Программа внеурочной деятельности для детей 1–2-го класса с УО "Мир познаем вместе"

Разделы: Внеклассная работа, Инклюзивное образование

Классы: 1, 2

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


Пояснительная записка

Рабочая программа «Познаем мир вместе» предназначена для детей первого класса с умственной отсталостью, а также может быть адаптирована для детей с сохранным интеллектом. Программа направлена на реализацию коррекционно-развивающегося обучения и воспитания учащихся, через систему внеурочных занятий. В целях эффективности программы в содержание программы включен учебно-игровой материал, развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Возрастная группа учащихся, на которых ориентирована программа 8-9 лет. Срок освоения программы 29 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут. Программа, соединяет в равной мере природоведческие, экологические знания. Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Для детей с умственной отсталостью, актуальна проблема недостаточного социального опыта. Вот почему важно, чтобы работа, с детьми начатая на уроках продолжалась и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Цель: формирование представлений об окружающем природном мире, а именно об отдельных видах животных, растений и временах года.

Задачи:

  • расширять представления о временах года, животном и растительном мире (деревья и цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние», птицы);
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • приобретать социальный опыт в обращении с животными и растениями.

Форма организации деятельности: групповая.

Формы проведения занятий: беседа, упражнения, дидактические игры, рисование, игры, презентации, экскурсии, видеоматериалы.

Планируемые личностные результаты:

  • Умение называть и различать представителей животного мира и разделять их по видам: «дикие» - «домашние», птицы, а также знать названия деревьев и цветов, их характерные признаки;
  • Умение соблюдать правила поведения в природе;
  • Владение навыками правильного ухода за растениями и домашними животными, бережного отношения к ним.

Форма контроля: адаптированная диагностика экологических знаний у детей 8-9 лет (Н.АВанюшкина) проводится в начале и конце учебного года. Тесты, викторины, практические задания в конце учебного года.

Содержание курса

Раздел

Содержание

Времена года «Золотая осень»

Занятие №1. Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации.
Занятие №2, 3. Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе. Просмотр видеоматериалов, прогулка в парк.
Занятие №4. Игры и практические занятия: рассматривание деревьев; обследование листьев с различных деревьев; кустарников и цветов - сбор гербария; аппликация.

Растительный мир. «Деревья вокруг меня».
(Береза, тополь, рябина, ель)

Занятие №1. Растения в нашем парке. Зачем сажать деревья? Презентации, экскурсия в парк.
Занятие №2. Что мы знаем о березе и тополе? Работа с дидактическим материалом, прогулка, практические упражнения.
Занятие №3. Что мы знаем о рябине и ели? Работа с дидактическим материалом, прогулка, практические упражнения.
Занятие №4, 5. Игры и практические задания: исследование веточек всех деревьев; «с какого дерева листок», «собери мозаику».

Времена года. «Белоснежная зима»

Занятие №1. «Признаки и приметы зимы».
Занятие №2. Какое явление природы бывает только зимой? Музыка природы в зимнее время года. Видеоматериалы, интерактивные игры.
Занятие №3. Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы, презентации, практические задания, прогулка.
Занятие №4. Опасные явления природы. Гололёд, снегопад. Презентации, практические задания, прогулка.

Животный мир. «Животные моего дома»

Занятие №1. «Мои питомцы». Вводное занятие, рассказы детей, просмотры видеофильмов.
Занятие №2. «Кошки, которые не гуляют сами по себе». Внешние признаки. Особенности поведения кошек. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой.
Занятие №3. «Собака - верный друг». Поведение собак, правильный уход за собакой. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование.
Занятие №4. «Хомяк и попугай». Особенности жизни, отличительные признаки, уход. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование.
Занятие №5,6. Домашние животные (корова, коза, свинья, лошадь и их детеныши). Жизнь животных, особенности их внешнего вида, значение животных в жизни человека. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, лепка, рисование.

Времена года. «Весна пришла»

Занятие №1. Приметы и признаки весны. Работа с дидактическим материалом, презентации, прогулка.
Занятие №2. Первоцветы. Игры и практические задания: опыты «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет», рисование.
Занятие №3. Беседа «Путешествие в весенний лес» (весенние изменения в дикой природе, связь изменений в жизни растений и животных, человека с изменениями в неживой природе). Презентации, работа с дидактическим материалом.
Занятие №4. Игры и практические задания. Наблюдение за набуханием почек и распусканием листьев на срезанных веточках.

Дикие животные. Птицы.

Занятие №1. «Хозяин леса - медведь», «Лесной красавец лось» Жизнь животных зимой и летом. Лепка.
Занятие №2. «Волк и лиса». Особенности жизни животных в лесу.
Занятие №3. «Непоседливый зверёк»
Белка и заяц в природе. Особенности зимовки. Игра «Белочка-прыгунья», «Зайка».
Занятие №4. «Красногрудые красавцы»
Украшение зимней природы – снегирь. Как снегирь сажает рябину? Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц.
Занятие №5. «Дворовый забияка и желтогрудая красавица». Птицы их красота и разнообразие. Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц.
Занятие №6. «Городские птицы». Ворона и голубь. Презентации, рисование, наблюдение за жизнью птиц.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема, тематический блок

Количество часов

Аудиторных
занятий

Внеаудиторных
занятий

1

Времена года. «Золотая осень».

4

1

3

Растительный мир. «Деревья вокруг меня».
(Береза, тополь, рябина, ель).

5

2

3

2

Времена года. «Белоснежная зима».

4

1

3

3

Животный мир. «Животные моего дома».

6

2

4

4

Времена года. «Весна пришла».

4

1

3

5

Дикие животные. Птицы.

6

2

4

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

Примечания

План

Факт

1

«Приметы и признаки осени»

9.09.19

2

Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе»

16.09.19

3

«Листопад в жизни растений»

23.09.19

4

Игры и практические занятия «Поиграем в осень»

30.09.19

5

«Растения в нашем парке»

7.10.19

6

«Что мы знаем о березе и тополе?»

11.10.19

7

«Что мы знаем о рябине и ели?»

14.10.19

8

Игры и практические задания «С какого дерева листок» и др.

21.10.19

9

Игры и практические задания «Собери мозаику»и др.

29.10.19

10

«Признаки и приметы зимы»

18.11.19

11

«Музыка природы в зимнее время года»

25.11.19

12

«Снег. Роль снега в природе»

2.12.19

13

«Опасные явления природы»

9.12.19

14

«Мои питомцы»

16.12.19

15

«Кошки, которые не гуляют сами по себе»

13.01.20

16

«Собака - верный друг»

19.01.20

17

«Хомяк и попугай»

27.01.20

18

«Домашние животные: корова, коза»

03.02.20

19

«Домашние животные: свинья, лошадь»

17.02.20

20

«Приметы и признаки весны»
Игры и практические задания, опыты: «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет

2.03.20

21

«Первоцветы»

16.03.20

22

Беседа «Путешествие в весенний лес»

30.03.20

23

Игры и практические задания «Ручьи бегут»

6.04.20

24

«Хозяин леса-медведь»

13.04.20

25

«Волк и лиса»

20.04.20

26

«Непоседливый зверёк»

27.04.20

27

«Красногрудые красавцы»

12.05.20

28

«Дворовый забияка и желтогрудая красавица»

18.05.20

29

«Городские птицы»

25.05.20