Музыкальное путешествие (музыкально-интеллектуальная игра)

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: музыкально-интеллектуальная игра


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (51 МБ)


Цель игры: Стимулирование детей к учебной и познавательной деятельности через игровую форму занятий.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Расширение кругозора;
  • Познавательная деятельность;
  • Совершенствовать навыки ансамблевого музицирования на свирели.

Воспитательные:

  • Приобщение детей к сокровищам отечественной и зарубежной музыкальной классики;
  • Создание эмоционально-положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.
  • Воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций,
  • Воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности

Развивающие:

  • Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей;
  • Развивать вокально-хоровые навыки;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • Повторение пройденного методом устного опроса;
  • Использование средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
  • Хоровое исполнение песни «Музыка» музыка Н.Никифоровой, слова О.Романовой, «Весенняя песня» музыка В.А.Моцарта;
  • Музицирование на свирели (П.И.Чайковский «Старинная французская песенка»).

Материалы:

  • слайдовая презентация;
  • видеофрагменты из фильмов «Композитор Глинка», «Римский-Корсаков», «Амадей», «Щелкунчик»;
  • музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных композиторов, с творчеством которых мы познакомились в I полугодии;
  • нотный материал;
  • музыкальные фонограммы.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;
  • звукоусиливающая аппаратура (колонки);
  • синтезатор.

Конспект урока

I. Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

В игре принимают участие 2 и более команд.

В центре класса устанавливается игровой стол, на котором по кругу выложены карточки с названием стран, в которые мы можем попасть в результате следующих действий:

  • каждой команде выдаётся по 3 карточки с нумерацией от 1 до 3-х;
  • команды поочерёдно вступают в игру;
  • на игровом поле капитан (или любой участник команды) выбрасывает кубик и определяет количество «шагов» (от 1-6);
  • по часовой стрелке фишкой (игрушка-музыкант) игрок делает выпавшее количество «шагов», тем самым, выбирая страну;
  • ведущий предлагает командам вопрос и 3 варианта ответа;
  • команда после обсуждения, поднимает ту карточку, которая, по мнению команды, соответствует правильному ответу;
  • жюри фиксирует данные ответы, после чего, ведущий объявляет правильный ответ.

Все вопросы делятся на 4 категории: проектор;

  1. «Странички биографии»;
  2. «История одного шедевра»;
  3. «Композиторы говорят…»;
  4. «Видео вопросы».

Исполняется песня «Музыка» музыка Н.Никифоровой, слова О.Романовой

II. Работа по теме урока

Ученики:

Послушай: музыка вокруг,
Она во всём - в самой природе
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины…

Вот потому-то иногда,
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, что плещется вода.

Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнутся ели…
А это арфы нам напели,
Рояль и скрипка, и гобой!
(М.Ивенсен)

Вопросы и варианты ответов по предлагаемым категориям

Презентация. Слайд № 2-30*

1. Категория «Странички биографии»

И.С.Бах (Германия)

Вопрос: Девяти лет И.С.Бах остался сиротой. Его воспитателем стал его старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Но это был сухой, нечуткий музыкант. Для пытливого, музыкального мальчика это было мучительно. Поэтому ещё десятилетним ребёнком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик решил овладеть ею каким-либо тайным способом. Так как тетрадь хранилась в шкафу с незастеклёнными решётчатыми дверцами, а его руки были настолько малы, что он мог просунуть их сквозь решётку, свернуть в трубочку тетрадь, которая была в бумажном переплёте, и вытащить её из шкафа, то он, не долго раздумывая, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами. Но так как у него не было свечи, то он мог переписывать ноты лишь в лунные ночи. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. Когда брат застал его однажды за этим занятием, он отобрал уже переписанные ноты.

Варианты ответов:

1. отобрал уже переписанные ноты;

2. приказал выпороть;

3. был растроган настойчивостью брата и отдал ему переписанные ноты.

В.А.Моцарт (Австрия)

Вопрос: Настоящие чудеса так редки, что о них охотно говоришь, когда имеешь счастье видеть их перед глазами. Зальцбургский капельмейстер по имени Моцарт приехал сюда с двумя прелестными детьми. Его дочка, девочка 11 лет, очаровательна и с редкой чистотой играет на клавесине самые трудные вещи. Что касается её брата, не имеющего ещё и семи лет, то его феномен столь необычайный, что, глядя и слушая его, не веришь глазам и ушам своим. Он не только исполняет с безупречной чистотой труднейшие пьесы своими ручонками…, но ещё целыми часами, повинуясь влечению своего гения, импровизирует». (Мельхиор Гримм Париж 1763г.)

Варианты ответов:

1. импровизирует;

2. играет дуэтом со старшей сестрой;

3. играет на разных инструментах.

Л.ван Бетховен (Германия)

Вопрос: Трагедией жизни Бетховена была тяжёлая болезнь, которая заставила его сторониться друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогало. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти. Из борьбы со своим недугом композитор вышел ещё более сильным. Известны его слова: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила». О какой тяжёлой болезни идёт речь?

Варианты ответов:

1. глухота;

2. слепота;

3. болезнь сердца.

Ф.Шопен (Польша)

Вопрос: Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепиано. Ещё не умея говорить, ребёнок. Как только слышал пение матери или игру отца начинал громко плакать. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так.

Варианты ответов:

1. громко плакать;

2. тихонько гулить, как бы подпевая;

3. хлопать в ладоши.

М.И.Глинка (Россия)

Вопрос: В феврале 1818 года Глинка был принят в Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Здесь учились дети из дворянских семей. Товарищи любили Глинку. Он был юноша добрый, весёлый и уступчивый. Но особенно подкупала в нём душевная чуткость к людям. Даже от малейшего проявления грубости, несправедливости Михаил словно сжимался. В пансионе за это его прозвали «Мимозой».

Варианты ответов:

1. «Мимозой»;

2. «Кувшинкой»;

3. «Орхидеей».

П.И.Чайковский (Россия)

Вопрос: В детстве громадное влияние на Чайковского имела воспитательница старших детей Фани Дюрбах. Фани обладала, по видимому, большим педагогическим талантом, наблюдательностью, чуткостью. Именно она заметила в мальчике особенные, отличавшие его от других детей черты душевного склада, его одарённость и восприимчивость. Из воспоминаний Фани Дюрбах о Чайковском: «В классе нельзя было быть старательнее и понятливее, во время рекреаций же никто не выдумывал более весёлых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее». «… Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребёнок».

Варианты ответов:

1. стеклянный ребёнок;

2. ранимый ребёнок;

3. необычный ребёнок.

Исполнение на свирелях «Старинной французской песенки» П.И.Чайковского

2. Категория «История одного шедевра»

В.А.Моцарт (Австрия)

Вопрос: Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку. Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт в них не сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать!.. Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя! Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил произведение - воплощение любви и нежности. В нём были радость и грусть, печаль и надежда. О каком произведении идёт речь?

Варианты ответов:

1. «Колыбельная»;

2. «Весенняя песня»;

3. «Менуэт».

Слушание

Л.ван Бетховен (Германия)

Вопрос: Симфония не имеет программы, её содержание не воплощено в литературном сюжете. Но яркая, выразительная музыка, конкретный смысл основного мотива дают право толковать всю симфонию, как грандиозную картину борьбы человека с лишениями и невзгодами жизни во имя радости и счастья.

Слушание

Все 4 части симфонии объединены одной темой, которая звучит в начале произведения, как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь». Что сказал композитор об этой теме?

Варианты ответов:

1. «Так судьба стучится в дверь»!

2. «Так беда стучится в дверь»!

3. «Так жизнь стучится в дверь»!

Ф.Шопен (Польша)

Вопрос: «Слушающему эти композиции кажется, что автор только что побывал где-нибудь в окрестностях Полоцка, на деревенской свадьбе и под свежим впечатлением здорового веселья спешит зарисовать нотами картину танцев под открытым небом и зафиксировать звуки примитивного сельского оркестра. Шопен называл эти композиции «obrazki» - «картинки»». О каких композициях идёт речь?

Варианты ответов:

1. мазурки;

2. вальсы;

3. полонезы.

Слушание

М.И.Глинка (Россия)

Вопрос: «… Потом встал Жуковский и не без торжественности произнёс:

Пой в восторге русский хор,
Вышла новая новинка
Веселися Русь, наш Глинка…
Уж не Глинка, а фарфор…»
(Из воспоминаний М.И.Глинки)

О какой «новинке» шла речь? В честь какой премьеры М.И.Глинки, Жуковский сочинил эти строки?

Варианты ответов:

1. опера «Иван Сусанин»;

2. опера «Руслан и Людмила»;

3. «Арагонская хота».

Слушание

П.И.Чайковский (Россия)

Вопрос: В Италии, в городе Флоренции, во время прогулки по городу П.И.Чайковский встретил мальчика, который пел песенку и аккомпанировал себе на гитаре. Мальчик пел не о радости. Он был из очень бедной семьи и пением зарабатывал деньги, чтобы его родные не умерли с голода. Композитор очень жалел мальчика. А красивую мелодию, которую пел мальчик, П.И.Чайковский записал и включил потом в «Детский альбом». В «Детском альбоме» 3 пьесы посвящены Италии. Назовите, какая из них:

Варианты ответов:

1. «Итальянская песенка»;

2. «Неаполитанская песенка»;

3. «Шарманщик поёт».

Слушание

С.В.Рахманинов (Россия)

Вопрос: Это удивительная пьеса. Её, звучащую менее трёх минут, по-настоящему может сыграть только очень хороший пианист.

Слушание

В 1898 году выдающийся русский пианист А.И.Зилоти, двоюродный брат и учитель Рахманинова, отправившись в большую заграничную поездку, стал исполнять прелюдию до-диез минор, которой минуло тогда шесть лет «от роду». Имя её автора было ещё совершенно неизвестно за рубежом. И вдруг прелюдия стала приобретать просто фантастическую популярность, особенно в Англии и США. В апреле 1899 года, благодаря прелюдии с большим успехом состоялось первое зарубежное выступление Рахманинова. В 1919 году Рахманинову случилось исполнить прелюдию в США в необычной, типично американской обстановке. На эстраде был устроен аукцион. Рахманинов сыграл прелюдию, и одна граммофонная фирма уплатила устроителям концерта в целях рекламы своей продукции 1 000 000 долларов. Последний сюрприз прелюдия преподнесла своему автору в 1942 году.
Уолт Дисней показал Рахманинову одну из первых выпущенных им лент. Герой её - очень популярный Микки Маус, пожелавший стать концертным пианистом, исполняет, конечно, прелюдию! «Я слушал мою неизбежную пьесу, - шутил по этому поводу Сергей Васильевич, - и в великолепном исполнении лучших пианистов, и жестоко исковерканную любителями, но никогда не был взволнован, как при исполнении её великим мышиным маэстро».

Какой последний сюрприз преподнесла прелюдия своему автору?

Варианты ответов:

1. использовали в мультипликации;

2. сделали хореографическую миниатюру;

3. сделали переложение для оркестра РНИ.

3. Категория «Композиторы говорят…»

В.А.Моцарт (Австрия)

Вопрос: «Работа - моё первое наслаждение»

Варианты ответов:

1. дело;

2. наслаждение;

3. призвание.

Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта

Л.ван Бетховен (Германия)

Вопрос: «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи?.. Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбуждённый настроениями, которые станут передо мною в виде нот».

Варианты ответов:

1. нот;

2. музыкальной темы;

3. музыкальной фразы

Ф.Шуберт (Австрия)

Вопрос: «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую».

Варианты ответов:

1. я начинаю другую;

2. я исполняю её;

3. я принимаю друзей.

Ф.Шопен (Польша)

Вопрос: Шопен питал глубокое уважение и благодарность к своему учителю и признавал, что именно Эльснер помог ему найти свой путь. Как-то в беседе с одним венским журналистом он сказал: «… у Живного и Эльснера выучился бы даже величайший осёл».

Варианты ответов:

1. осёл;

2. лентяй;

3. глупец.

М.И.Глинка (Россия)

Вопрос: «Музыку сочиняет народ, а мы - композиторы, её только аранжируем».

Варианты ответов:

1. аранжируем;

2. изучаем;

3. чувствуем.

4. Категория «Видео вопросы»

В.А.Моцарт (Австрия)

Вопрос: По заказу немецкого театра в Вене, Моцарт написал комическую оперу «Похищение из Сераля» (*Сераль - женская половина дома богатого восточного вельможи). В это время в Вене, как и в других городах Австрии, усиленно насаждалась итальянская музыка. Это противоречило народным вкусам, но нравилось придворным кругам. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора. Опера была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной. «Ужасно много нот, мой милый Моцарт», - недовольно сказал он композитору. «Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество не больше, не меньше», - с достоинством ответил Моцарт.

Что ответил Моцарт императору?

Варианты ответов:

1. «Ровно столько, сколько нужно, Ваше Величество не больше, не меньше»;

2. «Извините, Ваше Величество, не рассчитал»;

3. «А сколько нужно, Ваше Величество».

М.И.Глинка (Россия)

Вопрос: «… По обычаю Михаила Ивановича, музыка у него была готова раньше слов, подавляемый, так сказать, богатством своих мыслей, музыкальных идей, он роскошною рукою сыпал их на бумагу, где они, кажется, самим собой развивались, цвели и плодились». (Из писем князя В.Одоевского)

Удивительный факт творческой биографии М.И.Глинки заключается в том, что, когда композитор заканчивал работу над произведением он открывал клетки с певчими птицами, которых очень любил и выпускал их на волю.

Варианты ответов:

1. выпускал птиц;

2. садился к роялю и запевал русскую народную песню;

3. выходил из комнаты, где он работал в уединении и отправлялся бродить по вечернему городу.

М.И.Глинка (Россия)

Вопрос: Любопытен рассказ П.Дубровского, современника М.И.Глинки, о записи «Камаринской». «Однажды, утром я прихожу к нему и застаю его в комнате, где за перегородкой из сетки летало штук 15 птиц соловьиной породы, которую М.И.Глинка любил. Он сидел за маленьким столом, посредине комнаты, перед своими птичками, что-то писал на большом листе бумаги… Это была «Камаринская». Она была совершенно готова в его воображении; он записывал её как обыкновенный смертный, записывающий какие-нибудь беглые заметки, и в то же время разговаривал и шутил со мной. Вскоре пришли два-три приятеля, но он продолжал писать при громком хохоте и говоре, нисколько этим не стесняясь, - а между тем передавалось нотными знаками одно из самых замечательных его произведений». (Слушание)

Где впервые услышал М.И.Глинка русскую народную плясовую «Камаринскую»?

Варианты ответов:

1. На набережной в Санкт-Петербурге.

2. У себя на Смоленщине, откуда он был родом.

3. Во время путешествия по России, когда он собирал материал для будущей оперы.

П.И.Чайковский (Россия)

Вопрос:

Инструмент, как пианино,
Но гораздо больше он.
Вместо струн внутри пластины,
Слышен нежный перезвон,
и клавиш кто коснётся как же инструмент зовётся? (Челеста)

П.И.Чайковский привёз этот инструмент из Франции. Именно П.И.Чайковский впервые в России использовал этот музыкальный инструмент. Назовите, в каком музыкальном произведении звучала челеста?

Варианты ответов:

1. «Щелкунчик»;

2. «Лебединое озеро»;

3. «Спящая красавица».

Н.А.Римский-Корсаков (Россия)

Вопрос: Центральная в опере сцена - площадь на берегу озера - широкая картина народной жизни. В пёстрой сутолоке толпы композитор словно зарисовывает отдельные группы - скоморохов, купеческих богатеев, настоятелей и готовых им услужить волхвов, «выпускающих» на Садко губительную волшебную силу. Прекрасен конец картины Садко, выигравший заклад, снаряжается в дальнее плавание. В ответ на песни иноземных гостей, он запевает старинный былинный запев: «Высота ль, высота поднебесная». Кто подсказал Н.А.Римскому-Корсакову использовать в этой сцене русскую народную песню «Высота ль, высота ль поднебесная»?

Варианты ответов:

1. жена Н.А.Римского-Корсакова;

2. В.В.Стасов;

3. композиторы «Могучей кучки».

Н.А.Римский-Корсаков (Россия)

Вопрос: Пение, какой птицы имитировал Н.А.Римский-Корсаков в арии Весны и в теме Снегурочки?

Варианты ответов:

1. снегирь;

2. соловей;

3. жаворонок.

III. Заключение

Подведение итогов. Награждение победителей.

* Гиперссылки:

1. На каждом слайде гиперссылка на 2 слайд, на котором указаны категории вопросов;

2. На 2 слайде 4 гиперссылки, которые находятся на свитках с указанием категорий вопросов:

  • категория «Странички биографии» ссылка на 3 слайд;
  • категория «История одного шедевра» ссылка на 10 слайд;
  • категория «Композиторы говорят…» ссылка на 17 слайд;
  • категория «Видео вопросы» ссылка на 24 слайд

3. На 3, 10, 17 и 24 слайдах гиперссылки на ответы данной категории, которые находятся на портретах композиторов;

4. На слайдах с 24 по 29 гиперссылка на видео - значок с камерой.

Все музыкальные и видео материалы сохранены на Google Диск;

https://drive.google.com/drive/folders/1Say2wJ3F1LowhlP9VyS5o4rio4z_oi37?usp=sharing