«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом основано внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала, обогащение памяти, развивает речь ребенка. Экспериментирование положительно влияет и на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Теоретической базой экспериментальной деятельности является исследование Н.Н.Подъякова, в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности выделяет деятельность экспериментирования.
Н.Н.Подъяков классифицирует два основных вида организации экспериментальной деятельности.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в экспериментальной деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы, ситуации, показывает ребенку определенный алгоритм действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Известный педагог М.В.Кларин определяет три уровня становления поисково-исследовательской деятельности:
на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (возможен групповой, коллективный поиск);
на третьем уровне постановка проблемы, равно как и отыскивание метода и разработка самого решения осуществляется детьми самостоятельно.
Исходя из вышесказанного цель нашей работы: создание условий для формирования основ мировоззрения детей средствами элементарного опыта.
Задачи:
- Расширить способности к практическому, умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
- Активизировать умение обследовать предметы с помощью сенсорного анализа и приборов-помощников.
Для систематизации полученных данных и опираясь на личностно-ориентированное взаимодействие, разработала перспективный план, в который входят три блока: растения, животные и человек. В каждом блоке подобраны элементарные опыты, эксперименты, познавательная литература и развивающие игры. Также нами были рассмотрены: процесс организации экспериментальной деятельности, типы которого тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде, структура детского экспериментирования, выделены уровни экспериментальной деятельности, которые помогают нам выявить степень сформированности экспериментальной деятельности, алгоритмы исследования растений, животных и человека, которые могут быть использованы как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира. Большое внимание уделяли изучению этапов формирования навыков регистрации и способов фиксации результатов эксперимента. Мы убеждены, чем разнообразней будет дневник наблюдения, тем длительней и ярче впечатления ребенка.
Затем совместно с детьми и их родителями организовали и оснастили лабораторию «Колдовская гридня» всем необходимым. Хозяином этой лаборатории стал дедушка Знай со своей внучкой Любознайкой. В стихотворной форме с детьми придумали правила работы с различными материалами.
Совместная деятельность в лаборатории организуется раз в неделю длительностью 25-30 минут, небольшими подгруппами с учетом уровня развития познавательных интересов детей в форме игры-эксперимента.
Наша роль при этом - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, выявляющая интеллектуальную активность, познавательную культуру и отношение к реальному объекту.
После каждой игры-эксперимента у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ребят интересует, где у рыбы уши, чем нюхает червяк и т.д., а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или обратились к результатам предыдущих экспериментов, которые зафиксированы в дневниках наблюдений или задали вопрос хозяину лаборатории дедушке Знаю, а он пришлет в группу либо энциклопедии, либо подсказку (например: алгоритм исследования объектов природы, животных и человека, либо предлагает узнать у родителей или у друга, а потом рассказать всем детям). Некоторые вопросы становятся темами новой встречи.
Работа в лаборатории находит отражение и в повседневной жизни детей, их творческой деятельности. Так после проведения экспериментов на тему «Почему комар пищит, а шмель жужжит», мы с детьми изготовили музыкальные инструменты из бросового материала, а также выполнили коллаж «Высокие и низкие звуки в природе».
Реализация данного направления в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. Для этого провели ряд консультаций «Что такое экспериментирование, и какое значение оно имеет в развитии детей дошкольного возраста».
В постоянно действующей страничке для родителей предлагаем разнообразную информацию о детских экспериментах, систему упражнений, игры и игровые задания.
У детей проявляется способность к практическому, умственному экспериментированию. Стараются словесно планировать свои действия. При обследовании предметов активно используют сенсорный анализ и приборы-помощники. А лаборатория стала любимым местом пребывания детей в свободное время. Изменилось и поведение родителей. Они с энтузиазмом рассказывают, как рассматривали появившийся росток фасоли или как всей семьей наблюдали за поведением червяка.
Экспериментальная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, т.к. усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Список литературы
1. Авсентищева О. Изучи себя сам. «Обруч» № 5 2001 г. стр. 39.
2. Алексеева Е. Экология - здоровье. Д/в 7.2004.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.ц. «Учитель». Воронеж 2004.
4. Добротин Д., Апомина М. Как организовать экспериментальную деятельность детей. Еще раз о погоде. Царь-горох уродился неплох. Дошкольное образование. Май 2002 г. № 9 стр. 2.
5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизвестное рядом. Т.ц. «Сфера». Москва 2001.
6. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек). Т.ц. «Сфера». Москва 2004.
7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Т.ц. «Сфера». Новокузнецк 1999.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (мир растений). Т.ц. «Сфера». Москва 2004.
9. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. Т.ц. «Сфера». Москва 2003.
10. Короткова Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду № 3 2003.
11. Крамаренко О., Носова Т., Павлова Н. Птицы и нефть. «Обруч» №4 2000 г. стр. 21.
12. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Т.ц. «Сфера». Москва 2003.
13. Парамонова Л. О детском экспериментировании «Мир на дне лужи». Дошкольное образование № 9 2003 г. стр. 2.
14. Рыжова Н. Песок, глина, камни. Д/в 10.2003 г. стр. 36, д/в 7.2003 г. стр. 16.
15. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. «Обруч» № 2 1998 г., № 6 1997 г.
16. Савенков А.И. Что такое исследовательская деятельность детей. Методика в действии. Маленькие исследователи в детском саду. Дошкольное образование № 7 2004 г. стр. 2, 5, 6.
17. Тугушева Г.П. Игра-экспериментирование (старший возраст). Дошкольная педагогика. Июль 2003 г. стр. 78.
18. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Игра-эксперимент для детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика № 1 2001 г. стр. 33.
19. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольников. Д/в 7.2001 г. стр. 32.
20. Шукшина СЕ. Я и мое тело. «Июльская Пресса» 2004.