Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи. Звук [С]. Буква «С» (закрепление)

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, звук с, буква С, подготовительная группа


Цель: Закрепить звук [С], букву «С».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закреплять умение детей характеризовать звук [С] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • уточнение и закрепление навыков четкого произношения звука [С] в слогах, словах;
  • упражнять в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения;
  • учить определять позицию звука [С] в слове;
  • закрепление графического обозначения звука [С].
  • совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза односложных слов;
  • формирование навыка чтения;
  • закрепление умения составлять и анализировать предложение; делать графическую запись к нему c использованием правил написания.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • расширение и уточнение активного словаря;
  • развитие слухового и зрительного внимания;
  • развитие памяти, фонематического восприятия, общей и мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание у детей самоконтроля за речью;
  • воспитание дисциплинированности, организованности.

Оборудование: предметные картинки (стакан, самовар, миска, термос, поднос, соусница), схемы звуко-слогового анализа на каждого ребенка, кассы букв на каждого ребенка, карточки с буквами, наборное полотно или магнитная доска, мяч.

Ход занятия

(Раздается звон бьющейся посуды.)

Логопед. Что это за шум?

(В зал входит Федора, садится и плачет.)

Федора. Ой, ребятушки, горе у меня, горе! Я посуду не любила, никогда её не мыла, очень часто просто била! Я её не уважала, и посуда убежала!

Логопед. Ребята, вы узнали эту гостью? Сказку можете назвать? (дети отвечают)

Логопед. Значит, ты посуду обидела.

Федора. Да, я за ней и не следила. Я её совсем не мыла. Что мне делать, как мне быть? Как посуду возвратить? Вы мне, детки, помогите и посуду всю верните! Без нее я пропаду, просто с голода умру!

Логопед. Поможем, ребята, Федоре? (дети соглашаются) А ты не пробовала, Федора, посуду ласково называть?

Федора. Нет, научите.

Логопед. Давайте поиграем в игру с мячом «Назови ласково»

(Дети становятся в полукруг. Логопед кидает мяч и называет посуду, а ребёнок должен подобрать ласковое название посуды)

Тарелка – тарелочка.
Вилка – вилочка.
Чашка – чашечка.
Чайник – чайничек.
Ложка – ложечка.
Кружка – кружечка.
Сковорода – сковородочка.
Стакан – стаканчик.

Логопед. А еще наши ребята знают название посуды для определенных продуктов. Хотела бы ты узнать название такой посуды?

Федора. Да!

Логопед. Куда кладут соль?

Дети. В солонку.

Логопед. В чем хранят сахар?

Дети. В сахарнице.

Логопед. Во что положат салат?

Дети. В салатницу.

Логопед. Куда нальем суп?

Дети. В супницу.

Логопед. Куда положим сухари?

Дети. В сухарницу.

Логопед. Куда нальем соус?

Дети. В соусницу.

Федора. Многого я не знала о своей посуде. Не очень внимательна я была к ней.

Логопед. А обратила ли ты, Федора, внимание, какой первый звук мы услышали в названии посуды (солонка, сахарница, салатница, супница, сухарница)?

Федора. Нет.

Логопед. Ребята, помогите Федоре.

Дети. Звук [С].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Согласный, твёрдый, глухой.

Логопед. А где в слове может находиться (прятаться) звук [С]?

Дети. В начале, в середине, в конце слова.

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед. Ребята, перед вами лежат картинки (миска, самовар, стакан, поднос, термос, соусница). Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия посуды, в которых звук [С] стоит (прячется):

- в начале слова (стакан, самовар);

- в середине слова (миска);

- в конце слова (термос, поднос).

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед. В каком слове звук [С] встречается два раза?

Дети. Соусница.

Логопед. Молодцы!

Федора. Какие вы все смышленые. Столько всего знаете. Я, пожалуй, у вас поучусь.

Логопед. Сейчас будет очень интересное задание, попробуй, Федора, выполнить его с ребятами. Внимательно слушайте и постарайтесь отгадать слово, добавив в конец слог.

СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...;

СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....;

СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

(дети выполняют задание)

Логопед. Умнички! Отлично справились с заданием! И у тебя, Федора Егоровна, все хорошо получается.

Логопед. Давайте теперь отдохнем немножко, а Федора нам поможет. Возможно, тебя твоя посуда и услышит.

Физкультминутка «Посуда». (дети выполняют движения за Федорой)

Вот большой стеклянный чайник,  (Дети “надувают” живот)
Очень важный, как начальник        (Одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки,                 (Приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,            (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни – разобьются!        (Хлопок в ладоши)
Вот серебряные ложки,                 (Потянулись)
Голова на тонкой ножке                (Сомкнули руки над головой)
Вот пластмассовый поднос          (Руки перед собой, ладонями вверх)
Он посуду нам принёс.
(Н.Нищева)

Федора. Уже и отдохнуть успели, а посуды все нет!

Логопед. Не грусти, Федора Егоровна, ребята же обещали тебе помочь. Скоро услышит нас твоя посуда. Повнимательней слушай и запоминай.

Логопед. Ребята, какой буквой на письме мы обозначаем звук [С]?

Дети. Буквой «С»

Логопед. Найдите букву «С» среди других букв.

(один ребенок выходит, находит букву «С» и закрепляет картинку с буквой на доске).

Логопед. Федора Егоровна, а скажи-ка нам, что ты чаще всего в кастрюле варишь?

Федора. Суп.

Логопед. Ребята, давайте разберем это слово.

Логопед. Какой звук стоит в начале слова?

Дети. Звук [С].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Согласный, твердый, глухой

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Синим.

Логопед. Какой звук стоит вторым?

Дети. Звук [У].

Логопед. Какой это звук?

Дети. Гласный.

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Красным.

Логопед. Какой звук стоит в конце слова?

Дети. Звук [П].

Логопед. Мы уже знаем, какой он.

Дети. Согласный, твердый, глухой. Обозначаем его синим цветом.

(Дети выполняют звукобуквенный анализ слова и составляют схему из цветовых символов)

Логопед. А теперь давайте выложим это слово в кассе букв и прочитаем его.

(Дети выкладывают в кассах букв слово «СУП»)

Логопед. Замените в этом слове звук [П] звуком [К]. Какое новое слово получилось?

Дети. Сук.

Логопед. Чем различаются эти слова? (ответы детей)

Логопед. А теперь превратите слово СУК в слово СОК.

(дети выполняют задание и выкладывают слово в кассе букв)

Логопед. Как вам удалось превратить слово СУК в слово СОК? Что вы для этого сделали?

Логопед. Ребята, а давайте составим предложение со словом СОК.

Дети. Саша пьет вкусный сок.

(Дети составляют предложение, подсчитывают количество слов в предложении и выкладывают графическую схему к нему c использованием правил написания).

Логопед. Молодцы! Назовите мне слова со звуком [С], которые встретились в нашем предложении. (ответы детей)

(Из-за двери доносится звон посуды.)

Логопед. Что это за звуки?

Федора выходит из зала и возвращается с посудой.

Федора. Ура! Моя любимая посуда вернулась! За своё плохое обращение я прошу у посуды прощения!

Логопед. Пообещай нам, Федора Егоровна, что бережно будешь к посуде относиться.

Федора. Буду жить, не тужить, за хозяйством следить. Посуду мыть, вытирать, да на полку составлять. А вам, ребята, большое спасибо за помощь!

Логопед. Вы, ребята, действительно молодцы! Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны. Что мы сегодня с вами вспомнили? Что было интересного? Замечательно потрудились и Федоре Егоровне помогли. Многому она научилась с нами. Внимательней стала. Теперь она обязательно будет за своей посудой следить.