Пояснительная записка
Рабочая программа «Познаем мир вместе» предназначена для детей первого класса с умственной отсталостью, а также может быть адаптирована для детей с сохранным интеллектом. Программа направлена на реализацию коррекционно-развивающегося обучения и воспитания учащихся, через систему внеурочных занятий. В целях эффективности программы в содержание программы включен учебно-игровой материал, развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована программа 8-9 лет. Срок освоения программы 29 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Программа, соединяет в равной мере природоведческие, экологические знания. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Для детей с умственной отсталостью, актуальна проблема недостаточного социального опыта. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Цель: формирование представлений об окружающем природном мире, а именно об отдельных видах животных, растений и временах года.
Задачи:
- расширять представления о временах года, животном и растительном мире (деревья и цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние», птицы);
- воспитывать бережное отношение к природе;
- приобретать социальный опыт в обращении с животными и растениями.
Форма организации деятельности: групповая.
Формы проведения занятий: беседа, упражнения, дидактические игры, рисование, игры, презентации, экскурсии, видеоматериалы.
Планируемые личностные результаты:
- Умение называть и различать представителей животного мира и разделять их по видам: «дикие» - «домашние», птицы, а также знать названия деревьев и цветов, их характерные признаки;
- Умение соблюдать правила поведения в природе;
- Владение навыками правильного ухода за растениями и домашними животными, бережного отношения к ним.
Форма контроля: адаптированная диагностика экологических знаний у детей 8-9 лет (Н.АВанюшкина) проводится в начале и конце учебного года. Тесты, викторины, практические задания в конце учебного года.
Содержание курса
Раздел |
Содержание |
Времена года «Золотая осень» |
Занятие №1. Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации. |
Растительный мир. «Деревья вокруг меня». |
Занятие №1. Растения в нашем парке. Зачем сажать деревья? Презентации, экскурсия в парк. |
Времена года. «Белоснежная зима» |
Занятие №1. «Признаки и приметы зимы». |
Животный мир. «Животные моего дома» |
Занятие №1. «Мои питомцы». Вводное занятие, рассказы детей, просмотры видеофильмов. |
Времена года. «Весна пришла» |
Занятие №1. Приметы и признаки весны. Работа с дидактическим материалом, презентации, прогулка. |
Дикие животные. Птицы. |
Занятие №1. «Хозяин леса - медведь», «Лесной красавец лось» Жизнь животных зимой и летом. Лепка. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема, тематический блок |
Количество часов |
Аудиторных |
Внеаудиторных |
1 |
Времена года. «Золотая осень». |
4 |
1 |
3 |
Растительный мир. «Деревья вокруг меня». |
5 |
2 |
3 |
|
2 |
Времена года. «Белоснежная зима». |
4 |
1 |
3 |
3 |
Животный мир. «Животные моего дома». |
6 |
2 |
4 |
4 |
Времена года. «Весна пришла». |
4 |
1 |
3 |
5 |
Дикие животные. Птицы. |
6 |
2 |
4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Дата |
Примечания |
|
План |
Факт |
|
||
1 |
«Приметы и признаки осени» |
9.09.19 |
|
|
2 |
Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе» |
16.09.19 |
|
|
3 |
«Листопад в жизни растений» |
23.09.19 |
|
|
4 |
Игры и практические занятия «Поиграем в осень» |
30.09.19 |
|
|
5 |
«Растения в нашем парке» |
7.10.19 |
|
|
6 |
«Что мы знаем о березе и тополе?» |
11.10.19 |
|
|
7 |
«Что мы знаем о рябине и ели?» |
14.10.19 |
|
|
8 |
Игры и практические задания «С какого дерева листок» и др. |
21.10.19 |
|
|
9 |
Игры и практические задания «Собери мозаику»и др. |
29.10.19 |
|
|
10 |
«Признаки и приметы зимы» |
18.11.19 |
|
|
11 |
«Музыка природы в зимнее время года» |
25.11.19 |
|
|
12 |
«Снег. Роль снега в природе» |
2.12.19 |
|
|
13 |
«Опасные явления природы» |
9.12.19 |
|
|
14 |
«Мои питомцы» |
16.12.19 |
|
|
15 |
«Кошки, которые не гуляют сами по себе» |
13.01.20 |
|
|
16 |
«Собака - верный друг» |
19.01.20 |
|
|
17 |
«Хомяк и попугай» |
27.01.20 |
|
|
18 |
«Домашние животные: корова, коза» |
03.02.20 |
|
|
19 |
«Домашние животные: свинья, лошадь» |
17.02.20 |
|
|
20 |
«Приметы и признаки весны» |
2.03.20 |
|
|
21 |
«Первоцветы» |
16.03.20 |
|
|
22 |
Беседа «Путешествие в весенний лес» |
30.03.20 |
|
|
23 |
Игры и практические задания «Ручьи бегут» |
6.04.20 |
|
|
24 |
«Хозяин леса-медведь» |
13.04.20 |
|
|
25 |
«Волк и лиса» |
20.04.20 |
|
|
26 |
«Непоседливый зверёк» |
27.04.20 |
|
|
27 |
«Красногрудые красавцы» |
12.05.20 |
|
|
28 |
«Дворовый забияка и желтогрудая красавица» |
18.05.20 |
|
|
29 |
«Городские птицы» |
25.05.20 |
|
|