым происходит сравнивание выполненного действия.
Все описанные приемы по развитию навыков самооценки и самоконтроля положительно влияют как на повышение качества обучения, так и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Бормотова М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. – 2005. - №9, с 34-35
- Брейгина М.Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе. – 2000. -№1. – с. 23-26
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 - 476 с.
- Нюман О. В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности. // Начальная школа. – 2012. - №4.
- Рябкова Е. В. Формирование самооценки учащихся. //Начальная школа. – 2012. - №7.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972