Литературно-музыкальная композиция "Дети войны"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 3, 4

Ключевые слова: дети войны, Дети и война, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Вед.

Земля вокруг дышала тишиной,
Трава росой вчерашней умывалась.
Спала страна – июньский выходной…
Но до войны мгновение осталось…

Сценка

Сын. Мама-а-а!

Мать. Снова дрался во дворе?

Сын.

Ага! Мама, но я не плакал!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавал!

Мать.

Боже, не мальчик, а беда!
Сил моих больше нету!

Сын. Мама, а вырасту я когда?

Мать. Вырастешь. Ешь котлету.

Сын. Мама, купим живого коня?

Мать. Коня? Да что ж это делается?!

Сын. Мама, а в летчики примут меня?

Мать.

Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Сын.

Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны.

Под мелодию песни «Священная война» выходят дети.

На сцене чтецы композиции

Вед.

Дети войны. Как больно, печально и страшно…
Одни, без защиты, без крова, одежды и ласки.
Дети войны. Повзрослевшие и помудревшие так рано.
На пороге бездны общей, поседевшие от беды ужасной…

Выходят дети в костюмах с элементами военной формы. (Инсценировка)

Телефонист (с телефоном):

Алло, алло, Юпитер, я Алмаз.
Почти совсем не видно вас.
Мы с боем заняли село,
А как у вас, алло, алло.

Медсестра (перевязывает раненого):

Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.

Моряк (смотрит в бинокль):

На горизонте самолёт.
По курсу полный ход, вперёд!
Готовься к бою, экипаж,
Отставить, истребитель наш.

Автоматчик (с автоматом):

Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдём.

Лётчик (с картой):

Пехота здесь, а танки тут.
Лететь осталось пять минут.
Понятен боевой приказ.

Все: Противник не уйдёт от нас.

Вместе:

Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мёртвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.

Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..

Под музыку «Священная война» уходят.

1 уч. Каждый из них с чувством абсолютной правоты ныне мог бы заявить:

2 уч. Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть.

3 уч. А может, они превратились в птиц?

4 уч. Ведь недаром птицы, ощущая беду, низко летают над землей и громко кричат, напоминая людям об опасности.

5 уч. Видимо, они напоминают людям о том, что пережито ими в далеком детстве.

6. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Чтение стихотворения

Н.Коржавин «Дети в Освенциме»

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.

Звучит скрипка, выключается свет.

Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.
Я уже развеян,
Лечу над Родиной, которой
Я и такой, сожженный, верен.
Граница. Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слез.
Ее морщины словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать... —
А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
Стоит, качается былинкой,
Концы платка, прижав к плечу.
А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу...

Выходят ведущие с гвоздиками в руках.

1. Кто-то сказал: «На войне детей не бывает».

2. Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными.

3. Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

4. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины

Дети с фото героев

1. Марат Козей – пятиклассник, белорус, сражался до последнего патрона, а последней гранатой убил и фашистов и себя.

2. Леня Голиков – школьник из деревни Лукино, партизан, сражавшийся на ровне со взрослыми, погиб в бою в 1943.

3. Валя Котик – украинец, школьник, связной и разведчик подпольной организации, взорвал 6 вражеских эшелонов, погиб как герой.

4. Зина Портнова – школьница, ленинградка, разведчица и боец, которую гестаповцы замучали и запытали до смерти в своих застенках.

5. Костя Кравчук – школьник, украинец, сохранил 2 боевых знамени во время оккупации в Киеве.

6. Володя Казначеев – пятиклассник, русский, разведчик, пустил под откос 8 эшелонов. Фашисты назначили награду за этого бойца , даже не зная, что он совсем еще мальчик.

7. Шура Кобер и Витя Хоменко – еврей и русский, школьники – подпольщики были жестоко казнены вместе со взрослыми за свою борьбу без страха и колебания.

Вед. А сколько безымянных, неизвестных детей героев, чьи жизни унесла, ты, война!

Их имена и судьбы
Рвут сердце многим людям.
Давайте же прилюдно сейчас фашизм осудим!

Мы, дети уже не 20 века.
Пройдя сквозь историю и года,
Говорим «Спасибо, вам, человеки!»
И клянемся «Потомки вас помнят всегда».

Песня «Мамы и папы»

Выходят все участники подпевают, кланяются, бросают в зал гвоздики.