Цель:
- повторить сложноподчинённые предложения; виды придаточных предложений;
- попутное повторение обособленных членов предложения, обращений;
- привить любовь к родному краю;
- приобщить к поэзии родного края.
Оборудование: проектор, ресурсы-интернет, схемы, слайды.
Структура и ход урока
Астрахань, Астрахань,
Город мой родной,
Астрахань, Астрахань,
Я всегда с тобой.
I. Оргмомент
- Обменялись улыбками, подарили улыбки мне и друг другу.
II. Проверка выполнения домашнего упражнения (по вариантам)
III. Актуализация знаний
- Прочитайте эпиграф к уроку (учащиеся читают)
- На каком материале будет построен наш урок? (на краеведческом материале)
1. Орфографическая пятиминутка (списать текст, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы; объяснить, подбирая проверочные слова)
Как в Астрахани ночи х…роши!
Бр…жу не уставая до рассвета
И воздух из цв…тастой кру…ки лета
См…вает лень и суетность с души.
(Н.Мордовина)
2. Синтаксический разбор предложения
Любит ветер пылить по дорогам
Астраханскою ранней весной. (учащиеся выполняют задания)
IV. Сообщение темы урока
1. Фронтальный опрос
(повторение сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных)
- Какое предложение называется сложноподчинённым?
- Назовите виды сложноподчинённых предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные)
- На какие группы по значению делятся обстоят.(места, времени, образа действия и степени, причины, цели, следствия, уступительные…)
2. Объяснительный диктант
а) записать предложение, расставить знаки препинания, составить схему, определить вид придаточных.
Я здесь родился в Понизовье,
Где рвёт моряна паруса,
Где изогнулась тонкой бровью
Волной омытая коса.
[ ], (где), (где) придаточное места
Здесь Волга с Каспием назначили свиданье,
Чтоб длилась жизнь, не ведая конца.
[ ], (чтоб) придаточное цели
Где Волга прянула стрелою
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова
(где), [ ] придаточное места
Если на море вскипает вода,
Если застигнет беда,
Помни, рыбак,
Дружбы маяк –
Не забывай никогда.
(если), (если), [ ] придаточное условия
Мой край похож на штиль,
В котором вечен шторм.
[ ], (в котором) придаточное определительное
3. Самостоятельная работа по карточкам
- Повторение сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных; обособленных членов предложений, обращений
а)
Хоть доброта и не палит дотла,
Она слегка похожа и на пламя.
(хоть), [ ] придаточное уступительное
б)
Вздымая куполами облака,
Здесь Астрахань красуется века.
в)
У Кремля акациям
Песни дарит май,
Здравствуй, город Астрахань,
Сына принимай!
г)
Раскрылся лотос – розовый фламинго,
Расправив свои крылья – лепестки.
И пронеслись быстрее бега динго
Века, сливаясь в мареве реки.
V. Обобщающее повторение пунктуации
Мой милый город, ты прекрасен!
Любовью наполняется душа.
Расти, цвети на нашу радость,
Родная Астрахань моя!
(А.Гремина)
VI. Итог урока
VII. Комментирование оценок
VIII. Рефлексия
- У каждого на парте по 3 листочка:
- зелёный – было интересно на уроке, я всё понял;
- коричневый – урок понравился, но некоторые моменты были трудными;
- красный – мне на уроке было скучно.
- Поднимите каждый свой листочек.