Актуальность проекта
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Модель будет успешной тогда, когда все семьи будут считать чтение важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома.
Тип проекта: практико-ориентировочный.
Участники: Воспитатели, родители, дети, сотрудники детской библиотеки.
Продолжительность проектной деятельности: декабрь 2019г. - март 2020г.
Цель:
- Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка.
- Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.
Задачи:
- Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
- Развивать творческие способности и направленную активность у детей в практической деятельности.
- Содействовать воспитанию интереса к детской книге, в том числе к произведениях пермских писателей и поэтов для детей.
Предполагаемые риски:
- Некоторые сотрудники не проникнуться актуальностью проекта.
- Родители не заинтересуются темой проекта, недостаточно компетентны в вопросах формирования речи детей, приобщении детей к чтению.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители;
- сбор информации о книге;
- создание детских книжек - малышек и подборка иллюстрационного материала.
Этапы реализации проекта
1 этап - Организационно-подготовительный
Цель:
- Разработка перспективного плана реализации проекта;
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Провести анкетирование родителей и детей по выявлению запросов и интересов;
- Составить проекты по образовательной деятельности, экскурсий в библиотеку ДК, викторин;
- Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группах;
- Информирование родителей о ходе реализации проекта через сайт ДОУ и родительские уголки, консультаций.
2 этап – Основной
Цель: приобщение детей и родителей (законных представителей) к культуре чтения художественной литературе. Возрождение традиции семейного чтения.
Формы работы с детьми:
- ежедневные беседы «Рассказ о прочитанной книге», «Побывайте в книжном царстве» (экскурсии в детскую библиотеку);
- создание собственных детских книг (с детскими стихами, рисунками, сказками, историями, сочиненными взрослыми и детьми);
- оформление агитационных листовок;
- отражение впечатлений о прочитанных книгах в рисунках, лепке, ручном труде;
- организация книжного уголка в группах;
- игры-драматизации, театрализация произведений;
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская» и пр.;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- конкурс чтецов.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование.
- Наглядное информирование.
- Практические консультации.
- Родительские встречи.
- Информация на сайте ДОУ: консультации по поддержке детского чтения, памятки «Что читать детям», «Читайте вслух каждый день», «Как зародить традицию в вашей семье» и др.
- рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей, как организовать домашнее чтение и пр.
- участие в создание собственных детских книг.
- конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
- поощрение лучших читательских семей.
- обмен опытом в рамках родительских собраний.
- совместные детско-родительского чтения.
Составление плана взаимодействия с детской библиотекой
- Экскурсии в детскую библиотеку - «Побывайте в книжном царстве».
- Благотворительная акция «Подари книгу библиотеке».
- Организация выставки самодельных книжек дошкольников в детской библиотеке.
- Занятия познавательного цикла по творчеству детских писателей для детей старшего д/в.
- «Мы - читатели библиотеки» (дети старших-подготовительных групп становятся читателями библиотеки, заполняют читательский формуляр, берут книги для чтения в группу).
Общие мероприятия в ДОУ:
- Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
- Акция «Online-ЧТЕНИЕ” (урок вежливости от С.Я.Маршака») 5 марта.
- Акция «Светлячок» (Единый родительский день по ФГОС) – вечернее совместное чтение 16 марта.
- «Книги с которыми весело» - литературный праздник по книгам Н.Носова.
- Пушкинский день 20 марта.
3 этап - Итоговый
- Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей.
- Экскурсия в поселенческую библиотеку п.Сургут.
- Поощрение лучших читательских семей.
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы.
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка.