Информационно-практико-ориентированный проект по познавательному развитию с детьми группы ранней помощи с ОВЗ «Домашние животные»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Цель проекта:

  • Дать детям представления о домашних животных и их детенышах, их внешнем виде, повадках, роли домашних животных в жизни человека.
  • Познакомить детей с названиями домашних животных и их детенышей, с местом их проживания.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о домашних животных и их детёнышах.
  • Познакомить детей с характерными особенностями домашних животных, чем они питаются, где живут, какую пользу приносят людям.
  • Воспитывать любовь и бережное, заботливое отношение к животным.
  • Развивать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством потешек, стихов.
  • Развивать у детей познавательную активность.

Цель педагогическая: Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности, посредством участия в создании макета «У бабушки в деревне».

Цель детская: Познакомится с домашними животными и их детенышами.

Краткое содержание проекта: Данный проект направлен на развитие познавательной активности детей, организацию совместной, поисково-исследовательской деятельности детей в ходе проектной деятельности. Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, активизации словаря и творческих способностей ребенка.

Ожидаемые результаты:

  • Знание детьми домашних животных и их детенышей.
  • Научим использовать в речи названия домашних животных, отгадывать загадки.
  • Привитие детям любви и бережного отношения к животным.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • Беседы, рассматривание иллюстраций;
  • Чтение художественной литературы (восприятие), заучивание стихов и отгадывание загадок, театрализованной деятельности;
  • Наблюдение во время совместной творческой деятельности;
  • НОД (лепка, рисование, конструирование, развитие речи).

Продукт проекта: Создание макета «У бабушки в деревне».

Проблема (педагогическая): Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоения новых способов деятельности, посредством участия в создании макета «У бабушке в деревне».

Проблема, сформулированная ребенком: больше узнать о домашних животных и их детенышей.

Актуальность: В младшем возрасте важно обогащать и стимулировать эмоциональную отзывчивость и разнообразные переживания детей в процессе общения с природой, сопереживания, сочувствие, доброжелательность, любопытство при встрече с объектами природы, удивление. Наш проект направлен на организацию работы по созданию оптимальных условий для формирования у детей раннего возраста с ОВЗ познавательного интереса к домашним животным, проявления добрых чувств, заботы о животных.

В связи с этим, актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное создание с детьми макета «В гостях у бабушки», будет способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей у детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе знакомства с домашними животными и создания макета дети будут отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, общаться, создавать общий продукт.

Гипотеза: Если дети познакомятся с домашними животными, рассмотрят иллюстрации на тему «Кто в домике живет», «Кто как кричит?», примут участие в создании макета домика, то у них расширятся представления о домашних животных, о необходимости соблюдать правила поведения в природе, о том, что в природе все взаимосвязано, будут развиваться творческие способности.

Форма презентации: Создание макета «У бабушки в деревне».

План действий

1. Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о домашних животных?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Собака помогает человеку охотиться и охранять дом.
Собаки могут гавкать, а кошка мяукать.

Кто они, домашние животные?
Какие бывают домашние животные?
Какие животные дают молоко?
Чем питаются?
Где живут?

Можно узнать в детской энциклопедии.
Попросить родителей посмотреть иллюстрации домашних животных.
Посмотреть в интернете видео о животных «Кто как кричит»?

2. Планирование совместной деятельности с детьми, определение средств и способов реализации проекта.

3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.

4. Обсуждение результатов.

5.Определение перспектив проектирования.

Реализация проекта

Первый этап (подготовительный)

На первом этапе реализации проекта был проведен опрос детей по теме «Домашние животные», который показал, что у детей недостаточно сформированы представления о домашних животных. Дети не знают, какие бывают домашние животные? Какие животные дают молоко? Чем питаются? Где живут? Не знают о правилах поведения с домашними животными.

Вначале работы над проектом была использована «Модель трех вопросов»:

  • Что мы знаем о домашних животных и их детенышах?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Результат: совместно с детьми был разработан план действий, намечен продукт деятельности – создание макета «У бабушки в деревне».

На втором этапе

  • в ходе проекта мы проводили беседы с детьми: «Поговорим о кошке», «Расскажи о своих домашних животных», познакомили детей с иллюстрациями и сюжетными картинками по теме «Домашние животные».
  • С большим удовольствием дети разучивали песенки «Вот собачка Жучка», «Серенькая кошечка», «Козочка». Проводили комплекс утренней гимнастики «Веселые котятки».
  • Играли в дидактические игры: «Кто как кричит?», «Угадай чего не стало?», «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Один-много», «Собери картинку», в подвижные игры: «Догони собачку», «Пройди по дорожке», «Лошадка», «Гуси-гуси», «Кот Васька и мыши».
  • Разучивали пальчиковую гимнастику «Козочка», «Белочка», «Киска»,« Лужок», «Лошадка», «Два котёнка», «Так бодались два барана».
  • Читали сказки «Курочка ряба», «Коза и семеро козлят», «Три поросенка» с использованием наглядного материала. Вместе с ними рассуждали и отвечали на вопросы. Дети учились высказывать свое мнение. Рассказывали сказку с детьми с использованием кукольного и настольного театра.
  • Неизгладимое впечатление оставил просмотр сказок и домашних животных по интернету.
  • Дети с интересом играли в подвижные игры «Лохматый пес», «Лошадки», «Кот и мыши», «Кошка с котятами».

Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание иллюстраций, пальчиковые, дидактические и подвижные игры, помогли сформировать у детей представления о домашних животных и их детенышах.

Результат: В результате проделанной работы был намечен продукт деятельности – создание макета «У бабушки в деревне».

На третьем этапе большое внимание было уделено формированию у детей познавательных интересов в непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: рисование (рисовали дорожку к домику), лепка (лепили бревнышки из мягкого пластилина).

На занятиях по конструированию дети с увлечением строили дом из крупного конструктора.

В результате НОД у детей обогатился словарный (пассивный и активный) запас, расширился кругозор, развились сенсорные эталоны и мелкая моторика рук.

Результат: На этом этапе научились выделять главное в содержании, планировать свои действия.

На четвертом, обобщающем этапе большое внимание было уделено изготовлению макета домика, с большим интересом дети помогали раскашивать окна и бревнышки у домика.

Результат: На этом этапе у детей сформировались представления о домашних животных: кто как кричит, чем питаются, где живут?

На пятом этапе в качестве итогового мероприятия для родителей была организована выставка рисунков по сказкам «Курочка ряба», «Коза и семеро козлят» в технике пуантилизм (ватными палочками).

Считаем, что реализация данного проекта имеет огромное значение для обогащения словарного запаса и творческих способностей детей. В результате проведения мероприятий по реализации проекта, дети расширили представления о домашних животных, познакомились с характерными особенностями домашних животных и их детенышей, узнали, чем они питаются, где живут, какую пользу приносят людям.