Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»).
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования;
2. Коррекционно-развивающие:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
3. Воспитательные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование: Мольберт, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик), картинки снеговиков с недостающими деталями, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят, здороваются. Дефектолог говорит детям, что занятие сегодня необычное, и посмотреть его пришло много гостей.
2. Знакомство с темой
Посмотрите на картину и послушайте загадку.
Дефектолог. Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Кто назовёт признак зимы, тот сядет на свое место.
Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша (Дети отвечают и садятся).
3. А сейчас мы поиграем в игру: «Повтори не ошибись»-зимние месяца
4. Образование относительных прилагательных
Дефектолог: Я хочу послушать, что вы знаете о зиме? Зима (какая?), погода (какая?), снежинки (какие?), лед (какой?).
Дефектолог предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная). Мороз – (морозная). Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).
5. Игра «Что наделала зима?»
Дефектолог: Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
6. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных
Игра «Назови ласково».
Дефектолог: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как?
Зима - (зимушка). Мороз – (морозец). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Снежинка – (снежиночка). Метель – (метелица)
7. Пальчиковая гимнастика: «Рукавички»
Рукавички новые,
Теплые пуховые,
Мне их бабушка связала,
Подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки
Не озябнут ручки».
8. Разрезанные картинки
Сложи картину.
9. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление с мячом
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки. Хоккеисту нужны лыжи.
Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей, играют в футбол, лепят снежную бабу, загорают, строят снежную крепость.
10. Физкультминутка
Текст |
Действие |
Раз, два, три, четыре, |
загибать пальчики, начиная с большого пальца |
Мы с тобой снежок слепили, |
"лепят", меняя положение ладоней |
Круглый, крепкий, очень гладкий |
показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую |
И совсем, совсем не сладкий |
грозить пальчиком |
Раз - подбросим |
загибать пальчики, начиная с большого пальца |
11.Развитие слухового и зрительного внимания
Игра «Найди лишнее слово».
Дефектолог: А теперь поиграем в игру «Найди лишнее слово».
- «декабрь, январь, зима, февраль»
- «ночь, день, январь, утро»
12. Употребление существительных в родительном падеже
Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Дефектолог показывает снеговика:
«Посмотрите, ребята, вот у снеговика что-то не хватает. Давайте, дорисуем, снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
13. Работа с предложением
Дефектолог: Давайте каждый скажет красивое предложение о зиме.
Мне нравится снежная зима.
«Снежная, мне, зима, нравится».
Во дворе у нас гора.
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
Зимой дети катаются с горы.
«Забавы, зимние, любят, дети, все».
Все дети любят зимние забавы
14. Заключительная часть
(Дети встают). Дефектолог: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!