Каждому обществу необходимы одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения.
Получив 5 класс, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. «Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу - все дети, в основном, способные в той или иной области. Но как узнать, кто из твоих новых учеников, учеников 5 класса, которых ты знаешь всего месяц, может и желает заниматься математикой? Наиболее эффективными в выявлении и развитии одаренных и талантливых детей, которые я использую при работе на своих занятиях, на мой взгляд, являются - кейс-технология и Web-квест технология.
Если сравнить эти две технологии, то можно заметить, что они очень похожи. Разница в том, что кейс-технология позволяет представить задание обучающимся, как в электронном, так и бумажном виде. Это очень подходит для всех учащихся 5–6 классов. Поэтому я нашла выход в объединении этих двух технологий и новую инновационную технологию назвала КЕЙС-КВЕСТ. То есть кейсы наполнила содержанием квеста.
Этапы работы над кейс-квестом
1. Вступление (на первом занятии). Учитель озвучивает тему кейс-квеста. Прочитывает контекст кейса, задания, роли, предполагаемые результаты, время работы.
2. Начальный этап (командный). Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли: по 1-4 человека на 1 роль.
3. Ролевой этап (проходит вне школы). Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернетом. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания презентации, доклада, творческого задания.
Задачи:
- поиск информации по конкретной теме;
- разработка структуры презентации, доклада; создание творческих заданий.
4. Заключительный этап (на втором занятии, через неделю). Команда работает совместно. На занятии происходит защита презентаций, представление творческих заданий, обмен информацией разных команд, но с одной ролью. Оценивание результатов.
Данную технологию можно использовать, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Важнейшим результатом работы, проводимой с одаренными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в получении знаний и совершенствовании навыков, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повышается познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, предметных олимпиадах.
Контекст кейса
В некотором Числовом царстве, Бумажно-Чернильном государстве, в области Книжных полок, районе Учебника математики, в цифровом переулке, жили числа. Считались они братьями, так как написаны были одной ручкой. Знали братья, что носят они фамилию – Натуральные. С раннего детства внушали им, что они фундамент, на котором покоится величественное здание математики. Что найдут они своё применение при решении различных заданий и большого количества разных типов задач. Жили-поживали братья, и было бы так до бесконечности, если бы не одно происшествие…
Появилось, откуда не возьмись, новое число XI и стало утверждать, что он их дальний родственник. Приняли братья Натуральные числа его в свою семью, но решили разобраться в истории возникновения рода.
Предлагаем Вам, помочь жителям нашего царства и осуществить поиск и систематизацию информации о натуральных числах, об истории их возникновения и областях применения.
В процессе вы попробуете себя в роли историка, математика и литератора, создадите презентацию.
Что понадобиться для исследования?
Доступ к интернету, а также свобода мысли, творческий подход и мастерство.
Что нужно делать? Задача – выбрать для себя одну из ролей, от лица которого Вам бы хотелось выполнить задания. Внимательно изучить задание своей роли, а также интернет-ресурсы, которые будут указаны ниже. Оформите результаты своей работы в виде презентации. Подготовить защиту своей работы на уроке математики. После защиты работ провести анализ своей деятельности.
Этап 1. Вы в роли историка
Рассмотрите причины возникновения натуральных чисел. Системы счисления. Выясните, каким образом шло развитие арифметики на Руси. Для этого изучите интернет-ресурсы:
- ttps://www.sites.google.com/site/istoriamatematiki5klass/ucenikam/istoriceskie-svedenia/naturalnye-cisla
- https://worldofteacher.com/11871-urok-proekt-po-teme-v-mire-naturalnyh-chisel.html
Составьте план презентации.
Этап 2. Вы в роли математика
Рассмотрите различные виды чисел (дружественные числа, числа-великаны, числа – карлики, числа - близнецы, фигурные числа). Для этого изучите интернет – ресурсы:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F2%F3%F0%E0%EB%FC%ED%EE%E5_%F7%E8%F1%EB%EE
Результаты исследования представьте в виде презентации или доклада.
Придумайте свои числа из предложенных видов, попробуйте доказать, что это так.
Этап 3. Вы в роли литератора
Найдите все возможные варианты использования натуральных чисел в устном народном творчестве. Для этого изучите интернет-ресурсы:
1. http://dnevniki.ykt.ru/Kfmook/379918
2. https://urok.1sept.ru/articles/210985/
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%
D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%87%D1%91%
D1%82._%D0%92_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%
D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%88%D0%BA%
D0%BE%D0%BB%D0%B5_%D0%A1._%D0%90._%D0%
A0%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%
BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.
4. http://4brain.ru/blog/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%
82%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%81%D1%
82%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82/
Познакомьте учащихся с некоторыми из них. Отчет о работе представьте в виде доклада или презентации.
Творческое задание:
- Сделайте иллюстрацию к пословице, в которой встречаются натуральные числа.
- Подумайте и предложите свой вариант концовки текста о братьях из Числового царства.
Самооценка выполнения работы
№ п/п |
|
Оценка |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Я строго придерживался плана работы |
|
|
|
|
2 |
Я ставил перед собой чёткие цели |
|
|
|
|
3 |
Я умело использовал различные источники для сбора необходимой информации |
|
|
|
|
4 |
Я успешно выполнил все этапы практической работы |
|
|
|
|
Средняя оценка |
|
Выводы:
Понравился ли тебе кейс?
Понравился ли тебе кейс? |
||
Интересно |
6-5-4-3-2-1 |
Неинтересно |
Трудоёмко |
6-5-4-3-2-1 |
Легко |
Понятно |
6-5-4-3-2-1 |
Сложно |
Полезно |
6-5-4-3-2-1 |
Бесполезно |
Что более всего удивило тебя при выполнении кейса (факт, идея, процесс, мысль).