Основная цель нашего занятия: развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные:
- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
- формирование навыков постановки элементарных опытов.
Развивающие:
- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
- развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитание интереса к познанию окружающего мира;
- формирование коммуникативных навыков.
Необходимые атрибуты к занятию: наглядный материал (плакаты, схемы); материалы к исследованию и проведению опытов с водой (стаканчики, трубочки, кристаллики сахара, ложечки), лупы, атрибуты для детей (шапочки с названием «Знайкин», «Юный эколог», «Исследователь»), разрезная картинка-пазл «Колодец».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, которое мы с вами начнем в группе, а продолжим на прогулке. На протяжении всего занятия мы с вами будем говорить об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле.
Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуете мне назвать, что же это?
В морях и реках обитает
Но часто по морю летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять?
Ответы детей. (Вода)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о воде. А помогать мне в этом будет моя подружка «Капелька».
Наша Капелька не только расскажет, для чего нужна вода, где встречается она, в каком состоянии находится, что такое круговорот воды в природе…, но самое интересное, что мы с вами вместе с Капелькой будем путешествовать!
Во время путешествия мы будем наблюдать и выполнять разные задания, за которые вы будете получать кусочек разрезного пазла. В конце нашего путешествия вы соберете картинку и увидите, где же еще может встретиться вода и где может спрятаться наша Капелька.
Итак, в путь. Первая остановка – Лаборатория доктора Знайкина, где мы с вами поговорим о свойствах воды. Проведем опыты и определим на вкус, какая бывает вода? (проведение опытов). Дети добавляют в обычную воду кристаллики сахара, размешивают и пробуют, выясняя, что произошло с вкусовыми качествами воды.
Ребята, вы отлично справились, первые кусочки пазла уже у вас. Двигаемся дальше. И дальнейшее наше наблюдение будет на улице на нашем участке, где уже нас ждет наша путешественница Капелька.
Вторая остановка – наш участок и наблюдение за водой на листве. Давайте посмотрим, что мы видим на листочках … (здесь можно предложить лупы). Дети рассматривают капельки через лупу, а где-то можно наблюдать первую изморозь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, получаете следующий кусочек пазла.
А сейчас мы подойдем с вами к песочнице и посмотрим, где же там может быть вода и что с ней там может произойти? Если мы просто выльем воду на песок, что произойдет? (Ответы детей) …. А если мы будем строить дорожку, выливать воду, у нашей дорожки менять повороты, интересно в какое русло будет течь вода?...
Демонстрируем, а также даем детям самим выливать воду из ведра на наши дорожки. Наблюдаем, что происходит с водой.
Воспитатель: Какие вы молодцы, получаете последний кусочек пазла. Давайте попробуем его сложить и посмотрим, что же это? (Дети собирают пазл и смотрят, что у них получилось). Правильно – колодец.
Но мы совсем забыли о нашей Капельке, может быть мы ее сможем найти в нашем колодце.
Давайте построим колодец из большого строительного конструктора. (Детям предлагается на участке построить колодец из строительного материала).
Воспитатель: Ну что ж, ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Я думаю, что вам понравилось узнавать, экспериментировать, путешествовать, собирать…
Ответы детей.
Воспитатель: А в следующий раз мы с вами поговорим о воздухе и узнаем, сможем ли мы его УВИДЕТЬ!