Принципы взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике

Разделы: Начальная школа


В Российскую школу пришел новый образовательный стандарт, стандарт нового поколения. Это вызывало и вызывает вполне понятное беспокойство среди педагогической общественности. Что конкретно изменилось? Какими стали новые требования, программы, учебники? Поиск ответа на эти вопросы приводит к выводу - изменилось все!

Одними из основных базовых целей стандарта нового поколения являются:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;
  • формирование у школьников желания и умения учиться;
  • развитие каждого ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.

Особую значимость приобретает формирование таких качеств мышления и личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, которое ставит во главу угла самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Среди множества факторов, влияющих на учебную деятельность (организация режима дня, чередование уроков, нагрузка и др.), личности учителя отводится ведущее место. Процесс обучения - это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика.

Под принципами педагогического взаимодействия в личностно-ориентированной педагогике надо понимать то, что создает основу поведения и действий учителя.

Знакомясь с принципами, невольно «примеряешь их на себя, при этом, размышляя, что, как говориться, душа не принимает.

Равенство в общении и партнерство в совместной деятельности.

На первый взгляд между педагогом и учеником не может быть никакого равенства - здесь разница в возрасте, в степени зрелости, образованности, в жизненном опыте. Это педагог воспитывает и обучает детей, а не наоборот.

Но речь идет о равенстве в общении. И именно равенство в общении должно существовать и ярко проявляться в педагогическом взаимодействии. Общение подразумевает установление и развитие контактов между учителем и его учениками «на равных». Общаются две личности, каждая из которых уникальна и неповторима, пусть одна из личностей есть уже устойчивая система, а другая находится в процессе становления. И, наконец, общаются два человека, а это уже предполагает взаимное уважение друг к другу. Равенство в общении предполагает еще и то, что обе стороны педагогического взаимодействия имеют общую совместную деятельность, в которой одна сторона (педагог) не может обойтись без другой (учащиеся). Если рассматривать их права и обязанности, то оказывается, что они взаимосвязаны. Дети имеют право на образование, а обязанность учителя заключается в том, чтобы помогать детям получать это образование. Учитель имеет право творчески осуществлять свою профессиональную деятельность, но и у учащихся есть обязанность помогать учителю ее плодотворно ее осуществлять.

Дети всегда заинтересованы в тех, с кем они общаются или вовлечены в какую-нибудь совместную деятельность. Педагог предстает перед детьми, прежде всего как человек со своими индивидуально-личностными свойствами, а уже потом как авторитетный (или неавторитетный) взрослый. И если результат восприятия положителен, то и учебная деятельность будет иметь плодотворный и эффективный характер.

Разнообразие целей и задач педагогического взаимодействия.

Личностная ориентация на каждого ученика предполагает отсутствие одной, единой для всех цели педагогического взаимодействия. Например, один и тот же урок может служить для разных детей либо источником знаний, либо источником переживаний, либо поводом для формирования умений, либо отправной точкой для более глубокого изучения темы, то есть каждый отдельно взятый ученик воспринимает одну и ту же тему по-разному, в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями. Задача учителя организовать работу таким образом, чтобы урок был интересен и полезен всем.

Творчество как сущность педагогической деятельности.

Данный принцип продолжает принцип предыдущий. Сущностью педагогической деятельности учителя можно назвать постоянное творчество как процесс создания нечто нового с использованием уже имеющихся знаний, умений, навыков.

Все люди разные и все прекрасны в своем потенциале, и именно поэтому их можно любить и оказывать им дружеское расположение. Общеизвестно, что все дети талантливы и довольно рано проявляют свою предрасположенность к творчеству. Поэтому важно развивать и поощрять развитие творческих способностей у детей, не ограничивая сферы их применения. Это еще один пример равенства партнерства детей в педагогическом взаимодействии.

Принцип актуализации.

Любая информация в системе обучения, умственного развития и воспитания должна иметь в себе объективную значимость и проецироваться на конкретные жизненные обстоятельства. При соблюдении этого принципа деятельность учащихся в процессе педагогического взаимодействия становится реально сознательной и активной.

Это в обучении. А как важно оказывать содействие ребенку в формировании отношения к себе самому, к другим людям, к окружающему миру и к своей собственной деятельности. Следует понимать, что актуально именно сейчас и будет актуально еще очень долго. Другими словами, что есть в поведении человека вечное, незыблемое, то, что и делает человека человеком.

Сейчас на поверхности общественных отношений явственно проступают такие черты личности, как лидерство, напористость, стремление к материальному достатку, которое иногда выражается в антиобщественных и противозаконных действиях. А вот доброжелательность, терпимость, сопереживание как бы «немодно».

Предоставляется, что, подготавливая детей к вхождению в непростой мир взрослых, педагогу достаточно просто действовать соответствующим образом, чтобы в каждом жесте, взгляде, слове ученики воспринимали учителя как носителя «разумного, доброго, вечного».

Опережающие потребности общества. Сущность, содержание и характер педагогической деятельности.

Активная совместная деятельность педагога с детьми по развитию у них общечеловеческих нравственных ценностей может показаться не очень актуальной сейчас. Это своего рода работа на будущее, на отдаленный результат. Современные дети, став взрослыми личностями, должны будут действовать согласно этим нравственным качествам своей личности и оказывать влияние на подрастающее поколение.

Психотерапевтический характер педагогического воздействия.

В своей педагогической деятельности каждый учитель должен следовать формуле «Не навреди себе и детям». Другими словами, нельзя, чтобы профессиональная деятельность учителя наносила психическую травму ребенку и самому педагогу.

Нанесение психической травмы может быть намеренным, когда педагог полностью осознает, что его слова, интонация, выражение глаз, мимика, жесты обижают, унижают, оскорбляют ученика; когда учитель считает себя вправе наказывать ребенка таким вот образом, ошибочно полагая, что он, мол, поймет свой поступок и больше никогда не будет совершать ничего подобного. В данном случае учитель не догадывается, что любые действия, оказывающие воздействие на эмоциональную сферу психики ребенка, прежде всего, воспринимаются чувствами и практически всегда блокируют способность интеллекта понять то, в чем состоит провинность ученика. Детский возраст особенно подвержен этой закономерности. Эффективность наказания нулевая, а психическая травма нанесена.

Следует обратить внимание на то, что в форме «Не навреди…» на первом месте стоит сам учитель и первичным является то, чтобы он не навредил, прежде всего, самому себе, заботясь о своем психическом состоянии, от которого в очень большой степени зависит вся психическая атмосфера на уроке.

Наверное, следует учиться основам психотерапевтического профессионального поведения, куда входят умение управлять своим внешним обликом, словесными действиями.

К сожалению, в Государственный образовательный стандарт по высшему педагогическому образованию не включены такие дисциплины, которые познакомили бы будущих учителей с техникой психотерапевтического поведения и помогли бы им овладеть ею.

Положительный эмоциональный фон педагогического взаимодействия.

Психологи установили, что овладение учащимися программным материалом зависит от личности учителя, от его манеры общения. Искусство улыбки, интонация голоса, поощрение взглядом - это все слагаемые психологического воздействия на ученика. Доказано также, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Следовательно, положительный эмоциональный фон педагогического воздействия есть именно фон, на котором происходит развитие познавательной деятельности учащихся, формирование их индивидуально-личностных качеств. Дети воспринимают тот стиль общения, который им нравится, и позже начинают сами воспроизводить его в своих собственных действиях уже с другими людьми и при других обстоятельствах.

Известно, что младшим школьникам для успешной учебы совершенно необходимо, чтобы учитель им просто нравился. Конечно, дети обращают внимание и на одежду, и на прическу, но главное - это его доброжелательное отношение к ним.

В старших классах к этому добавляется еще и уважение, и признание учителя как носителя идей, значимой информации, неких важных жизненных установок и, конечно же, своеобразных начал принципов взаимодействия с другими людьми.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что этически специальных профессиональных норм, правил, по сути, нет, а есть просто проявление общечеловеческих морально-нравственных ценностей в общении и совместной деятельности, то есть во взаимодействии педагога с детьми.

Именно они задают тон общению, активность в совместной деятельности, психологический комфорт в педагогическом взаимодействии, и они же оставляют самые лучшие воспоминания о педагоге и искреннюю благодарность ему на долгие годы.