Обучение сотрудничеству на уроке иностранного языка в условиях дистанционного обучения

Разделы: Иностранные языки

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: сотрудничество


В настоящее время образовательный процесс в целом и обучение иностранным языка в частности претерпевают значительные изменения. Не в последнюю очередь это связано с нестабильной эпидемиологической ситуацией в мире. Кроме того, не последнюю роль играет бурное развитие информационных технологий, получившее мощный толчок при росте потребности в платформах для осуществления дистанционного взаимодействия. В сложившейся ситуации представляется необходимым обеспечить эффективную коллективную работу всех участников учебно-воспитательного процесса вне зависимости от их физического местоположения в момент урока.

Следует помнить, что изучения иностранных языков качественно отличается от изучения любой другой учебной дисциплины. Имеется в виду, что освоив иностранный язык на достаточно высоком уровне, обучающихся будет способен вести продуктивное общение по любой тематике, тогда как изучение того или иного учебного предмета предполагает уверенное владение знаниями только в рамках данного предмета. Например, при проверке знаний по математике никому не придет в голову тестировать обучающегося на предмет владения знаниями из области экономики или обществознания. С другой стороны, считается естественным, что на уроках иностранного языка обучающиеся обсуждают проблемы, взятые из любой иной области знания [1].

В ситуации проведения учебного занятия, когда и учитель, и обучающиеся должны не только слышать друг друга, но и корректировать свое речевое поведения с учетом действий собеседника, на передний план выходит обучение сотрудничеству. Несмотря на широкое освещение обучения сотрудничеству и обучения в сотрудничестве (collaborativelearning) на уроках иностранного языка в научной литературе последних лет, изменение формата обучения в условиях пандемии предполагает новые трактовки устоявшихся принципов.

На сегодняшний момент для организации групповой работы на уроке иностранного языка применяются следующие технологии:

  • работа в парах;
  • работа в триадах;
  • работа в группах 4-5 человек;
  • диспуты/дискуссии.

Каждая из вышеперечисленных форм организации обучения предполагает высокую квалификацию учителя как психолога, поскольку грамотное формирование рабочей группы определяет успешное выполнение задания, тогда как сочетание неподходящих партнеров по коммуникации обрекает его на провал. Выстраивание механизмов успешного взаимодействия во время выполнения учебных задач является ключевым для становления обучающегося как личности. Будучи прежде всего существом социальным, человек вынужден в той или иной степени постоянно общаться с себе подобными. Именно в коллективной деятельности мы раскрываем свой творческий и профессиональный потенциал, учимся у своих партнеров. В ситуации взаимодействия на уроке не играет роли тот факт, что условия общения ограничены учебной задачей, поскольку и в реальной жизни существует множество факторов, определяющих специфику общения. Умение продуктивно действовать в партнерстве с другими людьми востребованы в любом виде трудовой деятельности, а значит, пренебрегая коллективной работой обучающихся, педагог не в полной мере выполняет свои функции наставника и воспитателя.

В текущей непростой эпидемиологической ситуации обучение сотрудничеству выходит на новый уровень. Ранее в представлении обучающихся и педагогов общение мыслилось только как взаимодействие в пределах классной комнаты, в то время как использование платформ и других технологических ресурсов сводилось к выполнению интерактивных заданий  и разовым консультациям. Онлайн-обучение зачастую было неэффективным именно в связи с отсутствием сформированной парадигмы сотрудничества с собеседником, находящимся на другой стороне экрана. Таким образом, наблюдалось расхождение между умениями, формируемыми на уроке, и реальностью, с которой сталкиваются выпускники в начале своей трудовой деятельности. Не следует упускать из виду тот факт, что телеконференции являются неотъемлемой частью работы в компаниях, имеющих больше одного филиала.

В процессе перевода обучения сотрудничеству на онлайн уровень педагогу следует брать на вооружение следующие ключевые моменты:

  • важность подготовительной работы, сведение к минимуму непродуктивных видов деятельности (материал для самостоятельного изучения можно и нужно направлять обучающимся заранее); не секрет, что перед проведением совещания руководители компаний делают рассылку с повесткой встречи, что позволяет участникам эффективнее взаимодействовать; в ситуации, если кто-то из участников общения не ознакомился с материалом заранее, его партнеры будут вынуждены максимально четко и быстро ликвидировать его пробелы в знаниях, чтобы не пострадала результативность группы в целом;
  • предварительное формирование рабочих групп, разведение обучающихся по виртуальным залам с учетом их психологических особенностей и уровня владения языком; состав групп может корректироваться в связи с отсутствием обучающихся;
  • этика использования виртуальной интерактивной доски должна неукоснительно соблюдаться; уважение к собеседнику проявляется в умении слушать и слышать, спокойно ждать своей очереди при коллективной работе на экране.

Кроме того, при организации обучению сотрудничеству на онлайн уроке иностранного языка необыкновенную важность приобретает мотивация. Во время дистанционного обучения количество отвлекающих факторов в разы возрастает. Существует несколько способов повышения мотивации во время дистанционных занятий:

  • учебный план должен включать в себя не только ознакомление обучающихся с необходимым языковым материалом, но и формирование и развитие базовых умений работы с образовательной платформой; постепенное усложнение учебных задач, позволяющих задействовать всё новые и новые функции образовательной платформы, поддерживают интерес обучающихся к совместной работе;
  • четкое распределение обязанностей каждого члена команды при работе в виртуальных залах позволяет сохранять положительную динамику группового общения и минимизировать конфликтные ситуации;
  • использование современных и значимых для данного класса ситуаций в процессе организации парной и групповой работы повысит вовлеченность каждого обучающегося, активную работу для решения учебных задач; в условиях онлайн обучения педагог может предлагать для обсуждения аутентичные тексты, наиболее подходящие для той или иной команды, что в условиях традиционного обучения было несравненно более энергозатратно;
  • постоянный мониторинг работы каждой группы и открытость педагога для общения снижает уровень тревожности обучающихся; следует также учитывать важность возможности отправки педагогу личного сообщения: поскольку многие обучающиеся могут бояться задать вопрос: опасаясь насмешки;
  • для решения групповых задач следует выделять достаточно времени, принимая во внимание не только сложность языкового материала, но и специфику общения онлайн.

Таким образом, можно утверждать, что сотрудничество - одна из главных составляющих дистанционного обучения. Особенно важно умение взаимодействовать при групповой работе на уроке иностранного языка, поскольку использование для общения неродных языковых единиц повышает уровень тревожности обучающихся. Лишь грамотная работа педагога, выступающего модератором общения, может помочь обучающимся максимально раскрыть свой потенциал и успешно решать учебные задачи, что в дальнейшем пригодится имя в профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru/6150599/#ixzz6afKZJdLu
  2. Мотивация и онлайн сотрудничество/ELT Exchange, http://theeltexchange.com/2020/05/11/motivation-and-online-collaboration/
  3. Томас Хили, Обучение в сотрудничестве в условиях социального дистанцирования/English Language Teaching Global Blog, Oxford University Press, https://oupeltglobalblog.com/2020/07/20/collaborative-learning/