Мот. – целевой
Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.
- Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня вам понадобятся ваши знания, умения работать в группе и внимание.
Послушайте, ребята, притчу и ответьте на вопрос: о ком эта притча?
Читаю.
Увидел человек на берегу моря пожелтевший от времени человеческий череп. Ничего не ожидая в ответ, человек со вздохом произнес:
— Интересно, что привело тебя сюда. И неожиданно череп отвечает:
— Болтовня. Изумился человек. Где это видано, чтобы черепа говорили. Побежал на главную площадь города и закричал:
— Кто хочет увидеть говорящий череп, платите пять монет! Собрались люди. Многие заплатили, желая посмотреть на диво. Повел их человек к морю, подвел к черепу и задал ему вопрос:
— Что привело тебя сюда? Но череп лежит себе на солнышке и молчит, Поняли люди, что над ними просто посмеялись, и отвели обманщика к правителю. И говорит правитель человеку:
— Если череп в самом деле говорящий — докажи, а нет — голова с плеч! Пришли на берег. Молчит череп. Отрубили человеку голову, и покатилась она прямохонько к тому самому черепу. А когда все ушли, череп неожиданно заговорил:
— Что привело тебя сюда?
— Болтовня, — ответила ему голова.
- О ком эта притча? (о болтливом человеке)
- Назовите, о ком пойдет речь на уроке? (будем читать о болтливом человеке)
- Сегодняшняя тема урока: русская народная сказка «Болтливый человек».
Вывешиваю тему урока.
- Что бы вы хотели узнать о болтливом человеке, а в этом вам помогут вопросительные слова. Работа в группах.
Составление вопросов. (листочки на столе) Запись вопросов на доску.
- Почему он был болтливым?
- Что с ним произошло?
- К чему это может привести?
Ориентировочный
- Где, ребята можем найти ответы на эти вопросы?
Поисково-исследовательская
Сейчас мы, ребята, будем читать русскую народную сказку «Болтливая баба». Кто написал эту сказку? (народ) Значит, она была написана давно, поэтому вам встретятся старинные слова, которые по ходу чтения вы можете посмотреть на сносках в учебнике.
- Открываем учебники стр.48 следим, чтение с остановками.
Читаю первую часть сама, останавливаюсь и прошу предположить, о чем дальше пойдет речь. Затем прошу читать детей, хорошо читающих, и снова останавливаю, чтобы сделать физминутку. Затем снова продолжаем читать.
А сейчас предлагаю поработать в группах. Листочки на столах.
Шляпы мышления
2. Черная – отрицательное (нам не понравилась баба (Татьяна), потому что она былая болтливая. Не могла молчать все время болтала, ничего сказать было ей невозможно. А еще нам не понравился барин, потому что был жадным и злым).
1. Желтая – положительное (нам понравился старик, который был умным и находчивым. Сумел свою болтливую жену проучить. Наверняка теперь она так болтать не будет.)
3. Красная – эмоции (у нас возникли чувства веселости, когда старик вешал блины на деревья и обманул жену, когда он сказал, что пролетела блинная туча. Страх. Когда барин позвал старика к себе и хотел отобрать клад. Неуважение (злость) к бабе, когда та сразу все всем рассказала.)
4. Синяя – чему учит сказка? (много не болтать. Прежде чем что-то сказать нужно, подумать).
5. Зеленая – новое решение проблемы (если бы мы нашли клад поделились бы с родными и близкими. Не стали бы говорить об этом болтливым людям, чтобы не остаться ни с чем).
Выслушивание ребят. (1 человек из группы)
Практическая
- Работа в тетрадях стр. задание, учебник стр.53 вопрос 5.
Запись. Обсуждение записанной пословицы в группе.
Один из группы выступает.
1. Лучше с умным потерять, чем с дураком найти. (приведет к неудаче)
2. На голове густо, а в голове пусто. (дурак, неумный человек)
3. Не копьем побивают, а умом.
4. Был бы ум, будет и рубль.
5. Гглупый разум по миру пускает. (бессмысленно живет)
Давайте, ребята, вернемся к нашим вопросам, поставленным в начале урока.
- На все ли вопросы нам удалось найти ответ?
- Где вам пригодятся эти знания?
Рефлексия
Давайте, ребята, подведем итог урока, продолжите фразы (резюме).
- Оказывается, что…
- Я понял, что…
А сейчас, ребята, каждый оцените себя по листочкам. Кто сомневается обратитесь к группе.
|
Всё получилось(5) |
Затруднялся(4) |
Было трудно(3) |
Работа в группе |
|
|
|
Работа в тетрадях |
|
|
|
Я оцениваю свою работу на уроке: |
3 |
4 |
5 |
Дети оценивают, учитель собирает листочки.
Запишем домашнее задание: чтение по ролям стр. 48-53.