Открытый урок по математике. Тема урока: "Знакомство с компонентами вычитания". 1-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Класс: 1


Технологическая карта урока по математике

Класс: 1.

Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Тип урока: открытие нового  знания.

Цель урока:

  • Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины.
  • Развивать умение формировать цель своей работы.
  • Продолжить формирования самооценки деятельности учащихся с использованием разноуровневых заданий.
  • Формировать коммуникативные умения сотрудничать в паре, выстраивать диалог между собой и с учителем.

Планируемые результаты:

  • Предметные: Различать компоненты сложения и вычитания, применять полученные знания при чтении примеров.
  • Личностные: Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • Познавательные: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
  • Коммуникативные: Формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, прислушиваться к мнению друзей, соблюдать правила речевого этикета.

Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник Моро, 2 ч, рабочие тетради, индивидуальные карточки.

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. 
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Поворачиваются и хором здороваются.

Улыбаются друг другу.

Личностные УУД
Коммуникативные УУД

Расскажите правила поведения на уроке?
Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?
Ответы детей.
Чтобы узнать новую математическую тайну, необходимо провести разминку. Готовы? Да

II. Актуализация знаний

Будем работать в паре. Давайте вспомним правила работы в паре.
У вас на партах лежат 6 примеров. Посмотрите на эти примеры и подумайте, на какие группы можно разбить эти числовые выражения. Работаем сообща. Разделите на группы
8 – 4       9 – 5       7 + 2
4 + 1       5 + 3       5 - 3
Та пара, которая, закончила работу, поднимают руки.
Давайте проверим по эталону.
Как вы оцените свою работу в этом этапе урока. Поднимите круг самооценки. Почему вы себя так оценили? (выборочный опрос)

Ответы детей.
Работа в паре.

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

III. Выявление места и причины затруднения.
Постановка проблемы

Как называются выражения 1 группы? 2 группы?
Как можно прочитать примеры 1 столбика?

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД

Что вы использовали для чтения примеров? 5 способов чтения примеров на сложения.
Теперь давайте попробуем составить 5 способов чтения на вычитание? Коллективное рассуждение
Почему у нас получилось только три способа чтения? Мы не знаем компоненты вычитания

IV. Открытие новых знаний

- Так что мы узнаем на уроке?
Начнём своё исследование.

Как называются числа при вычитании?

Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД

- Посмотрите. Сколько грибочков стоят на столе? Считаем. 7
Пришла белка и забрала 3 грибочка.
- Что произошло с грибами?
- Давайте покажем это в виде примера.
Стало меньше.
Какое число я сначала напишу? Почему? 7  показывает сколько было вначале.
- Какой знак поставим? Почему?
- Какое число сейчас напишу? Почему?
Минус, потому что белка взяла
3, показывает сколько взяла белка.
- Сколько получится? Что показывает третье число? 4 показывает сколько осталось.
- Какое число из трёх самое большое? Первое.
- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании?
(обратить внимание на звучание слова “уменьшается”)
Оно уменьшается.
- То как может называться это число? Выясняется, что УМЕНЬШАЕМОЕ.
- Что происходит со вторым числом? Его вычитают.

Значит, как его называют?

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.Как же называется третье число?

По аналогии выясняется, что ВЫЧИТАЕМОЕ.
Выясняется, что это РАЗНОСТЬ.
Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании.
- Давайте вернемся нашим примерам на вычитание. Так как будут звучать чтение примеров 4 и 5 способом?
Дети хором читают.

V. Физкультминутка

 

 

Коммуникативные УУД

VI. Первичноеприменение новых знаний

Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте с. 29. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Правильно ли мы назвали числа при вычитании?
Давайте применим новое знание.
Открываем тетради. Работа по каллиграфии. Письмо цифры 4.

Да.

Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД

Работа с карточками. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания двух уровней: одна легче, другая немного посложнее. Вы должны подумать и самостоятельно определить какое задание вы будете выполнять.
У кого возникли затруднения?
Нужно ещё потренироваться?
Самостоятельная работа учащихся. Самопроверка по эталону.

VII. Закрепление изученного материала

Работа с задачей №3. Теперь прочитайте про себя задачу №3. Проведем игру «Математический бой». Какой ряд начнет?
- прочитайте решение задачи используя компоненты вычитания.
Вывод: кто как работал на этом этапе урока?

Задают друг другу вопросы по задаче.
Решение задачи.

 

VIII. Итог урока

Давайте подведем итоги урока. Что нового узнали на уроке? Расскажите по схеме:
Как вы оцените свою работу? Почему?
Ваша самооценка совпала с моей. Вы сегодня работали отлично. Все встали, на этом наш урок заканчивается.

- Я узнал…
- Я научился…
- Мне нужно потренироваться дома…