Форма внеурочного занятия: встреча с писателем.
Класс: 2.
Цели:
ознакомить учащихся с творчеством поэтов города Фатежа Е.В.Долгих и В.М.Лукьянчиковым,
научить находить в стихотворении выразительные средства языка, развивать творческое воображение учащихся,
формировать навыки выразительного чтения, устной и письменной речи;
воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к малой Родине, к культурному наследию своего народа, к русской поэзии.
Оборудование:
- хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка». - Курск, 2016;
- сборник стихов Е.В.Долгих для детей младшего школьного возраста «Правдивые истории из жизни маленького Фёдора»;
- презентация к учебному занятию.
Ход занятия
1. Подготовительный этап
Эпиграф:
«Добро к добру течёт всегда.
И от добра – добро родится.
Ты делай добрые дела –
К тебе добро и возвратится…»
- Кто помнит, ребята, чьи это строки стихотворения? (Елены Владимировны Долгих).
Правильно. С творчеством этой поэтэссы мы начали наше знакомство на прошлом занятии.
Учитель: Богат талантами Фатежский край. С древних времён и до наших дней Фатежская земля - это источник вдохновения для творчества художников, композиторов, писателей, поэтов. Сколько стихов написано о нашей малой Родине и будет ещё сложено о родных местах, которые мы никогда не сможем забыть!
А вы знаете, кто из наших односельчан слагает стихи о домашних и диких животных? (Е.В.Долгих) Один из её сборников посвящён именно им и называется «Правдивые истории из жизни маленького Фёдора». Кто хочет рассказать биографию этой замечательной поэтэссы нашего города Фатежа?
Рассказ ученика: Елена Владимировна Долгих (Волынкина) родилась 11 января 1971 года в деревне Русановка Фатежского района Курской области. Училась в СОШ №2 города Фатежа. Окончила 10 классов с золотой медалью. Затем продолжила обучение, поступив в Орловский педагогический институт. Трудовую деятельность начала в Больше-Жировской средней школе. Много лет работает начальником отдела молодёжи в городе Фатеже. Стихи пишет с юности, но только несколько лет назад решилась представить их на суд зрителей. В 2010 году создано литературное объединение «Вдохновение». В настоящее время Елена Владимировна является его руководителем. Написано и издано 4 сборника: «Кружево судьбы», «Ягодная тропа», «Маленькие помощники», «По святым местам».
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о творчестве Елены Владимировны Долгих. С некоторыми произведениями мы уже познакомились, и они полюбились вам, дети. Кто желает рассказать наизусть понравившееся стихотворение?
Щенки
Глаша – верная овчарка –
Родила себе щенков.
Их воспитывать в деревне
Федя наш всегда готов.
Вот сегодня учит бегать,
Ведь щеночки подросли.
Это очень всё не просто:
Их же шесть! Не два! Не три!
Пробежал туда, обратно.
Федя наш неотразим!
Вся ватага из щеночков
С визгом бегает за ним!
Тут залаяла овчарка…
- Стоп, сказал вам! Вы куда?! –
Федя вдруг остановился, -
- Вас же мама позвала!
Жираф
Мы гуляли в зоопарке.
Я глядел по сторонам –
Очень много мимо ходит
И детей, и пап, и мам.
Звери тихо дремлют в клетках.
Вон, медведик в гамаке…
Тигр хвостом лениво водит…
Птица на одной ноге…
А жираф такой огромный!
Шею низко наклонил
И из рук чужого дяди
Яблоко он ухватил!
Я кричу: «Вот этот дядя,
Он хорош и очень мил!
Он голодного жирафа
Пожалел и накормил!»Котята
Всей семьёй искали кошку,
Окотившую котят.
А нашёл, конечно, Федя
Место, где котята спят.Федя – очень добрый парень
И заботливый такой:
Он котятам всё устроил
Своей собственной рукой.В коридор за занавеску
Малышам таскал он корм:
Травку, камешки и ветки,
В общем, что в саду нашёл.Чтобы спать им было мягко,
Много сена наносил…
Только жаль, что он у взрослых
Разрешенья не спросил.(Учащиеся 2 класса читают наизусть стихотворения Е.В.Долгих «Щенки», «Жираф», «Котята», с которыми познакомились на прошлом занятии)
Учитель: Спасибо, что вы знаете о наших земляках много хорошего. Но самое главное на сегодняшнем занятии. Вас, ребята ждёт сюрприз: сама Елена Владимировна пришла к вам, чтобы познакомиться с вами лично и представить вашему вниманию свой новый сборник! Предоставим слово ей.
2. Основной этап
Далее идут слайды презентации, сопровождающиеся музыкальным оформлением о Е.В.Долгих с комментариями поэтэссы и представлением сборника «Правдивые истории из жизни маленького Фёдора». Дарит сборник классу с личным автографом и тёплыми напутствующими словами пожелания в адрес учащихся.
Учитель: Елена Владимировна - разносторонняя личность, но, прежде всего,- это лирический поэт, жаждущий преобразования мира, она хочет направить людей на путь любви, добра, заботы друг о друге. Она верит в счастье и убеждает в этом читателя. Её переполняет стремление быть полезной людям! Мы очень благодарны ей за нашу встречу.
3. Творческое задание
Учитель: дорогие гости, у ребят было домашнее задание: нарисовать свою малую Родину. Вот наша выставка. Полюбуйтесь! Это задание было дано неспроста. Сюрпризы продолжаются! Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного поэта, для которого главным остаётся его малая Родина Фатеж, хотя он сам проживает очень далеко от нас.
4. Творческая мастерская
Девиз:
Все меньше времени на жизнь,
Но, старина, давай держись!
Не унывай и не скорби.
А в Божьей пребывай любви!Учитель: Ребята, как вы понимаете слова этого поэта? Что является для него главным в жизни? Что скажете о его возрасте?
Это Владимир Михайлович Лукьянчиков. Он говорит:
«Меня поэзия растила,
Я рифмой вскормлен
с детских лет.
У Пушкина черпаю силы,
Есенин - мой кумир-поэт»Слайды презентации с фоторепортажем.
Владимир Михайлович Лукьянчиков родился 24 сентября 1953 года в хуторе Заречном Сухочевского сельского совета Фатежского района Курской области в семье военных. В 1954 году семья переехала на место жительства в город Фатеж. В 1970 году закончил 10 классов в Фатежской средней школе №2. Продолжил обучение, поступив в Курский политехнический институт, оставил учёбу на 1 курсе по собственному желанию. Работал на Курском заводе тракторных запасных частей (КЗТЗ) рабочим.
В декабре 1971 г. закончил учебу в Курском морском клубе ДОСААФ по специальности электромеханик передвижных электростанций. С января по июль 1972 г. работал автослесарем в Фатежской автоколонне 1775.
С 1972 по 1975 гг. обучался в Московском военном училище Гражданской обороны СССР (МВКУДИВ) по специальности радиосвязь и радиовещание (г. Балашиха Московской обл.).
С 1975 по 1979 гг. служил офицером в Армении, в в/ч 68308 (Узел связи штаба Гражданской обороны Армянской ССР) в должности начальника отделения радиосвязи (пос. Нор-Гехи, Наирийского р-она, Армянской ССР). В 1979 г. поступил, а в 1983 г. закончил Военную академию связи по специальности «автоматизированные системы связи» (г. Ленинград).С 1983 по 1987 г.г. служил в Приволжском военном округе в в/ч34011 в отделе вычислительной техники центра автоматизированных систем управления войсками узла связи (ЗКП ГШ ВС СССР), старшим инженером (г. Кузнецк-8 Пензенской обл. Преподавал на Спецфакультете связи СБУ, в школах г. Киева и на компьютерных курсах.В настоящее время проживает на Украине в г. Киеве и селе Иванков Бориспольского района. Женат, имеет трех сыновей и трех внуков.
- Ребята, на биографию какого нашего земляка похожа биография Владимира Михайловича? (на биографию А.П.Гайдара (Голикова)).
- А чем? (Он тоже был военным)
В сегодняшней творческой мастерской нам предстоит познакомиться и поработать со стихотворением В.М.Лукьянчикова «Фатеж». Работать будем в группах. Дети делятся на три группы, Каждая группа получает карточку с заданиями для самостоятельной работы над стихотворением, которое было посвящено землякам и любимому городу из цикла «Родник души». Он был издан в 2008 году.
Землякам и любимому городу
Фатеж
Сегодня вновь я в Фатеже,
Знакома каждая здесь тропка,
И, пусть не молодой уже,
Как в детстве, сердце бьется робко.
Иду по улицам родным,
Которых, нет нигде дороже,
И ощущаю сладкий дым,
Что стелется к реке Усоже.
Вдруг слышу звон колоколов
Над тихой церковью смиренной,
То раздается глас веков,
Зов предков к жизни современной.
И не понятно почему,
Ликуя сердце замирает,
Не одолеть теперь уму,
Того, что трепетное знает.
Не передать волненья суть,
И радости неповторимой.
Прошу, еще со мной побудь,
Фатеж, в вечерней дымке синей.А) Задания
- Прочитайте стихотворение.
- Подготовьте ответы на вопросы:
- Какое настроение у вас возникло при чтении этих строк?
- Какие слова помогают создать автору такое настроение?
- Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению.
Б) Демонстрация выполнения заданий группами
Каждая группа представляет результаты своей работы.
Эти стихи Владимира Михайловича были положены на музыку и сейчас вы можете услышать данное музыкальное произведение в исполнении вашей землячки певицы Крюковой Анастасии, победителя, лауреата Всероссийских и Международных вокальных конкурсов. (Ребята и гости вечера исполняют под слайд-шоу песню «Фатеж» В.М.Лукьянчикова.)
5. Рефлексия
- Какие сведения о поэтах сегодняшнего занятия вам запомнились?
- Какие показались наиболее интересными?
- Где родился В.М.Лукьянчиков?
- Назовите стихотворения, написанные Е.В.Долгих, В.М.Лукьянчиковым?