Викторина «Знатоки природы» по экологическому воспитанию детей в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: викторина, экологическое воспитание, старшая группа


Цели:

  • активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях;
  • пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней и друг к другу;
  • совершенствовать память, внимание, словесно логическое мышление.
  • закрепить у детей знания о правилах поведения в природе;
  • доставить детям радость от участия в общем мероприятии.

Оборудование:

  • картинки с изображением птиц, жилища птиц, деревьев, листьев, роста и развития растения, человека, объектов природы и рукотворного мира, плохих и хороших поступков по отношению к природе;
  • 2 листа бумаги с изображением стволов деревьев и листьев-березы, дуба, клена, липы, ели;
  • природоохранные знаки;
  • «лепестки» цветка с картинками диких и домашних животных, бумажные птицы;
  • эмблемы для команд, медали «Юный эколог».

Предварительная работа:

  • Наблюдения за растениями, птицами;
  • беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе;
  • заучивание пословиц, стихов, песен;
  • разгадывание загадок;
  • чтение художественных произведений;
  • беседа о правилах поведения в лесу.

Ход мероприятия

Дети в составе двух команд под музыку А.Вивальди «Времена года» входят в зал и садятся на стульчики с разных сторон зала.

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть вас всех на нашем мероприятии. Сегодня состоится викторина между командами «Зайчики» и «Белочки».

Наша сегодняшняя викторина – о природе.

И наш девиз: «Здесь знает каждый, ты и я, природу обижать нельзя!»

Воспитатель: Наша с вами Земля - прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепный растительный и животный мир.

Но, к сожалению, люди не всегда замечают красоту, окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!

«Наша планета»

Настя:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Герман:

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Вместе:

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

Ребята, я надеюсь, что вы покажете свои знания о природе и будете настоящими знатоками.

Итак, начнем нашу викторину с приветствия команд:

«Зайчики»:

Мы зайчики, длинные ушки, быстрые лапки,
Прыгаем ловко, любим морковку.

«Белочки»:

Мы белочки, ловкие и быстрые, хвостики золотистые,
Прячемся в дупло, прыгаем легко.

Воспитатель: Начнем викторину с разминки команд.

Задание 1

Вопросы:

  1. Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (белка)
  2. Кто больше всех лесных жителей любит мед? (медведь)
  3. В какое время года собирают землянику? (летом)
  4. В какое время года бывает капель? (весной)
  5. Какая лесная птица ночью летает, а днем спит? (сова, филин)
  6. В какое время года заяц имеет белый окрас? (зимой)

Задание 2

Игра «Назови одним словом»

  • Волк, лиса, олень, еж – это … (звери или животные)
  • Земляника, черника, малина, брусника — это...(ягоды)
  • Ель, сосна. береза, ива — это... (деревья)
  • Воробей, соловей, грач, синица это… (птицы)
  • Бабочка, божья коровка, кузнечик, комар, стрекоза - это (насекомые)

Задание 3

Отвечайте быстро. Я назову взрослых животных, а вы их детенышей:

  • у коровы – телята
  • у собаки – щенята
  • у курицы – цыплята
  • у лошади – жеребята
  • у овцы – ягнята
  • у свиньи – поросята
  • у кошки - котята

Задание 4

Посмотрите, у каждой команды на доске есть картинки с изображением стволов деревьев и разных листьев – березы, дуба, клена, липы, ели. Определите, с какого дерева прилетел листок. Вам нужно правильно соединить стволы деревьев и листья.

A сейчас нам Альберт прочитает стихотворение:

Альберт:

Наш дом родной, наш общий дом - земля, где мы с тобой живем!
Чудес нам всех не перечесть, одно у них названье есть:
Леса, и горы и моря все называется земля!

Задание 5

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда я предлагаю вам отгадать загадки. Будьте внимательны.

1. В этом домике жильцы, все умелые пловцы.
Что за дом у них такой? До краев налит водой. (Аквариум)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
ничего себе не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

4. Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке,
в белом сарафане. (Берёза)

5. Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь, станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь. (Снег)

6. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою,
но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька)

7. Птица: ушки на макушке и большая голова. Взгляд сердитый, клюв могучий. Как зовут её? (Сова)

8. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

Задание 6

А теперь мы предлагаем капитанам команд пройти испытание, вам нужно ответить на вопросы.

  1. У какого животного есть иголки? (ёж, ехидна)
  2. Кто в лесу зимой спит? (медведь, барсук, ёж)
  3. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
  4. Лев-дикое или домашнее животное? (дикое)
  5. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
  6. У какого домашнего животного есть рога и копыта? (у быка, коровы, козы, козла, барана, овцы, яка, оленя)
  7. Какое животное можно назвать длинноухим? (зайца, осла)
  8. Какого цвета листья на деревьях осенью? (желтые, красные, коричневые)
  9. Чем выделяется берёза среди других деревьев? (цветом ствола)
  10. 3ачем белке длинный пушистый хвост? (помогает прыгать с ветки на ветку)

Задание 7

Сейчас ребята каждой команды покажут лесных животных с помощью мимики и движения. Эти движения мы будем выполнять под музыку.

  • «Зайчики» - волка,
  • «Белочки» - лису.

Задание 8

Ребята, вы знаете, что в природе бывает много разнообразных птиц. Вы со многими даже знакомы и знаете об их жизнедеятельности. Сейчас проверим ваши знания.

У каждой команды имеется набор картинок птиц. На картинке нарисованы жилища птиц. Поместите в каждое жилище нужную птицу (по 6 человек от каждой команды).

Задание 9

У меня для каждой команды имеется по три картинки (природоохранные). Ваша задача – их рассмотреть и объяснить их значение.

Назовите изображенный на них поступок, какой он? (хороший или плохой)

Давайте послушаем стихотворение, которое прочтет нам Арина:

«Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину».

Задание 10

А сейчас нашим капитанам снова предстоит защищать честь своих команд. Перед вами лепестки цветов, на которых изображены животные. Надо выложить цветок из лепестков:

  • капитану «Зайчиков» - с дикими животными,
  • капитану «Белочек» - с домашними.

Ребята, сегодня все молодцы, отлично показали свои знания и умения. И теперь настало время подвести итоги. Сейчас наше уважаемое жюри объявит, какая же из команд стала победителем нашей викторины. Пока наше жюри подводит итог, ребята прочитают стихи. Всех вас мы посвящаем в юные экологи, теперь вы настоящие друзья природы.

Анна: Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели.

Макар: Чтобы были голубыми небеса, чтобы речка серебрилась,

Марина: Чтобы бабочка резвилась и была на ягодках роса.

Миша: Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,

Даша: И под елкой жил смешной, колючий еж, чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала, чтобы лил веселый летний дождь».

Финальная подвижная игра «Караси и щука»

Половина играющих становятся в круг. Это пруд, а дети-камешки в нём. Один человек вне круга-щука. Остальные- караси, они плавают (бегают) внутри круга. В пруду. По сигналу «Щука» - щука быстро выплывает в пруд, стараясь поймать карасей. Караси прячутся за камешки (за детьми). Щука ловит тех карасей, кто не успел спрятаться за камешек и уводит их к себе в дом. Игра проводится 2-3 раза, после чего подсчитывается число пойманных карасей. Затем назначается новая щука. Игра повторяется 3-4 раза.

Песня «Планета с именем Земля» сл. и муз. Т.Гуляевой

1 куплет:

На большой планете с именем Земля
Ярко солнце светит, и шумят поля,
Маленький подснежник зацветет весной…
Сохранить природу мы должны с тобой!
Люди, все в ответе мы за шар земной!

Припев:

Пусть солнышко сияет с небесной высоты,
Пусть землю украшают прекрасные цветы,
Пусть чистым будет воздух, прозрачною – вода,
Вы сберегите, люди, природу навсегда!
Вы сберегите Землю, люди, навсегда!

2 куплет:

На большой планете с именем Земля
Дует свежий ветер, плещутся моря,
Ивы отражаются в речке голубой -
Сохранить природу мы должны с тобой.
Люди, все в ответе мы за шар земной!

Припев:

3 куплет:

Пусть же на планете с именем Земля
Летит из края в край простая песенка моя -
Сохранить природу мы должны с тобой,
Люди, все в ответе мы за шар земной!
Пусть сквозь бег столетий кружит шар земной!

Припев:

Ребята, я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками. Все участники викторины награждаются медалями «Юный эколог»! (Награждение участников).

Спасибо всем участникам, жюри и зрителям!

Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  2. Горькова Л.Г.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. - Москва: ВАКО, 2005.
  3. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н.// Педагогика. - 2007.
  5. Сборник М.Ф.Литвинова Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф.Литвинова; Под ред. Л.В.Руссковой. - М.: Просвещение, 1986.
  6. Интернет-ресурсы: Песни экологической тематики для детей 5-7 лет (ped-kopilka.ru) https://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-guljaeva/avtorskie-pesni-yekologicheskoi-napravlenosti.html