Цели:
- активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях;
- пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней и друг к другу;
- совершенствовать память, внимание, словесно логическое мышление.
- закрепить у детей знания о правилах поведения в природе;
- доставить детям радость от участия в общем мероприятии.
Оборудование:
- картинки с изображением птиц, жилища птиц, деревьев, листьев, роста и развития растения, человека, объектов природы и рукотворного мира, плохих и хороших поступков по отношению к природе;
- 2 листа бумаги с изображением стволов деревьев и листьев-березы, дуба, клена, липы, ели;
- природоохранные знаки;
- «лепестки» цветка с картинками диких и домашних животных, бумажные птицы;
- эмблемы для команд, медали «Юный эколог».
Предварительная работа:
- Наблюдения за растениями, птицами;
- беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе;
- заучивание пословиц, стихов, песен;
- разгадывание загадок;
- чтение художественных произведений;
- беседа о правилах поведения в лесу.
Ход мероприятия
Дети в составе двух команд под музыку А.Вивальди «Времена года» входят в зал и садятся на стульчики с разных сторон зала.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть вас всех на нашем мероприятии. Сегодня состоится викторина между командами «Зайчики» и «Белочки».
Наша сегодняшняя викторина – о природе.
И наш девиз: «Здесь знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!»
Воспитатель: Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепный растительный и животный мир.
Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту, окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
«Наша планета»
Настя:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Герман:
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Вместе:
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)
Ребята, я надеюсь, что вы покажете свои знания о природе и будете настоящими знатоками.
Итак, начнем нашу викторину с приветствия команд:
«Зайчики»:
Мы зайчики, длинные ушки, быстрые лапки,
Прыгаем ловко, любим морковку.
«Белочки»:
Мы белочки, ловкие и быстрые, хвостики золотистые,
Прячемся в дупло, прыгаем легко.
Воспитатель: Начнем викторину с разминки команд.
Задание 1
Вопросы:
- Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
- Кто больше всех лесных жителей любит мед? (медведь)
- В какое время года собирают землянику? (летом)
- В какое время года бывает капель? (весной)
- Какая лесная птица ночью летает, а днем спит? (сова, филин)
- В какое время года заяц имеет белый окрас? (зимой)
Задание 2
Игра «Назови одним словом»
- Волк, лиса, олень, еж – это … (звери или животные)
- Земляника, черника, малина, брусника — это...(ягоды)
- Ель, сосна. береза, ива — это... (деревья)
- Воробей, соловей, грач, синица это… (птицы)
- Бабочка, божья коровка, кузнечик, комар, стрекоза - это (насекомые)
Задание 3
Отвечайте быстро. Я назову взрослых животных, а вы их детенышей:
- у коровы – телята
- у собаки – щенята
- у курицы – цыплята
- у лошади – жеребята
- у овцы – ягнята
- у свиньи – поросята
- у кошки - котята
Задание 4
Посмотрите, у каждой команды на доске есть картинки с изображением стволов деревьев и разных листьев – березы, дуба, клена, липы, ели. Определите, с какого дерева прилетел листок. Вам нужно правильно соединить стволы деревьев и листья.
A сейчас нам Альберт прочитает стихотворение:
Альберт:
Наш дом родной, наш общий дом - земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть, одно у них названье есть:
Леса, и горы и моря все называется земля!
Задание 5
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда я предлагаю вам отгадать загадки. Будьте внимательны.
1. В этом домике жильцы, все умелые пловцы.
Что за дом у них такой? До краев налит водой. (Аквариум)
2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
ничего себе не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)
4. Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке,
в белом сарафане. (Берёза)
5. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)
6. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою,
но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька)
7. Птица: ушки на макушке и большая голова. Взгляд сердитый, клюв могучий. Как зовут её? (Сова)
8. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
Задание 6
А теперь мы предлагаем капитанам команд пройти испытание, вам нужно ответить на вопросы.
- У какого животного есть иголки? (ёж, ехидна)
- Кто в лесу зимой спит? (медведь, барсук, ёж)
- В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
- Лев-дикое или домашнее животное? (дикое)
- Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
- У какого домашнего животного есть рога и копыта? (у быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)
- Какое животное можно назвать длинноухим? (зайца, осла)
- Какого цвета листья на деревьях осенью? (желтые, красные, коричневые)
- Чем выделяется берёза среди других деревьев? (цветом ствола)
- 3ачем белке длинный пушистый хвост? (помогает прыгать с ветки на ветку)
Задание 7
Сейчас ребята каждой команды покажут лесных животных с помощью мимики и движения. Эти движения мы будем выполнять под музыку.
- «Зайчики» - волка,
- «Белочки» - лису.
Задание 8
Ребята, вы знаете, что в природе бывает много разнообразных птиц. Вы со многими даже знакомы и знаете об их жизнедеятельности. Сейчас проверим ваши знания.
У каждой команды имеется набор картинок птиц. На картинке нарисованы жилища птиц. Поместите в каждое жилище нужную птицу (по 6 человек от каждой команды).
Задание 9
У меня для каждой команды имеется по три картинки (природоохранные). Ваша задача – их рассмотреть и объяснить их значение.
Назовите изображенный на них поступок, какой он? (хороший или плохой)
Давайте послушаем стихотворение, которое прочтет нам Арина:
«Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину».
Задание 10
А сейчас нашим капитанам снова предстоит защищать честь своих команд. Перед вами лепестки цветов, на которых изображены животные. Надо выложить цветок из лепестков:
- капитану «Зайчиков» - с дикими животными,
- капитану «Белочек» - с домашними.
Ребята, сегодня все молодцы, отлично показали свои знания и умения. И теперь настало время подвести итоги. Сейчас наше уважаемое жюри объявит, какая же из команд стала победителем нашей викторины. Пока наше жюри подводит итог, ребята прочитают стихи. Всех вас мы посвящаем в юные экологи, теперь вы настоящие друзья природы.
Анна: Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели.
Макар: Чтобы были голубыми небеса, чтобы речка серебрилась,
Марина: Чтобы бабочка резвилась и была на ягодках роса.
Миша: Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
Даша: И под елкой жил смешной, колючий еж, чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала, чтобы лил веселый летний дождь».
Финальная подвижная игра «Караси и щука»
Половина играющих становятся в круг. Это пруд, а дети-камешки в нём. Один человек вне круга-щука. Остальные- караси, они плавают (бегают) внутри круга. В пруду. По сигналу «Щука» - щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси прячутся за камешки (за детьми). Щука ловит тех карасей, кто не успел спрятаться за камешек и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных карасей. Затем назначается новая щука. Игра повторяется 3-4 раза.
Песня «Планета с именем Земля» сл. и муз. Т.Гуляевой
1 куплет:
На большой планете с именем Земля
Ярко солнце светит, и шумят поля,
Маленький подснежник зацветет весной…
Сохранить природу мы должны с тобой!
Люди, все в ответе мы за шар земной!
Припев:
Пусть солнышко сияет с небесной высоты,
Пусть землю украшают прекрасные цветы,
Пусть чистым будет воздух, прозрачною – вода,
Вы сберегите, люди, природу навсегда!
Вы сберегите Землю, люди, навсегда!
2 куплет:
На большой планете с именем Земля
Дует свежий ветер, плещутся моря,
Ивы отражаются в речке голубой -
Сохранить природу мы должны с тобой.
Люди, все в ответе мы за шар земной!
Припев:
3 куплет:
Пусть же на планете с именем Земля
Летит из края в край простая песенка моя -
Сохранить природу мы должны с тобой,
Люди, все в ответе мы за шар земной!
Пусть сквозь бег столетий кружит шар земной!
Припев:
Ребята, я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками. Все участники викторины награждаются медалями «Юный эколог»! (Награждение участников).
Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!
Список литературы
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Горькова Л.Г.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. - Москва: ВАКО, 2005.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н.// Педагогика. - 2007.
- Сборник М.Ф.Литвинова Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф.Литвинова; Под ред. Л.В.Руссковой. - М.: Просвещение, 1986.
- Интернет-ресурсы: Песни экологической тематики для детей 5-7 лет (ped-kopilka.ru) https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-guljaeva/avtorskie-pesni-yekologicheskoi-napravlenosti.html