Проект подготовительной группы "Книга – лучший друг ребят"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: чтение книг


Актуальность проекта

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.

Тип проекта: практико-ориентировочный.

Участники: Воспитатели, родители, дети, сотрудники детской библиотеки.

Продолжительность проектной деятельности: декабрь 2019г. - март 2020г.

Цель:

  • Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка.
  • Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

Задачи:

  • Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
  • Развивать творческие способности и направленную активность у детей в практической деятельности.
  • Содействовать воспитанию интереса к детской книге, в том числе к произведениях пермских писателей и поэтов для детей.

Предполагаемые риски:

  • Некоторые сотрудники не проникнуться актуальностью проекта.
  • Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей, приобщении детей к чтению.

Реализация проекта предполагает:

  • совместную деятельность родителей и детей;
  • взаимодействия воспитателя с родителями;
  • взаимодействие воспитателя с детьми;
  • взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители;
  • сбор информации о книге;
  • создание детских книжек - малышек и подборка иллюстрационного материала.

Этапы реализации проекта

1 этап - Организационно-подготовительный

Цель:

  • Разработка перспективного плана реализации проекта;
  • Изучить методическую литературу по данной теме;
  • Провести анкетирование родителей и детей по выявлению запросов и интересов;
  • Составить проекты по образовательной деятельности, экскурсий в библиотеку ДК, викторин;
  • Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах;
  • Информирование родителей о ходе реализации проекта через сайт ДОУ и родительские уголки, консультаций.

2 этап – Основной

Цель: приобщение детей и родителей (законных представителей) к культуре чтения художественной литературе. Возрождение традиции семейного чтения.

Формы работы с детьми:

  • ежедневные беседы «Рассказ о прочитанной книге», «Побывайте в книжном царстве» (экскурсии в детскую библиотеку);
  • создание собственных детских книг (с детскими стихами, рисунками, сказками, историями, сочиненными взрослыми и детьми);
  • оформление агитационных листовок;
  • отражение впечатлений о прочитанных книгах в рисунках, лепке, ручном труде;
  • организация книжного уголка в группах;
  • игры-драматизации, театрализация произведений;
  • сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская» и пр.;
  • игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
  • конкурс чтецов.

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование.
  • Наглядное информирование.
  • Практические консультации.
  • Родительские встречи.
  • Информация на сайте ДОУ: консультации по поддержке детского чтения, памятки «Что читать детям», «Читайте вслух каждый день», «Как зародить традицию в вашей семье» и др.
  • рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей, как организовать домашнее чтение и пр.
  • участие в создание собственных детских книг.
  • конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
  • поощрение лучших читательских семей.
  • обмен опытом в рамках родительских собраний.
  • совместные детско-родительского чтения.

Составление плана взаимодействия с детской библиотекой

  • Экскурсии в детскую библиотеку - «Побывайте в книжном царстве».
  • Благотворительная акция «Подари книгу библиотеке».
  • Организация выставки самодельных книжек дошкольников в детской библиотеке.
  • Занятия познавательного цикла по творчеству детских писателей для детей старшего д/в.
  • «Мы - читатели библиотеки» (дети старших-подготовительных групп становятся читателями библиотеки, заполняют читательский формуляр, берут книги для чтения в группу).

Общие мероприятия в ДОУ:

  • Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
  • Акция «Online-ЧТЕНИЕ” (урок вежливости от С.Я.Маршака») 5 марта.
  • Акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС) – вечернее совместное чтение 16 марта.
  • «Книги с которыми весело» - литературный праздник по книгам Н.Носова.
  • Пушкинский день 20 марта.

3 этап - Итоговый

  1. Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей.
  2. Экскурсия в поселенческую библиотеку п.Сургут.
  3. Поощрение лучших читательских семей.

Предполагаемый результат:

  • Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  • Возрождение традиции домашнего чтения.
  • Обобщение и распространение опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы.
  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка.