Сценарий урока литературного чтения во 2-м классе. Тема: "Стихи русских поэтов. И.З.Суриков «Детство»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, И.З.Суриков «Детство»


Учебник В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» СРО Л.В.Занкова

Тип урока: изучение нового материала

Цели: создать условия для восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.

Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.

Планируемые результаты

Предметные:
- уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов,
- овладение навыками смыслового чтения;
-находить сравнения и олицетворение в стихотворении
-представлять картины в стихотворении
-применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- участвовать в обсуждении,
- уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста,
- выразительно читать

Метапредметные:
-познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приёмами понимания текста, отвечать на вопросы, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе, обобщать собственное представление;
-регулятивные: формулируют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность по ходу и результатам выполнения задания;
-коммуникативные: умеют слушать и понимать собеседника, вести диалог, правильно выражают свои мысли в речи, учатся работать в паре

Личностные:
-проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов
- овладевают навыками адаптации в обществе, принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.

Межпредметные связи: русский язык, тема «Лексика», история, изобразительное искусство.

Ресурсы урока: учебник, портрет И.З.Сурикова, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг и рисунков.

 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Ресурсы урока

Актуализация знаний

 

- Проверка домашнего задания:
Дети, у вас было задание нарисовать зимние забавы. Вы очень хорошо справились с этим заданием. Сейчас посмотрите на ваши рисунки «Зимние забавы». Какие они красочные и весёлые. Какое настроение отразилось в рисунках? Перечислим все забавы отражённые в рисунках.

-Радостное и весёлое настроение. Любовь к зимним забавам.
Лепят снеговика, катание на лыжах и коньках, санках ледянках, кто то катался на горных лыжах, игра в снежки.

Рисунки обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

- Знакомство с темой урока:
Сегодня мы продолжим тему: «Зима в стихах русских поэтов». Назовите знакомые стихи и авторов.

- Называют: А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер«Вот север, тучи нагоняя…», А.Фет» Мама, глянь-ка из окошка…», Н.А.Некрасов «Мороз-воевода», Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою»

 

Организация познавательной деятельности

Постановка учебной задачи

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения
- Сегодня мы познакомимся
с жизнью и творчеством И.З.Сурикова.
Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово, Ярославского края, в бедной крестьянской семье. Он жил в деревне с матерью. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в торговой лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу.

Рассматривают портрет, знакомятся с жизнью поэта.

Слайд -2
портрет
И.З.Сурикова

Открытие новых знаний и способов действий, создание ситуации успеха, решение учебной задачи, анализ и интерпретация стихотворения

- Предугадывание: Как вы думаете, зачем нам нужны сегодня рисунки о зимних забавах детей?

Будем читать стихи о зимних забавах детей

 

- Знакомство со стихотворением И.З.Сурикова «Детство»

- Читают название стихотворения
- Прогнозируют его содержание …

Слайд-3
Тема урока: «Детство» И.З.Суриков

- Чтение учителем
- Какие картины представили, когда слушали это стихотворение?
- Каким вы представляете героя этого стихотворения?

- Деревня
- Дети катаются с горки на санках
- Старинную избу
- Как бабушка на печи рассказывает сказки
- Картинки из сказок-Иван царевич, Жар-птица, чудный сад, золотая клетка…
- Мальчик нашего возраста

Работа с частями текста

1.Катание на санках
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
- А где происходило событие? - И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

 

- Представили деревню, горка, катаются дети на санках.
- Событие происходит на горке.

 

Слайд-4
Катание на горке

     
- А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?

- Катание было неудачным: мальчик упал в сугроб.
- Мальчик упал на бок – «хлоп на бок»

 

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

- Авторские воспоминания связаны с огорчением:
«Все лицо и руки
Залепил мне снег...»
«Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..»
-Но мальчик не ушёл домой, доказывают строки:
-Но меж тем уж село солнышко давно(катался долго)
-Весь ты перезябнешь, руки не согнёшь
-И домой тихонько нехотя бредёшь ( не хочется уходить с горки)
 

- И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- Зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.

- После падения мы снова катались с горы

 

2.Бабушкины сказки
- Определить – о каких сказках идёт речь, найти подтверждение в тексте

2.Бабушкины сказки
- Называют сказки :и подтверждают словами из текста: «Иван-царевич и Серый Волк» (Как Иван-царевич птицу-жар поймал…)

 

А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?

– О плавной и красивой...
– О тихой и приятной...
– О правильной, ровной, связной.

 

3.Сон
- Найти сравнения, олицетворение в тексте
3.Сон
- Называют сравнения, олицетворение в тексте:
- птица, точно жар, горит,
- тихо речь журчит,
- сон сладкий,
- ветер злой поёт…
 

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

- И Иван-царевич будто это я…

 

Физкультминутка

- А сейчас отдохнём и опять читать начнём!
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в облака поглядят.
Головки опустим - на землю гляди.
И снова наверх - там где снежинка летит?
Глазами повертим, поищем её.
И снова читаем. Не много ещё.

Выполняют движения со словами:
Руки за спинку, головки назад.
Глазки пускай в облака поглядят.
Головки опустим - на землю гляди.
И снова наверх - там где снежинка летит?
Глазами повертим, поищем её.
И снова читаем. Не много ещё.

 

- Интерактивная игра: Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта.
- Давайте постучимся и войдем туда. Изба-дом. Вы видите деревенскую печку. А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.) ПЕЧЬ-кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.

 

Просмотр деревенской избы на слайде
Далее дети рассматривают предметы деревенского быта
- Чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней

Слайд-5
Русская изба

Назовите сказку, которую вы знаете.
В избе много вещей с которыми вы не знакомы, попробуем угадать что это и зачем?
«Гуси-лебеди»  

Работа в парах:
На листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.

Лапти

тонкие щепки из дерева для освещения избы

Прялка

обувь плетёная из бересты

Лучина

инструмент для изготовления ниток

Светец

обувь плетёная из бересты

Работают в парах.
Проверка по слайду

 

Лапти - обувь плетёная из бересты
Прялка - инструмент для изготовления ниток
Лучина - тонкие щепки из дерева для освещения избы
Светец - подставка для лучины или свечи

 

 

 

Слайд-6
Предметы в русской избе

Обобщение учителем:
- Характеристика деревни второй половины 19 века. Не было в деревне электричества, ни книг Единственное развлечение-катание на санках, слушание бабушкиных сказок долгими зимними вечерами, да пение песен. Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки.Дети играли в самодельные игрушки.
- Хотели бы вы играть в такие игрушки? Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым
Рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной. Слайд-7
Игрушки

Сранение:
- рисунков обучающихся и иллюстраций слайда - в чём отличие - в чём сходство?
- «Зимние забавы». - Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?

1. Отличия:
Одежда детей (валенки, ветхая шубёнка…)
Предметы для забавы

2.Сходство:
Настроение
Румяные щёки
Веселье

Слайд-8
Забавы детей

Подготовка к выразительному чтению:

- выделить слова, которые создают настроение

- Выделяют слова, которые создают настроение

Слайд-10
Читай правильно

- прочитать, обращая внимание на знаки препинания, и передать настроение интонацией

- Читают передавая настроение интонацией голоса
- Обида, огорчение…

 

- Подумайте, эмоциональный тон при чтении первой части и заключительной должен быть одинаковым или нет?
- Что при чтении – «на бок хлоп», «всё лицо и руки залепил мне снег», «мне в сугробе горе» необходимо выразить голосом?

- Спокойно, переходя на таинственность сна.  
- Как необходимо читать вторую часть? - Чтение по слайду-постановка ударения  
- Обрати внимание на правильное произношение слов, на ударение (использовать слайд)

- Выразительное чтение стихотворения

- Оценивают чтение одноклассников по заданным критериям

 

 

Оценка результатов деятельности

Итог урока. Рефлексия:

1) эмоциональная рефлексия
Учитель задет вопросы:
- Назови автора стихотворения, которое мы сегодня читали?
Понравилось вам стихотворение?
- Какие чувства при чтении стихотворения возникли у вас?
- Какая картина из этого стихотворения запала вам в душу, представилась наиболее ярко?
- Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?
- Что удивило?
- О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?

1.Отвечают на вопросы,
- делают выводы,
- обобщения;
- определяют эмоциональное состояние автора и свое.
Слайд-11
Рефлексия в технике «Конструктор. Событие»

2) предметная рефлексия (слайд):
- рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного
- проводиться в технике «Конструктор. Событие»

2. Называют события по тексту стихотворения, дополняют следствие и по слайду проверяют события следствием или событием-2

 

событие 1

 

событие 2 (следствие)

Вот

Вот качусь я в санках по горе крутой…

и

Вот свернули санки и на бок хлоп …

Вот

Весь ты перезябнешь, руки не согнёшь…

и

И домой тихонько нехотя бредёшь…

Вот

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой…

и

Заберёшься на печь
К бабушке седой…

Вот

И начну у бабки
Сказки я просить…

и

И начну у бабки
Сказки я просить…

Вот

И во сне мне снятся чудные края…

и

И Иван-царевич это будто я…

 

Домашнее задание:
- выучить наизусть всё стихотворение или 1 понравившуюся часть.