Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер, умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, объединять в их группы по общему признаку.
- Закрепить знание геометрических фигур;
- Закрепить с детьми количественный и порядковый счёт в пределах 5;
- Упражнять в умении ориентироваться на наборном полотне;
Развивающие:
- Развивать речь, её специфические виды (объяснительно-доказательную, комментированную). Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные:
- Содействовать развитию интереса к математическим занятиям;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.
Методы и приёмы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на развитие логического мышления, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки.
Материал: Геометрические фигуры и цифры, наборы цифр и карточек с изображением предметов, макет паровозика, презентация с логическими задачками, фонограмма музыки из мультфильма – «Приключения Буратино».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришёл необычный гость. А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Это что за очень странный человечек деревянный?
На земле и под водой ищет ключик золотой,
всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
(появляется кукла Буратино, воспитатель его озвучивает)
Воспитатель: Здравствуй Буратино! А почему ты такой грустный?
Буратино: Вместо того чтобы идти в школу, я отправился на прогулку, где повстречал хитрых коварных кота Базилио и лису Алису. Они забрали у меня золотой ключик и отдадут его только тогда, когда я помогу им выполнить задания и отвечу на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы, потому что не пошёл в школу и ничему не научился.
Воспитатель: Давайте поможем нашему Буратино справиться с заданиями кота Базилио и лисы Алисы.
Воспитатель: Только как же нам узнать, что это за задание?
Буратино: Задания можно найти на станциях по пути в волшебный лес…
Воспитатель: Всё понятно. Значит нас всех ждёт увлекательное путешествие в волшебную страну Математики. А чтобы узнать, на чём мы поедем, вам нужно отгадать загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом зацепились.
И помчались в путь - далёк,
Лишь оставили дымок. (ПОЕЗД)
Всё верно, поедем мы на поезде. Но прежде, чем отправиться в путь, нам нужно знать свои места в поезде.
1. Игра «Найди своё место»
В центре группы лежат 3 обруча с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник) в середине. Каждому ребёнку даётся одна из трёх геометрических фигур – билетиков (количество фигур должно быть таким, чтобы дети смогли поровну поделиться на 3 команды). Играет музыка, дети произвольно ходят по группе. Как только музыка закончилась, нужно найти свой вагон (обруч) с изображением геометрической фигуры, соответствующей фигуре в руках ребёнка. Игра может повторяться несколько раз.
Дети присаживаются на стульчики и кладут билетики – геометрические фигуры под свой стульчик. В дальнейшем детям будет проще узнать свой стул по фигуре, лежащей под ним.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Всё отлично справились с заданием и заняли свои места. Теперь можно отправляться в путь. А Буратино поедет в первом вагончике. Дети под музыку идут по группе, имитируя движение поезда.
Музыка заканчивается, дети садятся на свои стулья.
На магнитной доске расположен паровоз с 5-ю разноцветными вагонами. Внизу на столе расположены цифры 1-5.
Воспитатель: Вот мы прибыли на первую станцию…
Буратино: Ой, что же это такое? Ничего не понимаю, что с этим делать?
Воспитатель: Не огорчайся Буратино, здесь всё очень просто и мы с ребятами тебе поможем. Нужно пронумеровать вагончики и поставить их в нужном порядке.
2. Вопросы и задания детям
- Сколько всего вагонов у поезда? – Вагон, какого цвета стоит четвёртым? Прикрепите соответствующую цифру к четвёртому вагону.
- Вагон, какого цвета стоит между жёлтым и зелёным? Какой он по счёту?
(Дети прикрепляют цифру) и т.д.
Воспитатель: Молодцы ребята. Помогли справиться с этим заданием Буратино. Отправляемся дальше.
3. Динамическая пауза «Поезд»
Воспитатель: Вагончики весёлые бегут, бегут, бегут. Их круглые колёсики, всё тук, да тук, да тук.
Воспитатель: Следующая станция…
Буратино: Какой же тут беспорядок? С этим мне уж точно не разобраться.
4. Игра «Найди ошибку»
На столе разложены карточки с изображением предметов, а рядом цифры, вот только здесь что-то напутано. Проверьте и исправьте ошибки (дети исправляют).
Молодцы! Выполнили задание.
Воспитатель: что-то наш гость устал от математики, давайте ребята поиграем с ним. Дети встают в круг, Буратино, воспитатель в центре.
5. Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз-нагнулся, два-нагнулся
Три-нагнулся, руки в стороны развёл,
Ключик видно не на нём
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
И руками помахать.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Пришло время продолжить наше путешествие.
Дети встают, имитируют движение поезда под слова воспитателя.
Воспитатель:
Поезд мчится, поезд мчится
Стук, стук, стук.
Сердце радостно стучится
Тук, тук, тук.
Воспитатель: И снова остановка.
Дети садятся на ковер.
6. Презентация «Логические задачки»
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки, и помогите Буратино найти ответы. На вопросы отвечайте коротко «Да» или «Нет».
Снег идёт летом? У квадрата есть углы? А у круга? Дерево выше, чем куст?
В пустом стакане есть орехи?
- А сейчас поменяем игру. Я буду называть слова, а вы называть противоположное слово.
Ты низкий, а папа (высокий).
Ветка тонкая, а дерево (толстое).
Река широкая, а ручей (узкий).
Воспитатель: Какие молодцы, и с этим заданием справились отлично. Пришла пора продолжить наше путешествие.
Дети встают и имитируют движение поезда.
Воспитатель:
Поезд мчится, поезд мчится
Стук, стук, стук.
Сердце радостно стучится
Тук, тук, тук.
Воспитатель: Что поджидает нас на этой остановке.
Ребята посмотрите, а вот и лиса Алиса и кот Базилио нас поджидают, показывает слайд с изображением героев. Они передали для нас посылку. Откроем? А в ней письмо.
Чтение письма «Мы устали ждать, поэтому решили вернуть Буратино золотой ключик, если ВЫ правильно выполните наше задание».
7. «Выполни задание кота и лисы»
Воспитатель раскладывает на ковре в разном порядке, 5 изображений облаков,4 изображения бабочек, 3 изображения цветов, которые лежали в посылке.
Расположить облака сверху – первый ребёнок выходит, берёт с ковра облака и выкладывает на наборном полотне сверху.
- Где расположили облака? - ответы детей.
- Сколько их? Давайте посчитаем? - совместный счёт до 5.
Посередине порхают бабочки – делает второй ребёнок.
- Где расположили бабочек? - ответы детей.
- Сколько их? - давайте посчитаем? - совместный счёт до 3.
- А сколько у нас героев в сказке, которые попросили выполнить эти задания?
Показывает на слайд с котом и лисой.
- Давайте посчитаем? - совместный счёт до 2.
- А сколько у нас должно быть золотых ключиков?-ответы детей.
Воспитатель достаёт из посылки золотой ключик и вручает Буратино.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания кота Базилио и лисы Алисы. Что вам больше всего понравилось делать?
Буратино: спасибо, ребята, что вы помогли мне вернуть ключик, но прежде чем я уйду, разрешите мне подарить вам книгу с интересными сказками. Я больше не буду прогуливать школу, постараюсь многому научиться, потому что я хочу быть похожим на вас: много знать и уметь. До свидания!
Отдаёт книгу воспитателю и уходит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось. Наше путешествие закончено и сейчас мы можем вместе посмотреть новую книгу, которую подарил нам Буратино.