Цель проекта:
- Дать детям представления о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде, повадках, роли домашних животных в жизни человека.
- Познакомить детей с названиями домашних животных и их детенышей, с местом их проживания.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о домашних животных и их детёнышах.
- Познакомить детей с характерными особенностями домашних животных, чем они питаются, где живут, какую пользу приносят людям.
- Воспитывать любовь и бережное, заботливое отношение к животным.
- Развивать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством потешек, стихов.
- Развивать у детей познавательную активность.
Цель педагогическая: Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности, посредством участия в создании макета «У бабушки в деревне».
Цель детская: Познакомится с домашними животными и их детенышами.
Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей, организацию совместной, поисково-исследовательской деятельности детей в ходе проектной деятельности. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, активизации словаря и творческих способностей ребенка.
Ожидаемые результаты:
- Знание детьми домашних животных и их детенышей.
- Научим использовать в речи названия домашних животных, отгадывать загадки.
- Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- Беседы, рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы (восприятие), заучивание стихов и отгадывание загадок, театрализованной деятельности;
- Наблюдение во время совместной творческой деятельности;
- НОД (лепка, рисование, конструирование, развитие речи).
Продукт проекта: Создание макета «У бабушки в деревне».
Проблема (педагогическая): Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоения новых способов деятельности, посредством участия в создании макета «У бабушке в деревне».
Проблема, сформулированная ребенком: больше узнать о домашних животных и их детенышей.
Актуальность: В младшем возрасте важно обогащать и стимулировать эмоциональную отзывчивость и разнообразные переживания детей в процессе общения с природой, сопереживания, сочувствие, доброжелательность, любопытство при встрече с объектами природы, удивление. Наш проект направлен на организацию работы по созданию оптимальных условий для формирования у детей раннего возраста с ОВЗ познавательного интереса к домашним животным, проявления добрых чувств, заботы о животных.
В связи с этим, актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное создание с детьми макета «В гостях у бабушки», будет способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей у детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе знакомства с домашними животными и создания макета дети будут отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, создавать общий продукт.
Гипотеза: Если дети познакомятся с домашними животными, рассмотрят иллюстрации на тему «Кто в домике живет», «Кто как кричит?», примут участие в создании макета домика, то у них расширятся представления о домашних животных, о необходимости соблюдать правила поведения в природе, о том, что в природе все взаимосвязано, будут развиваться творческие способности.
Форма презентации: Создание макета «У бабушки в деревне».
План действий
1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о домашних животных? |
Что мы хотим узнать? |
Что нужно сделать, чтобы это узнать? |
Собака помогает человеку охотиться и охранять дом. |
Кто они, домашние животные? |
Можно узнать в детской энциклопедии. |
2. Планирование совместной деятельности с детьми, определение средств и способов реализации проекта.
3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
4. Обсуждение результатов.
5.Определение перспектив проектирования.
Реализация проекта
Первый этап (подготовительный)
На первом этапе реализации проекта был проведен опрос детей по теме «Домашние животные», который показал, что у детей недостаточно сформированы представления о домашних животных. Дети не знают, какие бывают домашние животные? Какие животные дают молоко? Чем питаются? Где живут? Не знают о правилах поведения с домашними животными.
Вначале работы над проектом была использована «Модель трех вопросов»:
- Что мы знаем о домашних животных и их детенышах?
- Что мы хотим узнать?
- Что нужно сделать, чтобы это узнать?
Результат: совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности – создание макета «У бабушки в деревне».
На втором этапе
- в ходе проекта мы проводили беседы с детьми: «Поговорим о кошке», «Расскажи о своих домашних животных», познакомили детей с иллюстрациями и сюжетными картинками по теме «Домашние животные».
- С большим удовольствием дети разучивали песенки «Вот собачка Жучка», «Серенькая кошечка», «Козочка». Проводили комплекс утренней гимнастики «Веселые котятки».
- Играли в дидактические игры: «Кто как кричит?», «Угадай чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Один-много», «Собери картинку», в подвижные игры: «Догони собачку», «Пройди по дорожке», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши».
- Разучивали пальчиковую гимнастику «Козочка», «Белочка», «Киска»,« Лужок», «Лошадка», «Два котёнка», «Так бодались два барана».
- Читали сказки «Курочка ряба», «Коза и семеро козлят», «Три поросенка» с использованием наглядного материала. Вместе с ними рассуждали и отвечали на вопросы. Дети учились высказывать свое мнение. Рассказывали сказку с детьми с использованием кукольного и настольного театра.
- Неизгладимое впечатление оставил просмотр сказок и домашних животных по интернету.
- Дети с интересом играли в подвижные игры «Лохматый пес», «Лошадки», «Кот и мыши», «Кошка с котятами».
Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание иллюстраций, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, помогли сформировать у детей представления о домашних животных и их детенышах.
Результат: В результате проделанной работы был намечен продукт деятельности – создание макета «У бабушки в деревне».
На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей познавательных интересов в непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: рисование (рисовали дорожку к домику), лепка (лепили бревнышки из мягкого пластилина).
На занятиях по конструированию дети с увлечением строили дом из крупного конструктора.
В результате НОД у детей обогатился словарный (пассивный и активный) запас, расширился кругозор, развились сенсорные эталоны и мелкая моторика рук.
Результат: На этом этапе научились выделять главное в содержании, планировать свои действия.
На четвертом, обобщающем этапе большое внимание было уделено изготовлению макета домика, с большим интересом дети помогали раскашивать окна и бревнышки у домика.
Результат: На этом этапе у детей сформировались представления о домашних животных: кто как кричит, чем питаются, где живут?
На пятом этапе в качестве итогового мероприятия для родителей была организована выставка рисунков по сказкам «Курочка ряба», «Коза и семеро козлят» в технике пуантилизм (ватными палочками).
Считаем, что реализация данного проекта имеет огромное значение для обогащения словарного запаса и творческих способностей детей. В результате проведения мероприятий по реализации проекта, дети расширили представления о домашних животных, познакомились с характерными особенностями домашних животных и их детенышей, узнали, чем они питаются, где живут, какую пользу приносят людям.