Цель – воспитание уважения к мировому литературному наследию через пропаганду чтения книг.
Проблема – снижение интереса к чтению книг у современного человека.
Ход «круглого стола»
Учащиеся заходят в класс. Приветствуют учителя и членов жюри. В кабинете пространство организовано с учетом формы мероприятия – круглый стол.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Павловна. И сегодня я приглашаю вас стать участниками круглого стола.
А знаете ли вы, в чем заключается особенность такого мероприятия? (диспут, дискуссия, обсуждение чего-либо). Абсолютно верно. Но нам пока неизвестна и не понятна проблема, которую мы будем обсуждать за этим круглым столом, так как мы с вами её ещё не поставили перед собой. Итак, я предлагаю вам начать.
Скажите, пожалуйста, ребята, кто из вас за последний месяц прочитал хотя бы одну книгу? Поднимите руки. А есть такие, кто прочитал 2 книги и более? Я хочу обратиться к вам. Какие последние книги ты (вы) прочитал? Какие книги предпочитаешь? А что тебе даёт чтение книг? Для тебя чтение необходимость или потребность?
А теперь я хочу обратить этот вопрос всему классу – для чего, на ваш взгляд, человек читает? Почему у него возникает такая потребность? (размышления детей)
Но что происходит в современном мире? Последний опрос показал, что 50% россиян не прочитали за год ни одного художественного произведения. А ведь Россия всегда считалась самой читающей страной. Почему произошло такое снижение интереса к чтению книг? (прогресс, телевидение, компьютер)
А как, на ваш взгляд, это правильно? Должно так быть, что книга уходит на второй план? Прокомментируйте свое мнение.
А согласитесь ли вы с таким высказыванием: «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор»?
Почему так говорят? В чем заключается преимущество книги перед телевизором?
«Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли» (М.Лашков) Книга дает нам возможность делать свои выводы, более глубокие и ценные, которые, в свою очередь, помогают формировать свою точку зрения, свое личное отношение к ситуации.
А из каких книг, на ваш взгляд, может состоять библиотека современного читателя? Почему?
Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение поэта Эдуарда Асадова, который, несмотря на полную потерю зрения, писал замечательные стихи. Стихотворение называется «Баллада о собаке». На какие размышления натолкнет вас оно? Какие эмоции вы испытаете?
БАЛЛАДА О СОБАКЕ
Размышления детей.
Насколько важно, какие книги мы читаем? Ведь можно читать много и всё подряд? Нужно ли всегда обращаться только к классической литературе? (высказывание Д.С.Лихачева из письма «Любите читать» о современной литературе)
На ваш взгляд, чтение – это труд или отдых? Как помогает нам прогресс с его новинками облегчить и усовершенствовать процесс чтения? (размышления детей)
2015 год – год литературы подходит к концу. А знаете ли вы, под каким лозунгом он проходил? «Время читать». Как мы с вами понимаем это выражение? (время читать именно сейчас; время читать в их возрасте, когда формируется личность; а есть ли время вообще читать)
Ребята, а что для вас стало бы серьезным аргументом в пользу книги, чтобы для вас настало время читать?
А сейчас попробуйте найти ассоциацию со словом книга. Чем для вас лично является книга? Одно слово.
АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД
Ребята, как бы вы озаглавили тему нашего круглого стола?
А закончить нашу дискуссию я бы хотела словами выдающегося ученого, почетного гражданина нашего города Д.С.Лихачева: «Любите читать! Умейте читать! Читайте больше и с величайшим выбором! Ведь основной способ интеллектуального развития – это чтение»
Пришло наше время читать.
Я благодарю вас за активную работу и желаю, чтобы на вашем жизненном пути вовремя читались правильные книги. И в связи с этим хочу подарить вашему классу путеводитель по современной литературе для школьников вашего возраста. Книги, которые ответят на многие актуальные для вас вопросы. Спасибо за внимание.