Развитие способности обучающихся к самостоятельному освоению новых знаний, формированию универсальных учебных действий является одной из наиболее важных задач современного образования. Проектная деятельность, давно и активно применяющаяся учителями, в настоящее время переживает новый всплеск интереса к ней в связи с введением ФГОС.
Проектная деятельность – это продуктивная деятельность, в ходе которой происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение. То есть работа над проектом дает возможность учащимся самостоятельно добывать необходимые знания, проявлять собственное креативное видение процесса и результата работы, создавать свой проектный продукт, которым в дальнейшем могут воспользоваться другие.
Проектная деятельность воспитывает такие важные качества как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности. Учащиеся также приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.).
Необходимо отметить, что наряду с многочисленными преимуществами, проектная деятельность сопряжена с определёнными трудностями.В проведенных устных опросах обучающиеся отметили, что они испытывают затруднения при сравнении материалов из нескольких источников и выборе необходимого в соответствии с тематикой, им трудно создавать логичный и связный текст, который было бы интересно читать и слушать.
Учащиеся также часто не готовы или не способны активно использовать иностранный язык при работе над проектом: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д., поскольку все это требует достаточно хорошей языковой подготовки и обширного лексического запаса. Решить данную проблему можно только постоянной и кропотливой работой с активной лексикой и грамматикой на этапе подготовки проекта. Сделать этот процесс более привлекательным и приятным призвана интерактивная доска.
В работе над проектами по УМК М.З.Биболетовой, Н.И.Быковой, Д.Дули на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника, а затем выполняют упражнения, созданные с помощью интерактивных программ и содержащие дополнительный материал по теме проекта.
Несомненно, в игровых ситуациях, грамматические, лексические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
Использование опор – это еще один эффективный прием в работе над проектами. Принцип наглядности является одним из базовых методических принципов обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку. Чем больше каналов восприятия задействовано в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность его прочного усвоения. Приведу пример опорной таблицы для работы над проектом «Добро пожаловать в мой город!».
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Большим успехом у учащихся пользуется такая форма оформления проекта как коллаж.
Некоторые учащиеся выбирают более сложную форму оформления проектной работы, например, создание собственного мультфильма о родном городе.
Одной из разновидностей проектной работы является мини-проект, рассчитанный на один урок или его часть. Основным преимуществом мини-проекта является то, что он позволяет создать ситуацию успеха, учащиеся ориентируются на быстрый практический результат, учатся эффективно распределять время и экономно его использовать, строить новые отношения в сотрудничестве, проявляют свои организаторские способности.
Примеры мини-проектов:
- составление и комментирование расписания уроков (5-й класс);
- реклама школьных клубов (5-й класс);
- правила для путешественников (6-й класс);
- создание новогодней открытки с использованием интерактивной доски (5-й класс);
- создание Flash Stories (six-word story) 8-11-й классы.
История происхождения термина и сам рассказ о нём звучит следующим образом.
Однажды Эрнест Хемингуэй поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого. Он написал: «For sale, baby shoes, never worn» (перевод с англ. яз.: «Продаются детские ботиночки. Неношеные»), и выиграл спор.
Авторство хоть приписывается писателю Эрнесту Хемингуэю, но официальных подтверждений этому нет, а сам источник рассказа остается неустановленным.
Flash stories учащихся 11 класса (УМК «Английский в фокусе», модуль 1 – Relationships).
Учебная деятельность тесно связана с внеурочной. Участие в различных олимпиадах, конкурсах, предметных неделях также предполагает выполнение проектов в рамках данных мероприятий и позволяет обучающимся продемонстрировать их творческие работы не только на школьном уровне, а и на городском, всероссийском, международном. Работая по программе «Проектная деятельность. Решение проектных задач» в 5 классе, для занятий я использовала пособие В.Н.Суслова «Решаем проектные задачи».
Результатом решения одной из проектных задач стало создание сказки на английском языке. Данная работа была представлена для участия во Всероссийском творческого конкурсе по английскому языку “Towards Christmas and the New Year” на сайте http://metodisty.ru/ и получила 3 место (Приложение 1).
В заключение хотелось бы сказать, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения проектная деятельность очень эффективна. Использование инновационных технологий в работе над проектами не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная деятельность является эффективной технологией, которая обеспечивает: значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности; повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива; повышение общего интеллектуального развития учащихся.