Актуальность
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника с использованием дополнительного и бросового материала.
Обучение и развитие в ДОО можно реализовать в образовательной среде посредством LEGO-конструкторов и робототехники, способствующих формированию у детей конструктивно-технических способностей. Под конструктивно-техническими способностями понимают способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, с изготовлением технических устройств, к техническому изобретательству. Эти умения имеют важное значение в развитии образного мышления, пространственного воображения, умения представлять предмет в целом и его части, конструировать по плану, чертежу, схеме.
Учитывая возраст детей, ведущую игровую деятельность, активный интерес к техническому творчеству, воспитанникам было предложено познакомиться с изготовлением робота-помощника.
Цель проекта: Развитие и формирование познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания робота-помощника, используя различные виды конструктора.
Краткое содержание проекта
Данный проект направлен на развитие конструктивных способностей детей, расширению кругозора и развитию познавательной активности у дошкольников. Совместное конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Эта технология объединяет игру с исследовательской экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ. Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры, договариваться о совместной деятельности. Наличие конструктивных умений позволяет им конструировать по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям. В ходе проекта дети познакомятся с этапами создания робота – помощника в борьбе с коронавирусом, а так же проявят технические творческие способности и соберут устройство для дезинфекции робота, создав электрическую цепь с помощью электронного конструктора «Знаток».
Ожидаемые результаты:
- В ходе проекта будет реализовано задуманное, создан робот – помощник в борьбе с короновирусом.
- В ходе работы над проектом расширятся представления детей о профессиях взрослых: инженер, дизайнер, врач, ученый.
- Развитие у детей дошкольного возраста ориентироваться в различных видах конструктора.
- Расшириться и пополнится словарный запас дошкольников по теме проекта.
- Дети проявят конструктивные, творческие способности, при создании робота-помощника.
- Родители будут вовлечены в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, у них появиться заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми,
- Получение детьми и родителями чувства удовлетворения от выполненной работы в коллективе.
Задачи:
- Формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека.
- Познакомить детей с профессиями связанных с изобретением и производством технических средств;
- Создать условия для развития конструктивных творческих способностей через конструирование робота и установки для дезинфекции, способствовать обогащению и активизации конструктивного опыта детей.
- Расширять способность детей ориентироваться в различных видах конструктора.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, способность анализировать.
- Поощрять самостоятельность, инициативность, упорство при достижении цели,
- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Форма презентации:
- представление продукта проекта – робот-помощник «УкРоб»
- презентация хода работы над проектом.
Гипотеза
Мы предполагаем, что организация в ДОО занятий по техническому конструированию и робототехнике способствует формированию у детей научно-технического и творческого потенциала, приобретению практических умений по сборке роботов различных модификаций.
Если дошкольники построят из конструктора робота-помощника, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, разовьются творческие способности и навыки. В ходе бесед мы решили создать робота-помощника в борьбе с коронавирусом из конструктора «ROBO BLOK» и установку для дезинфекции робота из конструктора «Знаток». Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию дошкольника. На занятиях развивается образное мышление, воображение, творческие способности, способности концентрации внимания. Приступая к постройке, ребенок представляет ее (мысленно или на основе схемы, картинки), продумывает общую форму, отдельные части, затем соотносит образ с имеющимися деталями, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к конструированию задуманного. В ходе постройки ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся или включать дополнительные материалы. Таким образом, достигается высокая результативность конструктивной деятельности.
План действий
1. Постановка проблемы: Модель трех вопросов
Что мы знаем о роботах?
- Роботы по внешнему виду бывают разные.
- Человек создает роботов.
- Они многое умеют.
Что мы хотим узнать?
- Где применяются роботы?
- Как создаются роботы?
- Для чего нужны роботы?
2. Определение предстоящей деятельности: Что мы должны сделать, что бы узнать?
- Спросить у мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Поинтересоваться у воспитателя.
- Посмотреть с родителями в интернете.
3. Планирование деятельности детьми совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования
Реализация детского проекта
1. На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что каждый человек слышал про мировую эпидемию нового коронавируса COVID-19. Практически в каждой стране тысячи заболевших этим вирусом. Количество заболевших растет с каждым днем. На одной из бесед по профилактике коронавируса Саша сказал: «Хорошо бы сделать такую прививку и никогда не заразиться. Было бы здорово, если эти прививки делали не врачи, а роботы. Ведь врачи тоже могут заразиться». Дети задумались и придумали сделать такого укольного робота, который будет делать прививки. И решили назвать его «УкРоб». Так как самостоятельно решить данную проблему дети не могут в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками, то взрослые решили помочь детям найти информацию по данной теме. Одним из путей решения данной проблемы нам представляется расширение кругозора и повышение уровня познавательного, художественно – эстетического, конструктивно-технического и речевого развития дошкольников в ходе выполнения проектной деятельности. В начале работы над проектом вниманию детей были представлены электронные презентации с изображением различных видов роботов-помощников в различных сферах деятельности, материалы Интернет-сети по этой теме.
Дети заинтересовались большим разнообразием роботов-помощников, с интересом рассматривали презентации. С целью выявления представлений у детей о роботах была использована «модель трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Вывод: совместно с детьми на данном этапебылразработан план действий, намечен продукт деятельности – робот помощник в борьбе с коронавирусом.
2. На втором этапе с целью мотивации познавательной деятельности родителям и детям было предложено найти дома информация о роботах помощниках и составить небольшой рассказ. Далее работа над проектом продолжилась в группе. У детей возникли вопросы: «А как это сделать? Из чего это состоит? Как это построить из деталей конструктора?». Затем вместе с детьми обсудили, где будем брать материал и какой конструктор использовать для нашего робота, из чего будем делать кабину для дезинфекции. Вечером дети получили домашнее задание: рассмотреть дома фотографии, презентации по сборке робота, вместе с родителями узнать о роботах помощниках в медицине. Детям были предложены дидактические и сюжетно-ролевые игры и пособия на формирование и развитие представлений о профессиях врача, медсестры.
В ходе непосредственно-образовательной, совместной, самостоятельной деятельности детям предлагались беседы, стихи, картинки с изображением, играли с настольными играми.
Вывод: Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание картинок, партнерская работа с родителями помогли сформировать у детей представления о создании робота «УкРоб».
3. На третьем этапе для осуществления задуманного, мы с детьми решили использовать разные наборы конструкторов: «LEGO», «Веселые шестеренки», «ROBO@BLOCK», с помощью которых дети могли бы сконструировать постройки и механизмы по своему замыслу. После знакомства с деталями конструкторов с большим удовольствием дети и родители приступили к работе. Вначале из конструктора «ROBO@BLOCK» мы решили сделать Робота. Мы взяли программируемый блок, установили колеса, сконструировали роботу лицо, блок соединили с датчиками и запрограммировали с помощью карточек.
А чтобы он не переносил инфекцию от одного больного к другому, мы решили сделать специальное устройство, которое убивает вирусы на поверхности робота.
Устройство для дезинфекции сделали из электронного конструктора «Знаток». Он состоит из электронных блоков и проводов различной длины с клеммами. С их помощью мы соединили цепь. При замыкании выключателя загорается лампа. Из конструктора «Веселые шестеренки» сделали кабинку.
Далее из конструктора «LEGO» мы собрали здания для оформления макета.
Результатом достижения общего дела было оформление макета, обыгрывание постройки.
Результат: На данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию постройки; действовать сообща для достижения общего результата. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творческой технической работы.
4. На четвертом обобщающем этапе результатом достижения общего дела был создан робот – помощник в борьбе с коронавирусом и установка для дезинфекции укольного робота «УкРоб».
Список литературы
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в детском саду. Методическое пособие.М., 2005.
- Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.-полиграф.центр «Маска», 2013.
- Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели ФГОС. Издательство «Учитель», 2018.
- Транковский С.Д. Техника будущего. Детская энциклопедия техники / С.Д.Транковский. — М.: РОСМЭН-ПРЕСС. 2008.—96 с.
- Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2018 г. – 136 с.
- Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» – СПб.: Наука,2013г. – 319с.
- Шадрин П. Роботы будущего / П.Шадрин.— М.:Махаон, 2013.—32 с.
Электронные ресурсы
- Методическая база по робототехнике http://cdutt.edu.yar.ru›rrts…teh…po_robototehnike
- Методические пособия | Образовательная робототехника http:// robo.detinso.ru
- Методические пособия http://фгос-игра.рф/