Привлечение тематики христианских праздников к духовно-нравственному развитию и социализации обучающихся младшего школьного возраста на примере освоения предмета иностранный язык: Рождество

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: английский язык, традиции и обычаи, Christmas, театральные проекты


Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи.

В основе духовно-нравственного развития и воспитания личности лежит знакомство и восприятие ею системы базовых национальных ценностей, которая позволяет личности выстраивать гармоничные отношения и взаимодействия на всех уровнях жизни – от семейного до государственного. Такую незыблемую систему ценностей дает традиционная российская религия – православие: именно поэтому так важно знакомить детей с основами христианского учения, которое веками является твердым основанием и нравственным ориентиром для формирования духовно-нравственной личности.

Однако при обучении учащихся младшего школьного возраста предмету «Иностранный язык» знакомство детей младшего школьного возраста с основами христианского вероучения на иностранном языке затруднено из-за сравнительного небольшого словарного запаса (примерно 500 слов социально-бытовой направленности).

Целесообразно вводить православную тематику в обиход детей постепенно, начиная со знакомства с самыми значимыми православными праздниками: Рождество и Пасха. Сначала дети знакомятся с основной лексикой по теме, праздничными традициями России и англоговорящих стран, образцами зарубежного фольклора.

Одним способом вовлечения детей в социально-активную деятельность является их участие в совместной проектной деятельности на иностранном языке: исследовательской, творческой, ролево-игровой. И в этом смысле именно театральные постановки способны способствовать духовно-нравственному развитию личности обучающихся младшего школьного возраста и их социализации. Этот вид деятельности открывает перед детьми возможности для нравственного поступка, при этом социализация и социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем коллектива. Участие в театральном проекте создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

В качестве примера рассмотрим театральный проект - рождественский спектакль на английском языке: «CHRISTMAS ADVENTURES OF THE LITTLE PRINCE»/ «Рождественские приключения Маленького принца» для 3-4-х классов начальной школы.

Цель данного проекта:

способствовать

  • духовно-нравственному развитию личностей учащихся и их социализации,
  • развитию диалога культур и формированию уважительного отношения к другим народам и их традициям;
  • формированию ответственного отношения к своим товарищам, своему классу, своей школе, умению работать в коллективе, совместно решать поставленные задачи,
  • социально-культурной деятельности.

Основная идея: духовно-нравственное развитие личностей и социализация обучающихся младшего школьного возраста через их участие в совместной проектной деятельности в форме театральной постановки на иностранном языке.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение лингвистического кругозора учащихся, знакомство детей с народными традициями празднования Рождества в Великобритании и России, детским английским фольклором.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь к культуре народов изучаемого языка и родной культуре, чувство ответственности за общее дело, эстетических и этических чувств.

Развивающие:

  • развитие языковых способностей учащихся, развитие познавательного интереса к культуре народов изучаемого языка и родной культуре,
  • развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать,
  • развитие коммуникативных навыков, умения создавать художественный образ по произведению, выразительно играть свою роль, исполнять песни, колядки,
  • развитие, умения работать в коллективе и совместно решать поставленные задачи.

Методология:

  • Использование метода проектов.

Этапы работы над проектом:

  1. Знакомство с английскими традициями празднования Рождества. Изучение лексики по теме.
  2. Знакомство с английским тематическим фольклором.
  3. Знакомство с текстом пьесы: чтение просмотровое, поисковое, с детальным пониманием.
  4. Развитие диалогической и монологической речи учащихся.
  5. Обсуждение поведения персонажей. Выбор участников для исполнения ролей.
  6. Репетиции спектакля.
  7. Представление готового проекта.

Подведение итогов:

  • Представление готового спектакля на Рождественском празднике учащихся младшей школы, для родителей и гостей; для воспитанников подшефного детского сада.
  • Обсуждение процесса подготовки проекта и личных достижений учащихся.
  • Награждение учащихся по итоговым результатам участия в школьном театральном проекте.

CHRISTMAS ADVENTURES OF THE LITTLE PRINCE

(помотивампьесы “The Little Princess” [1])

CHARACTERS:

  • Narrator 1 -
  • Narrator 2 -
  • King -
  • Queen -
  • Prince -
  • Blackie (a dog) -
  • Teacher -
  • Fairy -
  • Snow Queen -
  • Snowflakes (2) -
  • Birds (2) -
  • Santa Claus –

Сцена 1

За столом сидит принц

Narrator 1: Once upon a time there lived a little prince.

Narrator 2: He was lazy. He didn’t like reading.

Narrator 1: And he didn’t like doing the sums.

Narrator 2: And he didn’t like doing his homework.

Narrator 1: He had a mother, and a father… Входят король и королева.

King: Good morning, Little Prince!

Prince: Hi, Daddy.

Queen: Good morning, darling!

Prince: Hi, Mum.

King: How are you today?

Prince: Terrible!

Queen: Oh, why?

Prince: I don’t want to get up early! I don’t want to go to school! I don’t want to do my homework!

Queen: And what do you want?

Prince: I want to get my Christmas presents right now!

King: What presents do you want to get?

Prince: A new computer, a new Lego game, a new PlayStation, and…

King: But you have got a new laptop!

Queen: And many Lego games!

King: And a new PlayStation!

Prince: Sweets, cars, and … Here you are, father! (Принц отдает Королю огромный список подарков.) Король, королева и тетя уходят.

Сцена 2

Входит Учитель

Teacher: Good morning, Little Prince!

Prince: Good morning!

Teacher: Here is the bell (звенитколокольчик).

Teacher: It’s time to start our lessons!

The first lesson is Maths. Did you do your homework, Little Prince?

Prince: Surely, Teacher!

Teacher: Can you give it to me then?

Принц роется в столе, изображая поиск

Prince: Sorry, but I … my dog, Blackie… he took it away…and ate it…

Teacher: What a clever dog you’ve got! Let’s do the sums then!

10 plus 9 minus 8 … How much is it?

Prince: 25!

Teacher: It’s too much!

Prince: 5!

Teacher: Now it’s too little!

Prince: Oh, I’m tired! … (задумывается) and I’ve got a stomach ache! I want to have a break!

Принц выбегает, не дожидаясь разрешения учителя…

Сцена 3

Появляется Снежная Королева, скрытая плащом.

Snow Queen: Dear boy, could you help me?

Prince: Who are you? Why must I help you?

Snow Queen: I am an old woman. I’m thirsty and hungry. Could you give me some food, please?

Prince: Go away. I’m busy. I am doing my homework.

Snow Queen: Really?

Prince: I haven’t got any bread. Go away!

Snow Queen: OK. I am going away. (Собирается уходить.) But…

Снежная Королева достает волшебную палочку, взмахивает ей. Появляются снежинки, снимают со Снежной Королевы плащ.

Snow Queen: I’m the Snow Queen!

Snowflake 1: Yes! She is the Snow Queen!

Snowflake 2: And we are her snowflakes!

Snow Queen: Thank you, Little Prince, for bread and food. You are a bad boy, and that’s why all of you (обводитвсехволшебнойпалочкой) will never meet Christmas and New Year!

Snowflakes: Never! Never!

Снежная Королева удаляется. Снежинки убегают за ней. Принц в растерянности озирается по сторонам.

Prince: How can we live without Christmas and New Year? And without presents?

Появляется фея-крестная.

Fairy: Don’t cry, Little Prince. I am your Fairy Godmother. I can help you to find Santa Claus. But you must become a good boy!

Prince: Yes, yes, I promise! Thank you, thank you!

Фея подает ему плащ.

Fairy: You must find Santa Claus. And now, please, close your eyes. One, two, three!

Принц закрывает глаза. Фея уходит.

Сцена 4

Принц открывает глаза и оказывается в темном лесу.

Prince: Where am I? Oh, I am in the forest. It’s cold. Where can I find Santa Claus?

Принцоглядываетсяпосторонам.

Prince: Oh, who’s there under the bush?

Blackie: Bow-wow. It’s me, Blackie!

Prince: What are you doing here?

Blackie: They sent me away. I didn’t eat your homework, Little Prince!

Prince: Oh, dear, I’m so sorry. Forgive me, please!

Блэки подходит к принцу и обнимает его.

Появляются птички.

Bird 1: Oh, dear boy, we’re little birds. We’re cold, help us, please!

Prince: You are so small! Take my coat, please!

Bird 2: We’re so hungry.

Принц вздыхает и отдает птичкам конфету.

Bird 1: Thank you! You are so nice! We can help you.

Bird 2: Come to that big tree.

Birds: Goodbye! (улетают)

Prince: Bye!

Сцена 5

Принц вместе с Блэки идут к дереву. Под деревом стоит Santa Claus

Prince: Hello! Who are you?

Santa Claus: Hello! I am Santa Claus.

Prince: Really? Hurray! I am so glad to see you!

Santa Claus: Now, when you’re a good boy, I’m glad to see you too!

Now listen: Christmas coming!

Прислушиваются: издалека слышится пение (звучит запись песни “Silent Night”), которое постепенно приближается.

Появляются все.

Fairy: You apologized to Blackie and helped these little birds, Little Prince! You are a very good boy now.

King: Now we can celebrate Christmas!

Queen: And New Year!

Everybody: Merry Christmas! Happy New Year!

Все поют песню “We wish you a merry Christmas”:

We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas
And a Happy New Year.
Glad tidings we bring to you and your kin;
We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year.
Now bring us some figgy pudding;
Now bring us some figgy pudding;
Now bring us some figgy pudding
And a cup of good cheer.
Glad tidings we bring to you and your kin;
We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year.
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas
And a Happy New Year.

Список литературы

1. Агеева М.В. The Little Princess. / М.В.Агеева. //Английский язык. - 2008. - №23.

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.

3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).

5. Libera - Silent Night (BBC Songs of Praise Big Sing Carols 2013) https://www.youtube.com/watch?v=8PNzMy3lzAA