В начальной школе необходимо уделять особое внимание сплочению коллектива, что особо важно для обучения в среднем и старшем звене.
Цель: сплочение коллектива детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие умение находить в своих одноклассниках положительных качеств с помощью сказкотерапии.
- Развитие умения находить схожести и отличий между одноклассниками.
- Развитие способности к анализу понятий взаимопомощь, дружба, равенство.
- Развитие способности к взаимодействию с помощью жестов.
- Проведение рефлексии.
Занятие в начальной школе начинается со знакомства.
Назови свое хобби, которое начинается на первую букву твоего имени.
Затем происходит «погружение» в сказку. Дети должны в правом кулачке зажать бусику, которая приведет их в сказку. При этом необходимо закрыть глаза. Когда ребенок готов к восприятию сказки, он открывает глаза. Необходимо подождать всех ребят. После чего начинается прочтение сказки Н.Н.Абросьевой «Звездная страна».
СКАЗКА «ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА»
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетел над Звездной страной самый пакостный из всех на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич - и закипела в нем зависть. Как же так, думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссориться. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются ещё такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
И задумал Пакость Пакостьевич своё злое дело. А чтобы его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже захотелось зажить ещё интереснее, ещё веселее, ещё лучшее.
- А что же нужно для этого сделать? - поинтересовались звездочки.
- Все очень просто: нужно находить в других недостатки, всё время ругать, побольше критиковать, вспоминать все поступки, которые когда-то были совершены, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.
Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая… Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи… ха-ха-ха…
Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась… Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха…
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич всё не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью.
И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люся. Она решила во, чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. «Что же делать? - думала Люся.- Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться.
А действовать надо прямо сейчас немедленно, иначе может быть поздно». И она на свой страх и риск начала действовать. Люся стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звёздочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают, - ликовала обрадованная Люся. И начала действовать увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люся заговорила с крошечной звездочкой Ютой:
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люсину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них.
И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой как огоньки новогодней гирлянды. Снова звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала ещё краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды.
А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопросы для обсуждения в классе:
- Вы сегодня прослушали сказку «Звездная страна». О чем эта сказка?
- Как эта сказка может пригодиться в вашей жизни?.
- Что произойдет, если одноклассники будут искать в друг друге одни недостатки? И одни достоинства? Как интереснее будет жить в классе?
Психотерапевтическое задание: у вас на столах находятся серединки солнышек, на которых написано ваше имя. А теперь обмениваясь лучиками, на которых вы будете писать положительные качества своих одноклассников и передавая их друг другу. У каждого должно появиться, то количество лучиков с положительными качествами, сколько человек в классе. Качества на лучиках могут повторяться.
- Поиск отличий и схожести. Дети становятся в 2 круга: наружный и внутренний, лицом друг другу. Называют по парам схожесть между участниками. Движение по наружному кругу. Пока не остановятся в исходной точке. Затем ищут различия двигается внутренний круг до исходной точки.
- Дети садятся за парты, им раздаются бумажные салфетки и дается задание от салфетки оторвать верхний угол, затем правый нижний угол. Затем салфетки разворачиваются. Детям дается задание посмотреть по сторонам и найти похожую салфетку. Подводится поиск задание было одно, а салфетки получились разные. Так и люди все похожи, но все разные по своим индивидуальным качествам.
- Дети делятся на 3 команды и каждой команде дается задание нарисовать символ. 1 команда взаимопомощь, 2 - дружба, 3 - равенство. Затем дети обсуждают совместно получившиеся символы.
«Вавилонская башня»
Ресурсы: цветные маркеры, ватман, индивидуальные задания.
Ход упражнения
Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Его задача молча нарисовать то, что ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню.
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Нарисованная башня должна иметь 10 этажей
Вся башня имеет коричневый контур
Над башней развивается синий флаг»
В башне всего 6 окон»
Вдалеке от башни светит солнце
Возле башни растут два дерева и пять кустов
Над башней летают восемь птиц
Возле башни находится собачья будка
Над башней расположились три тучки, из которых идет дождь
Около башни сидит кошка
Башня окружена рвом с водой
С крыши башни свисает веревочная лестница
Упражнение «Подсолнух»
Дети должны встать в круг, поднять руки и потянуться к «солнцу», поблагодарить мысленно друг друга за работу. Затем опустить руки и рассказать, что понравилось в занятии, что было сложно и т.д. Затем дети прощаются.
Список использованной литературы
- Н.Н.Абросьева «Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников» С-П: «Планета» 2018 г. - 272 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П.Иванов. - Новосибирск: СибАГС, 2003.-256 с.
- Игры на сплочение коллектива http:// www.vozhatiy.ru/metodichka.html
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
- Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 442с.