Урок по истории и культуре народов Марий Эл «Редкие растения, звери и птицы нашего края» проведен с целью воспитания у учащихся бережного и ответственного отношения к природе, формирования навыков экологической культуры. Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке используется системно-деятельностный подход, активизирующий познавательную активность младших школьников, а работа в группах позволила организовать взаимодействие обучающихся между собой, создать условия для самообучения и взаимообучения. При выполнении заданий ученики сами составляют правила поведения в природе, выясняют причины исчезновения животных, что в конечном результате приводит к пониманию детьми влияния человека на окружающую его среду.
Образовательная цель:
- сформировать представления о необходимости создания Красной книги Республики Марий Эл;
- развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
Воспитательная цель: воспитывать ответственное отношение к природе, чувство сопричастности к родному краю.
Форма работы: фронтальная, работа в группах.
Оборудование: презентация «Редкие растения, звери и птицы нашего края», красные и зеленые страницы с названиями остановок, карточки с заданиями для работы в группах (Приложение 1, Приложение 2).
1. Организационный момент
Ребята, давайте начнем наш урок с добрых пожеланий друг другу .
На доске фразы: Хорошего настроения! Крепких знаний! Дружеской поддержки! Успешной работы!
1. Выберите фразу с пожеланием и прочитайте ее классу.
2. Постановка темы и целей урока.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Природа - сад, и люди в нём – цветы,
Не сбережёшь её – не будешь жить и ты.
– Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? (Ответы детей)
– Правильно, природа дарит нам зелень лесов, разноцветье трав, песни птиц. Общение с природой вдохновляет, заряжает энергией, учит видеть прекрасное даже в самом маленьком цветке. Но что будет с природой, если ее не беречь? (Ответы детей)
– А вы знаете, что за последние 400 лет на нашей планете навсегда уничтожены человеком около 150 видов животных, больше половины из них только за последние 50 лет!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
– Кто догадался, что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Правильно, мы сегодня на уроке узнаем, почему исчезают с нашей планеты многие виды растений и животных, их могут не увидеть следующие поколения. Как вы думаете, что люди должны сделать, чтобы их спасти? (Ответы детей)
– Что же такое Красная книга? (Ответы детей)
– Правильно, Красная Книга - это перечень редких и исчезающих видов растений, животных и грибов. Красная Книга рассказывает о месте обитания этих видов, об их численности и о причинах их сокращения.
– Как вы думаете, почему выбран именно красный цвет? (красный цвет, как сигнал светофора, цвет опасности! Он предупреждает нас, людей, что этих растений и животных осталось мало на Земле, и их надо спасать).
– Первая часть Красной книги Республики Марий Эл увидела свет в 1997 году и в неё вошли 107 видов редких и исчезающих растений. В настоящее время на страницах Красной книги насчитывается 20 видов млекопитающих, 71 вид птиц, 11 видов рыб, 84 вида насекомых, а также порядка 133 видов различных растений и 13 видов грибов. Все эти виды нуждаются в охране и защите. Сейчас на территории Республики Марий Эл действуют заповедник «Большая Кокшага», национальный парк «Марий Чодра». Там животные и растения находятся под защитой государства.
2. Основной этап
– Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги Республики Марий Эл. Готовы? Тогда в путь.
– Первая наша остановка «Царство растений».
При путешествии на доске красные страницы с названиями остановок, которые после выполнения учениками заданий «превращаются» в зеленые.
– Много деревьев, трав и цветов в Марий Эл, но есть растения, которым грозит опасность исчезнуть навсегда: водяной орех (чилим), венерин башмачок (цветок, который является очень необычной разновидностью орхидеи, оригинальное название он получил благодаря форме бутона, у которого один из лепестков напоминает крохотную туфельку, а остальные окружают его словно праздничные шёлковые ленты), кувшинка снежно-белая, лилия кудреватая, медуница мягкая, ясень обыкновенный. (слайды ). Как вы думаете, почему, эти растения стали редкими, исчезающими?
– Не все люди знают, как правильно вести себя на природе, чтобы не причинять ей вред. А вы знаете эти правила?
– Давайте нарисуем плакаты с правилами поведения для людей, чтобы сберечь редкие и исчезающие растения. (работа в группах)
Представление плакатов и объяснения правил поведения в природе.
– Молодцы, ребята, мы помогли природе и «красная» страница растений превратилась в «зеленую». А теперь пойдем дальше:
Физминутка «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой
И направо, и налево. потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
– Ребята, мы попали с вами в «Царство птиц».
– Вы знаете, что 71 птица занесена в Красную книгу Марий Эл, среди них чернозобая гагара, беркут, сапсан, черный аист, серый журавль, трехпалый дятел и много других птиц. Много разных причин их исчезновения, а если вы решите примеры, то узнаете некоторые их них». (Приложение 1)
– Ребята, вы справитесь? Тогда приступаем. (работа в группах)
– Назовите причины исчезновения птиц (Ответы детей: вырубка лесов, браконьеры, уменьшение корма, осушение болот).
– Правильно, мест для гнезд меньше из-за вырубки лесов, браконьеры убивают редких птиц, становится меньше корма для разных видов птиц из-за осушения болот. Что же мы можем сделать, чтобы птицы и дальше радовали нас своим пением? (Не разорять гнезда, устанавливать скворечники, развешивать кормушки в зимнее время года).
– Молодцы, ребята, «красная» страница становится «зеленой». А теперь попрощаемся с царством птиц и отправимся дальше.
– А вот и «Царство зверей». В нашей республике 20 млекопитающих находится под защитой от исчезновения: выхухоль, бурундук, косуля, белка – летяга, европейская норка, колонок, большой суслик. (слайды)
– Ушли они все далеко в лес, чтобы их не нашли, написали мне письма, зашифровали их, чтобы злые люди не узнали где они находятся, пыталась я прочитать, да так и не смогла. Ребята, может быть, у вас получится расшифровать письма от редких зверей.
Работа в группах. (Приложение 2)
Ученики расшифровывают и читают письма зверей.
– Спасибо, ребята, теперь я за них спокойна, в заповеднике им ничего не угрожает.
Рефлексия
– Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вы узнали нового за время нашего путешествия? Где животные находятся под защитой государства?
– Ребята, оцените свою работу на уроке: нарисуйте на смайликах, которые у вас на парте улыбку, если вы узнали много нового, у вас всё получилось, черту, если вы старались, но не все получилось, перевернутую улыбку, если было сложно выполнять задания, вам требовалась помощь.
Подготовленный ученик читает стихотворение:
«Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!»
Домашнее задание. Подготовить рассказ о растении или животном из Красной книги Республики Марий Эл.
На уроке обучающиеся учились создавать правила поведения в природе, проявлять ценностное отношение к природе, осознавать важность и необходимость Красной книги Республики Марий Эл для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений. Таким образом, через весь урок «красной нитью» проходит воспитательный аспект: взаимосвязь между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, подводя учеников к выводу, что каждый человек несет ответственность за сохранность живой и неживой природы.
Литература
- История и культура народов Марий Эл: учебное пособие для 2 класса./ Аканаева А.И., Морозова З.В.— Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2013. — 120 с.: ил.
- Экологическое образование и воспитание в начальной школе / Т.С.Иванова. – Москва: ЦГЛ, 2006.- 56 с.
- Методика работы с детьми по экологическому воспитанию/ Л.П.Молодова.- Минск: ООО «Асар», 2004.- 512 с.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Красная_книга_Республики_Марий_Эл