Урок обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Классы: 5, 6

Ключевые слова: география, Изображения земной поверхности


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Тип урока. Обобщение и систематизация.

Цель: Обобщить и закрепить знания и умения учащихся, сформированные в процессе изучения темы.

Задачи:

  • выявить качество усвоения основных теоретических знаний;
  • проверить умение применять полученные знания в различных ситуациях, получать и использовать необходимую информацию из разных источников;
  • развивать умения сравнивать группировать оценивать, делать обобщающие выводы, высказывать личное мнение, отстаивать свои убеждения.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные

  • выстраивать логические рассуждения на основе изученного материала;
  • анализировать таблицы и рисунки;
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • осуществлять поиск нужной информации;

Коммуникативные:

  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • организовывать и планировать сотрудничество с одноклассниками, договариваться друг с другом;
  • определять общие цели, распределять роли;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

  • Применять теоретические знания на практике.

Предметные:

  • знать и уметь использовать материалы по теме раздела.

Личностные:

  • формирование географического мышления;
    осознание важности изучаемого материала для практической деятельности;
    применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
    считаться с мнением другого человека.

Виды деятельности:

  • Работа с картами (определение координат точек, определение направлений, азимутов), 
  • давать определение понятиям, анализ, самопроверка, взаимопроверка, рефлексия.

Формы и методы обучения: групповая и индивидуальная форма, смысловое чтение, развитие внимания, умение оперировать теоретическим материалом, логического и ассоциативного мышления.

Оборудование:

  • Проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация.
  • Атласы.
  • Линейки, транспортир.

Раздаточный материал:

  • Карточки с заданиями.
  • Бланки для ответов.
  • Бланки для подведения итогов.
  • Листы для рефлексии.

УМК

  1. А.А.Лобжанидзе. География. Пленета Земля. Учебник. М.: Просвещение 2015.
  2. Атлас. География. Планета Земля. 5-6 класс.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы и формируемые УУД

1. Организационный момент

Проверяет готовность учеников к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение предмета.

Готовятся к уроку. Рассаживаются по группам по5-6 человек. Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Подготовка учащихся к работе на уроке

Формулирует цель урока.
Сообщает условия игры. В игре принимают участие команды. По очереди вращают волчок, задание выводится на экран, команды получают бланки с заданиями и бланки ответов. После выполнения работы бланки сдают для проверки.  Ответы выводятся на экран. Слайд 2. На экране волчок с полями – названиями заданий.

Воспринимают информацию учителя и настраиваются на активную деятельность.

Объяснение учителя.

3. Основной этап урока

Проводит игру
Слайд 3. Задание ТОПОГРАФИЯ (Приложение. Карточка 1)
Выдает листы с заданиями и бланки ответов;
Озвучивает задание. Обращает внимание на особенности выполнения.
Находят в тексте названия географических объектов, заносят в бланк ответов соответствующие им условные знаки. Смысловое чтение, на развитие внимания
Переводят информацию из текстовой формы в графическую, трансформируют  информацию из одного вида в другой, оценивают результаты работы одноклассников.

Контролирует время выполнения задания.
Ответы выводит на экран. Слайд 4.

Группы взаимно проверяют работы друг - друга, бланки ответов сдают учителю.

Групповая форма работы; на проверку умений оперировать фактическим материалом,  действие по алгоритму. Инициативное сотрудничество, оценивают результаты своей работы.

КООРДИНАТЫ (Приложение. Карточка 2) Слайд 5.
Выдает листы с заданиями и бланки ответов;
Контролирует время выполнения задания.
Ответы выводит на экран. Слайд 6. Проверяет и оценивает задание.

Определяют географические координаты городов. Из первых букв составляют слово.

КЛАДОИСКАТЕЛИ (Приложение
Карточка 5) Слайд 7.
Выдает оборудование, контролирует выполнение задания, при необходимости Выдает листы с заданиями и бланки ответов;
направляет работу учащихся.
Слайд 8.

По заданным азимутам строят маршрут в определенном масштабе.

Групповая; на развитие логического мышления, действие по алгоритму Поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности.

Музыкальная пауза Слайд 13.
Физкультминутка
https://youtu.be/Qj0WYOc7Gkw

Поют, повторяют движения.

Эмоциональная разрядка, переключение на двигательную активность.

Слайд 9. Задание ТЕРМИНЫ (Приложение.
Карточка 3)
Выдает листы с заданиями и бланки ответов. Объясняет правила выполнения.

Выводит ответы на экран. Слайд 10.

Заполняют кроссворд
- Получают карточки с заданиями, подписывают;
- дают определение терминам по теме «План и карта»;
- результаты заносят в бланк «План и карта».

Взаимно проверяют работу, записывают количество правильных ответов.

Индивидуальная работа; развитие памяти. Поиск самостоятельного средства достижения цели.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ (Приложение. Карточка 4)
Слайд 11.
Выдает листы с заданиями и бланки ответов.
Объясняет правила выполнения задания.
Контролирует время выполнения задания. Ответы выводит на экран. Слайд 12.

- определяют направления, расстояния на карте;
- выбирают участок на карте подходящий для строительства футбольной площадки, приводят доводы.

на проверку умений оперировать фактическим материалом, на развитие внимания. Формулируют высказывание в соответствии с правилами речевого этикета, географического языка.

4. Подведение итогов урока

Подводит итог игры, называет группу – победителей .

Участвуют в подведении итогов, сверяют количество набранных баллов. Анализируют свою деятельность на уроке.

Оценивают собственный уровень владения учебными действиями и ответы одноклассников.

5. Домашнее задание

Предлагает домашнее задание. Повторить темы, по которым возникли наибольшие затруднения.

Знакомятся с заданием. Формулируют уточняющие вопросы учителю.

Найти необходимую информацию в учебнике.

6.Рефлексия

Предлагает вопросы рефлексии «Радуга успеха». Слайд 14

Отвечают на вопросы рефлексии. Выражают своё отношение к работе на уроке в письменной форме.

Индивидуальная. Формулируют положительные и отрицательные моменты урока, оценивают свою деятельность.

Источники информации

  1. Иваньшина Е.В. Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий. – СПб.: СПб АППО, 2013.
  2. Беловолова Е.А. География: формирование универсальных учебных действий: 5–9 классы: методическое пособие. – М.: Вентан-Граф, 2014.
  3. Банникова Е.Е. География. Планета Земля. Поурочные методические рекомендации. 5–6 классы. — М.: Просвещение, 2016. (Сферы).
  4. Снигиреев В.А. Игры на уроках географии. М.:ВЛАДОС, 2015.