В группе 26 детей. Дети активны, любознательны, тянутся ко всему новому и неизвестному. Работать с такими детьми очень интересно, т. к. все время нахожусь в творческом поиске. Рисование – несомненно, одно из наиболее любимых детских занятий. И данная группа детей не исключение.
Цели занятия: познакомить с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
Задачи:
- расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного творчества;
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, знакомить детей с историей промысла, процессом изготовления изделий.
- учить рассматривать гжельскую посуду;
- развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
- развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на листе бумаги;
- развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду мастеров-умельцев.
Ход занятия
Воспитатель: - Сегодня я приготовила вам сюрприз, принесла вам красивую посуду, да вот беда – уронила сумку по дороге в детский сад и посуда разбилась. Как вы думаете, из чего она была сделана?
(из стекла)
- Из чего еще делают посуду? (из дерева, из металла, из пластика)
- Может ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (дети вместе с воспитателем проверяют)
- А металлическая? (дети вместе с воспитателем проверяют)
- А посуда из пластика? (дети вместе с воспитателем проверяют)
Воспитатель: Ребята, а бывает еще посуда непрозрачная и гораздо тяжелее стеклянной – глиняная посуда, делают ее из глины. А что делают с глиной для того, чтобы она была прочная? Ее обжигают при высокой температуре.
Воспитатель: - Моя посуда была самая красивая на Руси. А теперь вот разбилась, осколочки остались.
Воспитатель достает их коробки пазлы Гжель («разбитая посуда») и просит детей собрать их.
- Ребята, давайте поиграем, сложим «осколки» и посмотрим, какая посуда получится у нас. Выполняются задания по разным видам росписи: «Собери картинку», «Что лишнее?».
Дети складывают пазлы с изображением посуды. Воспитатель загадывает загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела:
голубыми, синими, нежными, красивыми.
Воспитатель говорит, что такая посуда называется гжельская.
Воспитатель:
- Ай да посуда, что за диво,
хороша и та, и та
Вся нарядна и красива,
Расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка,
Одуванчик, васильки!
С синей сеточкой по краю,
Просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель, расписали эту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда,
А кругом него леса,
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Воспитатель: - Где изготавливают эту посуду? (в деревне Гжель). Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину. Научились мастера обжигать ее и делать красивую посуду и разные диковенные вещи. Говорили Гжельцы: «Не землей кормимся, глина наше богатство». И вот уже пять веков работают мастера, расписывают необыкновенную посуду.
Воспитатель: - Ребята, давайте полюбуемся нашей гжельской посудой и другими изделиями гжельских мастеров.
В группе организована выставка гжельской посуды и изделий с гжельской росписью.
Дети вместе с воспитателем рассматривают образцы гжельской посуды.
Воспитатель: - Ребята, как можно описать такую посуду? (красивая, нарядная, праздничная, весенняя, нежная, синяя).
- А что делает посуду такой? (Бело-синяя роспись)
- Ребята, давайте рассмотрим роспись повнимательней.
- Какой цвет использовали мастера?
- Что нарисовано на вазе?
- Где расположен цветок?
- Одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?
- Какие узоры использовали мастера?
(розочки, кружочки, капельки, волнистые линии, прямые линии, толстые тонкие линии, длинные короткие линии, усики, решетки)
Воспитатель: - Обратите внимание на кайму по краю посуды - бордюр.
- Что еще создают гжельские мастера? (игрушки, скульптуры животных, людей; расписывают часы, подсвечники и многое другое). Полюбуйтесь!
- Ребята, есть ли такая посуда у вас дома?
Воспитатель:
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы
Животные и птицы невиданной красы!
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы будете мастерами-умельцам и распишите гжельскую посуду. Но вначале давай те сделаем небольшую зарядку.
Физкультминутка «Посуда». (здоровье сберегающая технология)
- Вот большой стеклянный чайник (дети изображают чайник)
Очень важный как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (дети изображают чашки)
Очень хрупкие, бедняжки,
Вот фарфоровые блюдца (дети изображают блюдца)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки. (дети изображают ложки)
Вот серебряный поднос - он посуду нам принес.
Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте вспомним приемы рисования узоров: рисуем самым концом тонкой кисти, мазок с тенью, растяжение цвета.
Сегодня мы с вами сами будем мастерами и создадим чайный сервиз. Дети расписывают чашки и блюдца гжельской росписью. Воспитатель помогает, подбадривает, мотивирует во время работы воспитанников.
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами были исследователями, путешественниками, мастерами.
Посмотрите, какая красивая посуда у нас получилась! Нежная, весенняя. Не наглядеться! На душе становится радостно, празднично. Настроение улучшается, глядя на эту посуду.
Рефлексия.
Дети и воспитатель садятся в круг на ковер. У воспитателя в руках мягкая игрушка, которую она передает по кругу. Получивший игрушку, отвечает на вопрос воспитателя. (технология «Круг – залог успеха»)
Воспитатель: - Ребята, как называется роспись, которой мы сегодня с вами расписывали посуду? Правильно, гжельская.
- Откуда пришла к нам эта посуда? (из деревеньки Гжель под Москвой)
- Какие узоры вы использовали? (гжельская роза, капелька, сеточка, толстые и тонкие линии, делали бордюр).
- Какие цвета вы использовали? (синий, голубой)
- Вам понравилось быть мастерами и расписывать посуду?
Воспитатель заканчивает занятие поговоркой: «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». И пусть ваша работа тоже приносит радость. Организуется выставка детских работ - вернисаж. Дети рассматривают работы и отмечают, что больше всего удалось и понравилось.