Форма организации детей: творческая мастерская.
Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Цель: развитие речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультипликационного кино.
Задачи:
- Совершенствовать фонематический слух - повторение звука С;
- Обогащение словарного запаса новыми словами и названиями профессий;
- Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
Оборудование и материалы: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, мульт-стол, фотоаппарат, штатив, материал для показа рисования в технике «Эбру», салфетки, пипетки.
Предварительная работа: знакомство с историей мультипликации, с профессиями мультипликаторов, со съемкой мультфильма.
Ход занятия
I. Мотивационно-ориентировочный этап
Здравствуйте! Я рада вас приветствовать. Посмотрите, сколько пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.
Послушайте и отгадайте:
Если видишь на экране
Винни-Пуха с Пяточком,
Или Машу и Медведя
Или Печкина с письмом,
Или Муху Цокотуху
Или Лунтика с луны
Или всех героев сразу
Что за видео скажи? (Мультфильм)
А вы знаете какие-нибудь мультфильмы? Какие? Только говорите по очереди, чтобы мы слышали друг друга. (дети называют свои любимые мультфильмы).
II. Практический этап
Сегодня мы с вами совершим необычайное путешествие в страну «Мультипликация». Познакомимся с профессиями мультипликаторов, и сами снимем мультфильм.
Ребята, какое время года у нас сейчас? Вот и пришла зима. Какой скоро наступит праздник…. Помните какой? (Новый год). А кто на этом празднике самый главный?
Да, Дед Мороз готовит уже сюрпризы для нас. А где живет Дед Мороз? А сегодня, у нас Дед Мороз, который живет на севере. Это необычный снежный край, где существует Северное сияние.
Северное сияние – это много ярких, красочных огней, которые переливаются в небе.
Посмотрите на экран, сколько разных цветов переливаются в небе? Какие?
Ребята, послушайте внимательно, с какого звука начинаются слова - Северное сияние (звук С). Давайте, вместе с вами повторим этот звук С. (Зубки вместе, уголки рта немного подняты).
А там на скалистом, снежном Севере, где существует Северное сияние сказывается славная сказка. В снежном доме жил да был старик Дед Мороз. Каждый день старик Дед Мороз собирал сладкие подарки для самых маленьких детей и зверей. Время пролетело не заметно. Скоро ступил на снежную землю Новый год. Стал старик Дед Мороз собирать сладкие подарки и собрался в путь дорогу. Странствовал сотню дней по снегу, по сугробам, через стужу и снегопады. И кого не встретит сам своими руками сладкие подарки вручает и трусишке зайчишке и снежному мишке. А кому последний сладкий подарок достанется, Вы узнаете позже….
Ребята, а какой звук в этой сказке повторялся чаще всего?
Ой, ребята, сказку мы с вами придумали, а самого главного в нашей сказке не хватает. Чего ребята? (Северного сияния)
Фон к нашему мультфильму я предлагаю создать Вам самостоятельно и попробовать себя профессии художников – мультипликаторов.
А пока мы идем с вами сделаем разминку. Повторяем вместе со мной. (подходят к столу с красками Эбру)
По дорожке мы шагали
Свист метели услыхали с-с-с,
Смело мы идем вперед,
Где северное сияние нас в гости ждет.
Что мы с вами сейчас будем рисовать?
Чтобы наше Северное сияние получилось, как настоящее, мы с вами будем рисовать его на воде.
Нам понадобятся специальные краски и палочка, пипетки. (Воспитатель показывает необходимые для рисования принадлежности).
А теперь я Вам покажу как это нужно сделать. (Воспитатель берет пипетку, опускает в синею краску. Далее, аккуратно прикасается к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг на поверхности.)
Мы берем пипетку опускаем ее в краску синего цвета, а потом, капаем небольшую капельку у поверхности.
А эта техника рисования называется «Эбру». Повторите ребята - это название. (Дети повторяют название «Эбру») в переводе с турецкого - танцующие краски (все вместе повторите). Северное сияние, словно танцующие краски в небе, поэтому она сможет более точно создать нашу картину.
А теперь возьмем краски других цветов и повторим. Какие цвета есть еще рядом с вами? (Воспитатель предлагает каждому ребенку поочередно, выбрав цвет, нарисовать разноцветные круги на воде.) Действительно, круги краски расплываются, словно Северное сияние в небе. А теперь, чтобы наше Северное сияние было более интересно, с помощью деревянной палочки сделаем вспышки. Воспитатель показывает данный прием. В процессе рисования. Воспитатель задает вопросы детям:
Что мы с вами рисуем? (Северное сияние)
Как называется техника? (Эбру)
На что она похожа? (танцующие краски)
Теперь кладем пипетки обратно в краску. Вытираем руки салфеткой. (Дети выполняют вместе с воспитателем указания)
Посмотрите, какой яркое Северное сияние у нас получилось на воде. Как вы думаете, сможем ли мы с вами поставить нашу картину в рамку? (Дети высказывают свое мнение)
Чтобы поставить нашу картину в рамку, нам нужно перенести нашу картину с воды на лист бумаги. У меня есть специальная бумага. Накроем получившуюся картину листом (Воспитатель аккуратно накрывает картину листом). Но картине нужно время, чтобы отпечататься на листе. Давайте дружно посчитаем до 10.
Сейчас мы с вами попробовали себя в профессии художников мультипликаторов.
Фон к нашему мультфильму готов, а пока он не высох я его просто сфотографирую и оформлю им нашу декорацию, вот сюда…
А теперь я предлагаю вам его оживить. А вот и Дед Мороз. Ну что попробуем?
- Нам нужен оператор! (выбираем ребенка) Остальные будут Художниками – аниматорами.
- Будем работать вместе, дружно. Сначала Дед Мороз будет в снежном деревянном доме.
Поставим нашего Деда Мороза в домик, будем его передвигать примерно на 1 см. Дед Мороз подходит к саням с собирает по очереди 3 подарка отправляется в путь.
Снимаем. Каждое движение фиксируем на фотоаппарат.
Там на скалистом, снежном Севере, где существует Северное сияние сказывается славная сказка. В снежном доме жил да был старик Дед Мороз. Каждый день старик Дед Мороз собирал сладкие подарки для самых маленьких детей и зверей. Событие свершилось. Скоро ступил на снежную землю Новый год. Стал старик Дед Мороз собирать сладкие подарки и собрался в путь дорогу. Странствовал сотню дней по снегу, по сугробам, через стужу и снегопады. И сам своими руками сладкие подарки вручал и трусишке зайчишке и снежному мишке. А кому последний сладкий подарок достанется, Вы узнаете позже….
Стоп. Снято!
III. Рефлексивно-оценочный этап
- Сейчас я отснятые кадры заведу в компьютер. Вы присаживайтесь пока на свои места. Чтобы наш мультфильм был готов мне потребуется пару минут. А пока ответьте мне:
- Что мы сегодня с вами учились создавать? (мы сделали мультфильм)
- С какими новыми профессиями познакомились?
- Мультфильм снимает один человек или целая команда?
- Какой звук мы сегодня с вами повторили?
- Какую технику рисования с вами узнали?
Мы сегодня такие молодцы, так хорошо мне помогали, а наш мультфильм уже практически готов.
- Посмотрим, что у нас получилось?
Просмотр мультфильма.
- Можете похлопать себе!
Я поздравляю вас с вашим первым мультфильмом.
А на память я хочу подарить вам в группу, картину которую мы сегодня с вами нарисовали в технике Эбру.
IV. Последующая работа
Мультипликация может служить опорной схемой при составлении рассказа или сказки.