Коррекционно-развивающее занятие в старшей группе с учителем-дефектологом на тему "Волшебница зима"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
  • Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования;

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие зрительного анализа и синтеза.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

3. Воспитательные:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Оборудование: Мольберт, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик), картинки снеговиков с недостающими деталями, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят, здороваются. Дефектолог говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.

2. Знакомство с темой

Посмотрите на картину и послушайте загадку.

Дефектолог. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.

«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила».

  каком времени  года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Кто назовёт признак зимы, тот сядет на свое место.

Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша (Дети отвечают и садятся).

3. А сейчас мы поиграем в игру: «Повтори не ошибись»-зимние месяца

4. Образование относительных прилагательных

Дефектолог: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Зима (какая?), погода (какая?), снежинки (какие?), лед (какой?).

Дефектолог предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная). Мороз – (морозная). Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).

5. Игра «Что наделала зима?»

Дефектолог: Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки… – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».

6. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Игра «Назови ласково».

Дефектолог: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?

Зима - (зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица)

7. Пальчиковая гимнастика: «Рукавички»

Рукавички новые,
Теплые пуховые,
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки».

8. Разрезанные картинки

Сложи картину.

9. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление с мячом

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.

Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.

10. Физкультминутка

Текст

Действие

Раз, два, три, четыре,

загибать пальчики, начиная с большого пальца

Мы с тобой снежок слепили,

"лепят", меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий

показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую

И совсем, совсем не сладкий

грозить пальчиком

Раз - подбросим
Два - поймаем
Три - уроним
И... сломаем!

загибать пальчики, начиная с большого пальца

11.Развитие слухового и зрительного внимания

Игра «Найди лишнее слово».

Дефектолог: А теперь поиграем в игру «Найди лишнее слово».

  • «декабрь, январь, зима, февраль»
  • «ночь, день, январь, утро»

12. Употребление существительных в родительном падеже

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Дефектолог показывает снеговика:

«Посмотрите, ребята, вот у снеговика что-то не хватает. Давайте, дорисуем, снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте  картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

13. Работа с предложением

Дефектолог: Давайте каждый скажет красивое предложение о зиме.

Мне нравится снежная зима.
«Снежная, мне, зима, нравится».
Во дворе у нас гора.
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки,  катаются, с».
Зимой дети катаются с горы.
«Забавы,  зимние, любят, дети, все».
Все дети любят зимние забавы

14. Заключительная часть

(Дети встают). Дефектолог: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).

Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!