Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования. Умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя, помогать тем, кто нуждается в помощи. Создавать положительный эмоциональный фон.
Программные задачи:
- Развивать мышление, память, внимание, речь детей, воображение. Воспитывать доброжелательное отношения между детьми, желание помочь главным героям.
- Продолжать знакомить с числами второго десятка, упражняются в счёте двойками, закреплять знания состава числа в пределах 10; углублять представления о времени (текучесть, необратимость, последовательность дней недели, времён года, месяцев);
- Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; формировать умение вести диалог между детьми; закреплять навыки коллективной работы: учить быть доброжелательными и корректными собеседниками; участвовать в коллективном разговоре; распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; отвечать на поставленные вопросы;
- Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа; образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение определять первый звук в словах, составлении слов из слогов, чтении коротких слов.
- Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно договариваться, помогать друг другу.
Оборудование: Карточки с изображением предметов, которые начинаются на звук-А, О; большие карточки со звуками-А,О; домики с пустыми окошками и набором цифр для составления состава чисел 9,10;карточки с изображением предметов для образования существительных в родительном падеже множественного числа; наборы «Сложи квадрат» Б.П.Никитина, шкатулка.
Ведущий: Ребята, к нам пришли наши друзья-феи Анна и Ольга. У них в сказочном королевстве произошла беда. Пират заколдовал всех жителей сказочного королевства, для того чтобы его колдовство потеряло силу, необходимо выполнить задания. Наши феи просят помочь им. Давайте поможем нашим друзьям, согласны?
Ответы детей: да.
Ведущий: давайте разделимся на две команды. Для этого подойдите к столу и возьмите карточку с изображением предметов, у кого будет карточка с предметом, который начинается на звук О, идут в команду феи Ольги, а у кого на карточке предмет начинается на звук А, идут в команду Анны.
Дети встают в две команды.
Сейчас я прочитаю задание, а та команда, которая знает ответ, поднимает карточку.
Задание №1
- Назовите третий день недели?(среда)
- Какой месяц идет после февраля?(март)
- Какой день недели находится между средой и пятницей?(четверг)
- Назовите первый месяц зимы?(декабрь)
- Какой день недели идет после воскресенья?(понедельник)
- Назовите осенние месяцы?(сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите предыдущий день недели среды?(вторник)
- Назовите первый месяц календарного года?(январь)
- Назовите соседей пятницы?(четверг и суббота)
- Назовите первый весенний месяц?(март)
Ведущий озвучивает количество набранных баллов командами.
Задание №2
В сказочном королевстве построили дама, необходимо расселить так жителей домов, чтоб на каждом этаже было одинаковое количество квартир, которое соответствует номеру дома. Команда Анны расселяет жителей дома под номером 10,а команда Ольги расселяет жителей под номером 9.
После выполнения задания, ведущий с командами проверяют правильность деления числа на два меньших.
Ведущий озвучивает количество набранных баллов командами.
Задание №3
Ведущий: предлагаю вашему вниманию карточки со слогами, каждой команде необходимо составить как можно больше слов.
После выполнения задания, ведущий с командами проверяют слова, которые составили команды.
Ведущий озвучивает количество набранных баллов командами.
Ведущий: предлагаю отдохнуть и под музыку выполнить физкультминутку.
Задание №4
Пират оставил нам части от геометрической фигуры, у которой 4 угла,4 стороны, все стороны одинаковые. Кто может нах\звать эту геометрическую фигуру?,(ответы детей)
Ведущий: нам необходимо сложить из этих частей квадраты. Та команда, которая быстрее выполнит задание, поднимает карточку
Командам раздаются коробки с квадратами Б.П.Никитина.
.
Ведущий озвучивает количество набранных баллов командами.
Задание №5
Ведущий: Я буду вам показывать картинки, а вы должны назвать чего не стало в сказочном королевстве. Команда, которая готова ответить, поднимает карточку. Не забудьте, что вы работаете в команде и ваш ответ должен быть один от команды.
Ведущий показывает карточку с изображением предметов и говорит:
- Это апельсины, нет чего? Ответы детей (апельсинов)
- Это яблоки, нет чего? (яблок)
- Это вишни, нет чего?(вишен)
- Это сапоги, нет чего? (сапог)
- Это туфли, нет чего (туфель)
- Это носки, нет чего?(носков)
- Это яблоня, нет чего?(яблонь)
- Это пни, нет чего? (пней)
- Это карандаш, нет чего? (карандашей)
- Это перья, нет чего? (перьев)
- Это ружья, нет чего? (ружей)
Ведущий озвучивает количество набранных баллов командами.
Задание №6
Ведущий: Ребята, чтоб дойти до дома, в котором пират спрятал шкатулку с колдовством, нам нужно посчитать дома двойками.
Команда Ольги начинает считать двойками с 1, а команда Анны с Кто готов?
Команды считают двойками(1,3,5,7,9,11,13,15,17,19) и (2,4,6,8,10,12,14,16,18,20)
Ведущий озвучивает количество набранных баллов командамию
Задание №7
Ведущий: Ребята, номера домов в сказочном королевстве мы знаем, а вот название улицы нет. Я буду задавать вопросы, а та команда, которая знает ответ, поднимает карточку. Напоминаю, ответ должен быть один от команды, договаривайтесь между собой.
- Если на улице много дубов. Назовем ее..?(Дубовая)
- Если на улице много берез. Назовем ее..?(Березовая)
- Если на улице много кленов. Назовем ее..?(Кленовая)
- Если на улице много лип. Назовем ее..?(Липовая)
- Если на улице много садов. Назовем ее..?(Садовая)
- Если на улице находится аптека. Назовем ее..?(Аптечная)
- Если на улице находится библиотека. Назовем ее..?(Библиотечная)
- Если на улице находится больница. Назовем ее..?(Больничная)
- Если на улице находится театр. Назовем ее..?(Театральная)
- Если на улице находится река. Назовем ее..?(Речная)
- Ведущий озвучивает количество набранных баллов командами
Ведущий: Ребята, вот мы с вами и нашли шкатулку, открываем ее. Колдовство пирата исчезло, в шкатулке нет ничего. Мы помогли феям Анне и Ольге выполнить все задания пирата. Колдовство пирата потеряло свою силу и исчезло. Жители сказочного королевства свободны.
Список литературы
{1} О.А.Новиковская «Логопедическая грамматика для детей». Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. СПб:, КОРОНА принт, 2005.