Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи.
В основе духовно-нравственного развития и воспитания личности лежит знакомство и восприятие ею системы базовых национальных ценностей, которая позволяет личности выстраивать гармоничные отношения и взаимодействия на всех уровнях жизни – от семейного до государственного. Такую незыблемую систему ценностей дает традиционная российская религия – православие: именно поэтому так важно знакомить детей с основами христианского учения, которое веками является твердым основанием и нравственным ориентиром для формирования духовно-нравственной личности.
Однако при обучении учащихся младшего школьного возраста предмету «Иностранный язык» знакомство детей младшего школьного возраста с основами христианского вероучения на иностранном языке затруднено из-за сравнительного небольшого словарного запаса (примерно 500 слов социально-бытовой направленности).
Целесообразно вводить православную тематику в обиход детей постепенно, начиная со знакомства с самыми значимыми православными праздниками: Рождество и Пасха. Сначала дети знакомятся с основной лексикой по теме, праздничными традициями России и англоговорящих стран, образцами зарубежного фольклора.
Одним способом вовлечения детей в социально-активную деятельность является их участие в совместной проектной деятельности на иностранном языке: исследовательской, творческой, ролево-игровой. И в этом смысле именно театральные постановки способны способствовать духовно-нравственному развитию личности обучающихся младшего школьного возраста и их социализации. Этот вид деятельности открывает перед детьми возможности для нравственного поступка, при этом социализация и социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем коллектива. Участие в театральном проекте создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
В качестве примера рассмотрим театральный проект - рождественский спектакль на английском языке: «CHRISTMAS ADVENTURES OF THE LITTLE PRINCE»/ «Рождественские приключения Маленького принца» для 3-4-х классов начальной школы.
Цель данного проекта:
способствовать
- духовно-нравственному развитию личностей учащихся и их социализации,
- развитию диалога культур и формированию уважительного отношения к другим народам и их традициям;
- формированию ответственного отношения к своим товарищам, своему классу, своей школе, умению работать в коллективе, совместно решать поставленные задачи,
- социально-культурной деятельности.
Основная идея: духовно-нравственное развитие личностей и социализация обучающихся младшего школьного возраста через их участие в совместной проектной деятельности в форме театральной постановки на иностранном языке.
Задачи:
Образовательные:
- расширение лингвистического кругозора учащихся, знакомство детей с народными традициями празднования Рождества в Великобритании и России, детским английским фольклором.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к культуре народов изучаемого языка и родной культуре, чувство ответственности за общее дело, эстетических и этических чувств.
Развивающие:
- развитие языковых способностей учащихся, развитие познавательного интереса к культуре народов изучаемого языка и родной культуре,
- развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать,
- развитие коммуникативных навыков, умения создавать художественный образ по произведению, выразительно играть свою роль, исполнять песни, колядки,
- развитие, умения работать в коллективе и совместно решать поставленные задачи.
Методология:
- Использование метода проектов.
Этапы работы над проектом:
- Знакомство с английскими традициями празднования Рождества. Изучение лексики по теме.
- Знакомство с английским тематическим фольклором.
- Знакомство с текстом пьесы: чтение просмотровое, поисковое, с детальным пониманием.
- Развитие диалогической и монологической речи учащихся.
- Обсуждение поведения персонажей. Выбор участников для исполнения ролей.
- Репетиции спектакля.
- Представление готового проекта.
Подведение итогов:
- Представление готового спектакля на Рождественском празднике учащихся младшей школы, для родителей и гостей; для воспитанников подшефного детского сада.
- Обсуждение процесса подготовки проекта и личных достижений учащихся.
- Награждение учащихся по итоговым результатам участия в школьном театральном проекте.
CHRISTMAS ADVENTURES OF THE LITTLE PRINCE
(помотивампьесы “The Little Princess” [1])
CHARACTERS:
- Narrator 1 -
- Narrator 2 -
- King -
- Queen -
- Prince -
- Blackie (a dog) -
- Teacher -
- Fairy -
- Snow Queen -
- Snowflakes (2) -
- Birds (2) -
- Santa Claus –
Сцена 1
За столом сидит принц
Narrator 1: Once upon a time there lived a little prince.
Narrator 2: He was lazy. He didn’t like reading.
Narrator 1: And he didn’t like doing the sums.
Narrator 2: And he didn’t like doing his homework.
Narrator 1: He had a mother, and a father… Входят король и королева.
King: Good morning, Little Prince!
Prince: Hi, Daddy.
Queen: Good morning, darling!
Prince: Hi, Mum.
King: How are you today?
Prince: Terrible!
Queen: Oh, why?
Prince: I don’t want to get up early! I don’t want to go to school! I don’t want to do my homework!
Queen: And what do you want?
Prince: I want to get my Christmas presents right now!
King: What presents do you want to get?
Prince: A new computer, a new Lego game, a new PlayStation, and…
King: But you have got a new laptop!
Queen: And many Lego games!
King: And a new PlayStation!
Prince: Sweets, cars, and … Here you are, father! (Принц отдает Королю огромный список подарков.) Король, королева и тетя уходят.
Сцена 2
Входит Учитель
Teacher: Good morning, Little Prince!
Prince: Good morning!
Teacher: Here is the bell (звенитколокольчик).
Teacher: It’s time to start our lessons!
The first lesson is Maths. Did you do your homework, Little Prince?
Prince: Surely, Teacher!
Teacher: Can you give it to me then?
Принц роется в столе, изображая поиск
Prince: Sorry, but I … my dog, Blackie… he took it away…and ate it…
Teacher: What a clever dog you’ve got! Let’s do the sums then!
10 plus 9 minus 8 … How much is it?
Prince: 25!
Teacher: It’s too much!
Prince: 5!
Teacher: Now it’s too little!
Prince: Oh, I’m tired! … (задумывается) and I’ve got a stomach ache! I want to have a break!
Принц выбегает, не дожидаясь разрешения учителя…
Сцена 3
Появляется Снежная Королева, скрытая плащом.
Snow Queen: Dear boy, could you help me?
Prince: Who are you? Why must I help you?
Snow Queen: I am an old woman. I’m thirsty and hungry. Could you give me some food, please?
Prince: Go away. I’m busy. I am doing my homework.
Snow Queen: Really?
Prince: I haven’t got any bread. Go away!
Snow Queen: OK. I am going away. (Собирается уходить.) But…
Снежная Королева достает волшебную палочку, взмахивает ей. Появляются снежинки, снимают со Снежной Королевы плащ.
Snow Queen: I’m the Snow Queen!
Snowflake 1: Yes! She is the Snow Queen!
Snowflake 2: And we are her snowflakes!
Snow Queen: Thank you, Little Prince, for bread and food. You are a bad boy, and that’s why all of you (обводитвсехволшебнойпалочкой) will never meet Christmas and New Year!
Snowflakes: Never! Never!
Снежная Королева удаляется. Снежинки убегают за ней. Принц в растерянности озирается по сторонам.
Prince: How can we live without Christmas and New Year? And without presents?
Появляется фея-крестная.
Fairy: Don’t cry, Little Prince. I am your Fairy Godmother. I can help you to find Santa Claus. But you must become a good boy!
Prince: Yes, yes, I promise! Thank you, thank you!
Фея подает ему плащ.
Fairy: You must find Santa Claus. And now, please, close your eyes. One, two, three!
Принц закрывает глаза. Фея уходит.
Сцена 4
Принц открывает глаза и оказывается в темном лесу.
Prince: Where am I? Oh, I am in the forest. It’s cold. Where can I find Santa Claus?
Принцоглядываетсяпосторонам.
Prince: Oh, who’s there under the bush?
Blackie: Bow-wow. It’s me, Blackie!
Prince: What are you doing here?
Blackie: They sent me away. I didn’t eat your homework, Little Prince!
Prince: Oh, dear, I’m so sorry. Forgive me, please!
Блэки подходит к принцу и обнимает его.
Появляются птички.
Bird 1: Oh, dear boy, we’re little birds. We’re cold, help us, please!
Prince: You are so small! Take my coat, please!
Bird 2: We’re so hungry.
Принц вздыхает и отдает птичкам конфету.
Bird 1: Thank you! You are so nice! We can help you.
Bird 2: Come to that big tree.
Birds: Goodbye! (улетают)
Prince: Bye!
Сцена 5
Принц вместе с Блэки идут к дереву. Под деревом стоит Santa Claus
Prince: Hello! Who are you?
Santa Claus: Hello! I am Santa Claus.
Prince: Really? Hurray! I am so glad to see you!
Santa Claus: Now, when you’re a good boy, I’m glad to see you too!
Now listen: Christmas coming!
Прислушиваются: издалека слышится пение (звучит запись песни “Silent Night”), которое постепенно приближается.
Появляются все.
Fairy: You apologized to Blackie and helped these little birds, Little Prince! You are a very good boy now.
King: Now we can celebrate Christmas!
Queen: And New Year!
Everybody: Merry Christmas! Happy New Year!
Все поют песню “We wish you a merry Christmas”:
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas
And a Happy New Year.
Glad tidings we bring to you and your kin;
We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year.
Now bring us some figgy pudding;
Now bring us some figgy pudding;
Now bring us some figgy pudding
And a cup of good cheer.
Glad tidings we bring to you and your kin;
We wish you a Merry Christmas and a Happy New Year.
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas;
We wish you a Merry Christmas
And a Happy New Year.
Список литературы
1. Агеева М.В. The Little Princess. / М.В.Агеева. //Английский язык. - 2008. - №23.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.
3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2.– М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения).
5. Libera - Silent Night (BBC Songs of Praise Big Sing Carols 2013) https://www.youtube.com/watch?v=8PNzMy3lzAA