Цель занятия:
- развитие любознательности, внимания, памяти;
- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание настойчивости, воли, умения работать в коллективе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование общеучебных навыков и умений (умения обобщать, проводить аналогии, делать выводы;
- умения самостоятельно работать с текстом).
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать логическое мышление;
- развивать творческие коммуникативные способности.
Воспитательные:
- формировать навыки коллективной работы;
- формировать навыки культуры ведения дискуссии.
«Задача, конечно, не слишком простая:
играя, учить и учиться, играя,
но если с учёбой сложить развлеченье,
то праздником станет любое ученье».
1. Вступительное слово учителя
Ребята, игра – это не только развлечение, это ещё и творчество, а также – труд. Я предлагаю вам сегодня на занятии поучиться играя.
2. Разминка: «Что мы помним, что мы знаем …»
- Назовите 1% метра. (1 см или 0,01 м)
- Единица измерения скорости на море. (Узел)
- Третья буква греческого алфавита. (гамма)
- Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (Нет)
- Чему равна сумма всех чисел от -200 до 200? (0)
- Кто автор первого российского учебника математики? (Магницкий)
- Чему равен 1 пуд? (16 кг)
- Назовите корни уравнения |x| = -1. (Корней нет)
- Сколько разных высот можно провести в параллелограмме (Две)
- Записывается с помощью цифр. (Число)
- Назовите наибольшее целое отрицательное число. (-1)
- Разделите 100 на половину. (200)
- Площадь квадрата равна 49 см2. Чему равен его периметр? (28)
- Какой русский писатель окончил физико-математический факультет? (Грибоедов)
- Другое название двучлена. (Бином)
- В каком треугольнике один и тот же отрезок выполняет тройную нагрузку? (В равнобедренном или равностороннем)
- К однозначному числу, большему нуля, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
- Вычислите? (-4)
3. Викторина
Класс делится на 2 группы. Группы по очереди отвечают на вопросы, расположенные в секторах. (Номер сектора определяется произвольно.)
Сектор 1. Разгадайте короткий ребус
Сектор 2
Наташа произнесла истинное утверждение. Алеша повторил его дословно, и оно стало ложным. Что сказала Наташа?
Сектор 3
В одной комнате находятся три выключателя, а в другой – три лампочки. Каждый выключатель обслуживает одну из лампочек. Как узнать, какой выключатель связан с какой лампочкой, если в комнату с лампочками можно войти лишь один раз?
Сектор 4. «Блиц»
Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, так же как и многие другие математические термины. Переведите на греческий следующие математические термины:
- Землемерие
- Воздушный, несущий
- Струна, стягивающая что-то, расходящееся в стороны.
(1. Геометрия, 2. Вектор, 3. Хорда)
Сектор 5
Уважаемые игроки!
Сделав хитрое лицо, математик сказал девятилетнему мальчику: «Назови самое большое число?». Лицо математика вытянулось, когда он услышал ответ. Он сам не мог бы назвать большее число.
Какое число назвал мальчик?
Сектор 6
Уважаемые игроки!
Что больше: 1020 или 2010?
Сектор 7
Уважаемые игроки!
Назовите геометрическую фигуру, про которую известно:
- Если разрезать её определенным образом, то получится известная китайская головоломка «Танграм»;
- В шахматах есть правило этой фигуры.
Сектор 8
Уважаемые игроки!
В пространстве много векторов, нельзя их сосчитать.
Но о каких ведём мы речь, вам нужно отгадать.
Слог первый – часть снеговика, его скатать из снега просто.
А слог второй? Его удел – всегда гореть на производстве.
Как единицу площади мы знаем третий слог.
В конце поставь частичку «ные».
Итак, каков итог?
Сектор 9
Уважаемые игроки!
Что кружится, что ложится и на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою по ночам поэмы пишет?
Это первое словечко, а второе просто «на».
Ну а третье? Угадайте, что бежит по проводам?
Напиши, что получилось и прочти наоборот.
Не запутайся, читая, слово задом наперед.
Сектор 10
Уважаемые игроки!
Из чисел вы мой первый слог возьмите,
Слог второй – из слова «голубцы»,
А третьим лошадей вы погоните,
Четвертым будет блеянье овцы.
Мой пятый слог такой же, как и первый,
Последней буквой в алфавите является шестой.
А если отгадаешь ты все верно,
То в математике раздел получишь ты такой.
Сектор 11
Уважаемые игроки!
Двенадцатый месяц у нас называется декабрь. Это слово происходит от греческого “дека”- десять. Отсюда также слово декалитр - 10 литров, декада - 10 дней. Выходит, что декабрь носит название “десятый”. Внимание вопрос!
Чем объяснить это несоответствие?
Сектор 12. Чёрный ящик №1
То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой ученик.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике?
Сектор 13
Первым в России ученым-медиком, всерьёз изучавшим проблему детской близорукости, был Фёдор Фёдорович Эрисман. Он определил, что расстояние от книги до глаз, при котором глаза не уставали бы, должно быть 30-35 см. В связи с этим он, не будучи инженером, разработал конструкцию, которая получила повсеместное использование. Что это за конструкция?
Сектор 14
Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
ЧАДАЗА, МЕНПЕРНАЕЯ, ВАРУНИЕНЕ, ЦЯИКУНФ
Сектор 15
Решите анаграммы и исключите лишнее слово:
РЕНИУАНВЕ, ТПЬСЕНЕ, РЕВАТСВЕНОН, СЕКОЛО
Сектор 15. «Блиц»
Почти все названия геометрических фигур имеют греческое происхождение, так же как и многие другие математические термины. Переведите на греческий следующие математические термины:
1. Сосновая шишка
2.Измерение вокруг
3. Рядом идущий
(1. Конус, 2. Периметр, 3. Параллельность)
4. Подведение итогов занятия
Ребята, выразите ваше отношение к занятию, продолжите предложение.
- Мне больше всего понравилось…
- После этого занятия я хочу больше узнать о…
- На этом занятии я научился (лась) …
- На этом занятии я смог (ла) …