ВВЕДЕНИЕ
Достижение одной из целей специальной (коррекционной) школы VIII вида — социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно с нарушениями интеллекта - требует в настоящее время повышенного внимания к проблеме их обучения.
В настоящее время актуальным становиться активизация познавательной деятельности. Под активизацией познавательной деятельности понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала. Познавательная активность школьников с нарушениями интеллекта в большинстве случаев сама по себе не возникает, поэтому необходимо искать пути повышения качества подготовки с помощью методов, обращенных к личности обучающегося, способствующих активизации процесса обучения. В современной педагогике описаны различные пути активизации познавательной деятельности обучающихся. Решение этой проблемы отражено в работах Занкова Л.В. [10], Шамовой Т.И. [29], Щукиной Г.И. [31] и др.
Своеобразие познавательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта и поиск новых эффективных методов, приемов и средств обучения раскрывается в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов И.М.Бгажноковой [Г], В.В.Воронковой, Л.С.Выготского [3], А.Н.Граборова [4], Г.М.Дульнева [6], И.Г.Еременко [7], С.Д.Забрамной [8], Л.В.Занкова [10], Н.Г. Морозовой [16], В.Г.Петровой [20], Б.И.Пинского [27], С.Я.Рубинштейн [25], Н.М.Стадненко, Ж.И.Шиф [30] и многих других учёных. Исследования ученых-педагогов свидетельствует о том, что более чем у половины детей с интеллектуальным недоразвитием подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Вопросы организации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием в процессе изучения географии не были изучены в достаточной степени. Все, выше перечисленное, подчеркивает актуальность исследования.
Цель исследования - работа по активизации познавательной деятельности обучающихся школы VIII вида на уроках географии.
Объект исследования: познавательная деятельность детей с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: процесс активизации познавательной деятельности обучающихся школы VIII вида на уроках географии.
Гипотеза исследования: применение на уроках географии приемов и методов по активизации познавательной деятельности значительно расширяет резервные возможности усвоения детьми с интеллектуальными нарушениями учебного материала.
Для подтверждения гипотезы и достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Охарактеризовать качественное своеобразие познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями;
- Рассмотреть методы и приемы, используемые на уроках географии для активизации познавательной деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями;
- Осуществить работу по активизации познавательной деятельности обучающихся школы VIII вида на уроках географии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- Теоретический анализ;
- Наблюдение;
- Посещение уроков географии 6–9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида;
- Использование различных методов и приемов по активизации познавательной деятельности учащихся школы VIII вида на уроках географии.
Методологической основой исследования послужила концепция программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования Российской Федерации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен дополнительный вклад в разработку системы методических приемов по активизации познавательной активности учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы для работы олигофренопедагогами, учителями географии, логопедами, а также родителями обучающихся школ VIII вида.
ГЛАВА I. Особенности познавательных процессов детей с интеллектуальными нарушениями
Процесс обучения и воспитания — это организованное взаимодействие педагога и ребенка для достижения образовательных целей. Одним из составляющих процесса обучения является учебно-познавательная деятельность ученика. «Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач» [32].
У большинства обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида наблюдаются общее недоразвитие психики, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций.
Дефекты развития познавательной сферы детей чрезвычайно неоднородны по происхождению. Соответственно, могут существовать многочисленные разнообразные механизмы, нарушающие формирование и развитие мозга, а так же большое число самостоятельных нозологических форм умственной отсталости. Общим для всех форм патологии, входящих в данную группу аномалии развития является интеллектуальный дефект той или другой степени, определяющий степень недоразвития всей психики ребенка в целом, его адаптивных возможностей, всей его личности [18,19].
В то же время разные формы умственной отсталости могут весьма существенно различаться по клиническим проявлениям. Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей, имеющихся у детей психопатологических, неврологических и соматических симптомов.
Для успешной работы с детьми, имеющими нарушение интеллектуальной деятельности важно понимание причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.
Поэтому мы очень кратко остановимся на тех общих особенностях психики, которые свойственны всем детям с нарушением интеллектуальной деятельности.
Характеристика неосложненных форм олигофрении
Преобладающее большинство всех детей с интеллектуальным недоразвитием составляют дети с олигофренией.
Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения [18,28]. Восприятие отличается недифференцированностью. Даже к старшим классам строение объекта, составляющие части продолжают восприниматься недостаточно четко. Обучающиеся испытывают затруднение при ориентации в пространстве. [18].
Обучение детей с интеллектуальными нарушениями в большей мере опирается на процессы памяти, которая имеет многие своеобразные особенности. Объем запоминаемого обучающимися материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Точность и прочность запоминания и словесного и наглядного материала низкая.
Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненными формами интеллектуальных нарушений соответствует степени их интеллектуального дефекта. Для них характерен дефицит слов, определяющих внутренние свойства человека и других живых существ, а построенные предложения оказываются преимущественно простыми. Многие из них не знают, как следует отвечать на поставленные вопросы. Ответы могут быть излишне сжатыми или чрезмерно пространными.
Владение монологической речью оказывается для них чрезмерно сложным. Это связано с трудностями планирования высказывания, с неумением следовать заранее определенной схеме, с непониманием того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что он слышит от говорящего. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы [18,31].
Недоразвитие моторики проявляется главным образом недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки двигательной формулы действия. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы. Тем не менее, дети с неосложненным интеллектуальным недоразвитием характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью [18,35].
Таким образом, при неосложненных формах педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка. Для продвижения ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков важным является специально организованное обучение и воспитание. Специальное обучение, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно — мышления. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы [26].
Характеристика осложненных форм олигофрении
Среди обучающихся коррекционной школы VIII вида встречается большое количество детей имеющих осложненные формы олигофрении. Для успешного обучения данной категории детей требуется знание дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.
По характеру дополнительных симптомов все осложненные формы умственной отсталости можно разделить на три группы:
- С церебрастоническим или гипертезионным синдромами;
- С выраженными расстройствами поведения;
- С эмоционально-волевыми расстройствами.
У детей первой группы страдает главным образом интеллектуальная деятельность, что выражено в общей психической не выносливостью, неспособностью к длительному напряжению, к длительной концентрации внимания. У таких детей отмечают своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Отчетливо выражены эмоциональная лабильность и явления вегетативно-сосудистой дистонии. Школьная успеваемость заметно снижается.
У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни выступают расстройства поведения, которые проявляются в виде гипердинамического и психопатического синдромов. Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью, нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведение ребенка не поддается самоконтролю и внешней коррекции. Психопатный синдром наблюдается обычно у детей с интеллектуальным недоразвитием, обусловленной черепномозговыми травмами или нейроинфекциями. В основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их проявления.
У детей третьей группы, кроме интеллектуального недоразвития наблюдаются расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут проявляться в виде повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в виде нарушений эмоционального контакта с окружающими.
Кроме того, к осложненным формам относят также интеллектуальное недоразвитие с локальными церебральными расстройствами: локальным недоразвитием или расстройством речи, локальными пространственными или лобными нарушениями, локальными двигательными расстройствами (ДЦП).
Другими словами, этиология патологического развития может быть самой разнообразной, а это, в свою очередь, определяет индивидуальные особенности физиологического, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка с нарушение интеллекта. Знание особенностей данных групп детей, необходимо учителю для выбора приемов индивидуального подхода к детям при их обучении и воспитании.
Выводы
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. У детей не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности.
Таким образом, дети с интеллектуальными нарушениями не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям. Поэтому процесс их обучения должен быть направлен на компенсацию последствий заболеваний головного мозга, коррекцию аномалий умственного развития ребенка. А одна из главных задач обучения - активизация познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
В педагогической и коррекционной деятельности необходимы стимулы, формирующие познавательную активность учащихся, вызывающие у них эмоции удивления, радости, удовольствия, воспитывающие интерес к знаниям. Работа над этой проблемой побудила к поиску форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.