Слайд №1
1. Оргмомент
Дети поют алфавит. Слайд №2
Слайд №3
Дети, отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет». (мячик)
Слайд №4 Попрыгайте как мячики.
Слайд №5 Изобразите, каким стал мячик, попавший под колесо машины.
Слайд №6
Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мяч.
Слайд №7
А теперь радость от того, что мама купила новый мяч.
2. Сообщение темы занятия
Слайд №8
Дети слушают потешку «Чижик»
Слайд №9
Дети, вы догадались, какой звук мы будем повторять? А сейчас споём потешку!
Слайд №10
Дети поют потешку.
3. Характеристика звука по артикуляции и акустическим признакам
Слайд №11
Обозначение цветом: зеленый.
Характеристика: звук [Ч] — всегда мягкий глухой согласный.
Слайд №12
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба за бугорками, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Слайд №13
4. Знакомство с буквой
Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
Рассуждения детей на что похожа буква. Хоровое чтение стихотворения.
Слайд №14
Сегодня к нам в гости пришёл сказочный герой. Какой? Вы узнаете, если отгадаете загадку.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик - Луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется...
Слайд №15
Подскажите Чиполлино, каким кружочком мы обозначим звук Ч. Запомните, звук Ч всегда мягкий, у него нет братца – твердого звука.
Слайд №16
Что принес Чиполлино? Назовите сундук ласково. Правильно – сундучок.
Слайд №17
5. Произношение звука в слогах
Дети хотите посмотреть, что в сундучке? Для этого нам нужно прочитать слоги!
Слайд №18
Дети читают слоги и открываются картинки. Дети называют картинки.
Слайд №19
6. Развитие фонетико-фонематических представлений
А сейчас мы с Чиполлино посмотрим, как вы умеете находить предметы по первому и последнему звуку.
Слайд №20
Угадайте, какое слово я задумал, если в нем первый звук М, а последний – Ч? (мяч)
Слайд №21
А слово, в котором первый звук К, а последний – Ч. (ключ)
Слайд №22
В слове первый звук Л, последний – А. (лампочка)
Слайд №23
7. Звуко-слоговой анализ и синтез
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки Р, У, Ч, К, А. Какое слово можно из них составить? (ручка).
Слайд №24
Составьте схему этого слова. Где стоит звук Ч в этом слове? Сколько слогов в этом слове?
Слайд №25
А сейчас возьмите первые звуки из слов
ГАЛКА,
РАК,
АЙВА,
ЧАЙ
и составьте слово. Какое слово получилось? (грач)
Слайд №26-27
Замените первый звук Г в этом слове на звук В. Что получилось?
Слайд №28-36
Ребята, случилась беда. Слоги перепутались. Расположите слоги правильно, пожалуйста и назовите слово.
Слайд №37-38
8. Пальчиковая игра. Согласование речи и движения
Ребята, оденем на наши ручки перчатки.
Слайд №39-40
9. Толкование пословицы
Делу время, потехе час.
Слайд №41-42
10. Толкование пословицы
Динамическая пауза «Часы».
Слайд №43
11. Психогимнастика
Изобразите печального чижа, сидящего в клетке.
Откроем клетку.
Изобразите чижа, улетевшего на волю. Покажите, как вы рассердились на мальчика, посадившего чижа в клетку.
Покажите, как вы обрадовались, что чиж на свободе.
Слайд №44
Дети, мы с вами гостеприимные хозяева? Чем угостим Чиполлино?
Слайд №45
Мы угостим Чиполлино калачами.
Слайд №46
Мы угостим Чиполлино печеньем.
Слайд №47
Мы угостим Чиполлино конфеточками.
Слайд №48
Устроим чаепитием.
Слайд №49
Что нам понадобится для чаепития? (чашки, чайник, чай, чайные ложки, заварочный чайник) Назовите похожие слова (родственные).
Слайд №50
Напоим Чиполлино чаем.
Слайд №51
12. Звук Ч в стихах
Водичку мы попросим у ручейка.
Ручеек, ручеек,
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий
Будим пить на даче.
Пить с печеньем, калачом.
И пирог испечем.
И, сверкая под лучами,
Засмеялся ручеек.
Быстро прыгнул с камня в чайник.
Дал водички на чаек.
Слайд №52
13. Согласование речи и движения «Чай»
Слайд №53
14. Работа с буквами
Буквы потерялись. Восстановите слова, ребята. Подставьте букву Ч и прочтите слова.
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая/
Слайд №54
15. Итог занятия
Дети, расскажите колокольчику с каким звуком мы сегодня работали. Дайте ему характеристику. Назовите слова с звуком Ч из нашего урока.