План открытого урока по окружающему миру в 4-м классе. Тема: "Микробы. Валеология – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, инфекционные заболевания


Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о бактериях, вирусах; продолжить путешествие в микромир, работа с микроскопом; знакомство с «добрыми» и «злыми» делами бактерий; профилактика инфекционных заболеваний. Знакомство с валеологией - наукой о формировании, сохранении и укреплении здоровья человека.

Оборудование: микроскоп, таблица «Бактерии и вирусы»: модели всех бактерий, энциклопедии, доклады учащихся, таблицы - «добрые» и «злые».

I. Вводная часть

1. Вступительная беседа.

У новорожденного человека слизистая оболочка кишечника стерильна.

С первым глотком молока в неё устремляются микроскопические «жильцы», становясь на всю жизнь его спутниками.

- Что бывает, когда ты порезал руку?

- Появилась ранка, может загноиться, потом появляется корочка.

- Отчего это бывает?

- От горячей схватки лейкоцитов с микробами. Температура на месте боя сразу же повышается.

- Это место краснеет и воспаляется - становится горячим:

Вывод. Там началась яростная битва лейкоцитов с микробами. Гной - это множество клеток. Они захватывают микробы и очищают рану.

II. Основная часть урока

1. Микробы, болезнетворные бактерии

- Сегодня наше путешествие в микромир продолжается.

- Оказывается, обитатели микромира - одни из древнейших жителей.

За многие миллиарды лет до появления человека, бактерии и вирусы были единственными обитателями нашей планеты.

2. Как выглядят бактерии (с. 245 «Что такое, кто такой»)

- Как вы думаете, как можно было увидеть обитателей этого микромира?

Рассказ учащихся о микробах

- Благодаря микроскопу в истории науки произошло величайшее событие: открытие новой области жизни - мира мельчайших живых организмов - микробов, бактерий, вирусов.

Антони ван Левенгук (17 век) (1632-1723 гг.).

Название - «бактерия» произошло от греческого слова - «палочка».

- Очень многие бактерии имеют форму палочки. (Показать модель)

- Кишечная, дизентерии, туберкулёза, палочка, возбудитель тифа

- Самые простые бактерии имеют форму шариков и называются кокками.

ооо0о - стрептококки, стафилококки.

- А бывают бактерии самой необычной формы:

- В виде спирали, цепочки, грозди винограда (показать модели)

3. Где живут бактерии.

- Обитатели микромира - настоящие хозяева Земли. Мы живем, окруженные со всех сторон этими невидимыми организмами. Можно сказать, что микроорганизмы - везде.

  • в почве (показать 1 г почвы - в ней живет 5 миллиардов микроорганизмов).
  • в воздухе (живые бактерии были обнаружены на высоте 4 км в атмосфере).
  • на животных, растениях, на людях.
  • внутри животных, растений, людей (в полости рта - обитает несколько сот разновидностей бактерий, на каждую клетку нашего организма приходится 10 бактерий, которые живут внутри организма).

4. Польза бактерий (рассказы учеников)

Конечно, если бы все бактерии были вредны. Вряд ли люди смогли бы выжить. Но оказывается, данные бактерии не только вредны, а, наоборот, очень полезны.

Пища

Простокваша, сыр, сметана, масло, кефир, йогурт, квашеная капуста, маринованные огурцы, помидоры - всех этих продуктов не существовало бы, не будь молочнокислых бактерий (из молока с помощью лактобактерий получают сыр, с помощью молочных стрептококков - сливки и сливочное масло. Если долго хранить вино, оно превращается в яблочный и столовый уксус. Этому превращению помогают уксуснокислые бактерии.

Различные бактерии помогают человеку изготовлять шелк, производить кофе, табак, чай, некоторые лекарства.

Антибиотики - (рассказ детей о плесени)

- Плесень это микроскопический грибок. (с 347 «Я познаю мир» Медицина)

Петри

Однажды на одной из чашек Флеминг увидел странное явление:

Как всегда чашку покрывала плесень, но внутри колонии бактерий образовалась небольшая круглая лысина: возникло впечатление, что бактерии не размножаются внутри лысины, хотя на остальном пространстве рост бактерий был очень значительным.

Флеминг решил исследовать плесень, стал заражать этой плесенью различные бактериальные культуры. Оказывается, некоторые бактерии могут уживаться с плесенью, но стафилококки и стрептококки погибли. Спустя некоторое время Флемингу удалось выделить из плесени противомикробное вещество - ПЕНИЦИЛЛИН. А.Флеминг открыл эру антибиотиков. Так были названы все лекарственные вещества, сходные по действию с пенициллином.

«Анти» - против - подавляющие жизнь (имелось в виду жизнь болезнетворных микроорганизмов. «Биос» - жизнь).

За огромные заслуги перед человечеством Флеминг, Эрнест Чейн и Говард Флори были в 1945г удостоены Нобелевской премии.

Микроорганизмы используют и в процессе брожения для получения лимонной кислоты, пива, вина, хлеба, хлебобулочных изделий.

Пищеварение

У новорожденного человека слизистая оболочка кишечника стерильна. С первым глотком молока в неё устремляются микроскопические «жильцы», становясь на всю жизнь его спутниками. Живущие в кишечнике бактерии, помогают переваривать пищу, а некоторые даже производят витамины, например группы В и К.

- Вот почему для нас очень полезны кисломолочные продукты.

- В 1 грамме парного молока полезных бактерий столько же, сколько людей на Земле. В сметане, кефире, йогурте их ещё больше.

III. Физминутка

(Для улучшения кровообращения головного мозга).

IV. Закрепление

1. «Добрые» и «злые» дела бактерий.

Жители микромира - вирусы, бактерии, грибы - это очень маленькие живые существа, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Обнаружить присутствие микроорганизмов можно по их делам. Ученый Луи Пастер, изучая жизнь микроорганизмов, выявил, какие из них «друзья », а какие « враги » человека. Пастер изобрел сыворотку, прививка которой помогала бороться с возбудителями многих заразных болезней.

Рассматривание табличек.

Задание: Объяснить и разделить таблички на две группы «добрые» и «злые» дела.

2. Вред бактерий.

1. Портят пищевые продукты. (показ муляжей)

2. Могут вызывать болезни.

3. Как попадают в человека микроорганизмы.

1. Капельная инфекция:

- При кашле, чихании, разговоре микроорганизмы выбрасываются из полости рта и носа. Сейчас начинается эпидемия вируса гриппа. Профилактика - есть больше фруктов и овощей, заниматься физкультурой и спортом, закаливанием, мыть чаще руки.

2. Контакт:

- Рукопожатия, объятия, через полотенца, посуду.

3. Передача с водой или пищей:

- Немытые овощи и фрукты, вода из ручья, озера.

Правило: Пить только кипяченую воду, не купаться в грязных водоемах и т.д.

4. С пищей:

- Возбудительная бактерия - ботулизм (с.339 «Я познаю мир». Медицина). Для возникновения отравления необходимо размножение - возбудителя в пищевых продуктах. Поражает нервную систему и опасен для человека (тошнота, рвота, перед глазами «туман», пальцы невозможно сжаты в кулак). Может наступить смерть от остановки дыхания. Поэтому надо хорошо мыть фрукты, покупать только проверенное мясо.

Сальмонеллёз - хорошо отваривать и прожаривать яйца.

5. Прививки.

Полиомиелит - детский паралич (вирус). Каждому ребенку до года, обязательно делают З-х кратную вакцинацию и потом в определенном возрасте неоднократно подкрепляют иммунитет (невосприимчивость к заболеваниям).

Дифтерия - 1 бацилла в виде палочки внедряется в полость носа, зева, гортани. Прививки до одного года.

Корь и краснуха - вирусом. Существует вакцина.

Свинка - паротит - вирус.

Коклюш, скарлатина.

Туберкулез - (с 332. Роберт Кох (1843г.), Нобелевская премия в 1905г). Бактерии в виде палочки. Эта палочка очень боится солнечного света. Необходима солнечная погода, горные курорты, где воздух богат ультрафиолетом. Источник - больной человек, выделяющий с мокротой туберкулезные микробактерии. Наследственная передача отрицается. Туберкулез может поражать все органы ( кроме волос и ногтей). Против туберкулеза есть вакцина. Детишкам делают прививку на третий день после рождения в роддоме. Ежегодно всех детей проверяют на зараженность туберкулезом - Манту. Внутрь вводят специальное вещество - туберкулин и через 72 ч осматривают. Это позволяет выявить первичное заражение, а также уже возникшее заболевание. Поэтому очень важно ежегодно делать туберкулиновую пробу.

7. Валеология - от латинского валео - «здравствую». Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.

- Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, Заменить их нельзя ничем.

V. Подведение итогов

Домашнее задание: Написать для себя комплекс утренней гимнастики.