Лингвистическое чутьё. Можно ли его развить?

Разделы: Общепедагогические технологии


Большинство детей рождается с богатейшим потенциалом. Но очень часто складывается так, что ребёнок не может реализовать свои возможности. Отчего такое происходит? Ответ прост – не всегда создаются необходимые условия для развития. Учителя – предметники – это люди, способствующие раскрытию и дальнейшему развитию способностей ребёнка. Уроки русского языка обладают широким спектром для работы в этом направлении. Одним из важных видов деятельности считаю работу над развитием лингвистических способностей у обучающихся. В современном мире очень важно продуктивно пользоваться средствами языка, от этого зависит социализация человека, его профессиональная пригодность. Очень важно уметь точно передавать информацию, поддерживать беседу с людьми разных социальных групп, подготовить грамотное резюме, выйти из неприятной речевой ситуации, не навредив себе.

На уроках развития речи работаем над смыслоразличительной функцией фонем, отрабатываем систему морфемных значений слова, анализируем грамматическую семантику на уровне словосочетаний и предложений. Всё это даёт возможности организовать самостоятельную работу учащихся при изучении всех тем курса в различных классах. Главными задачами считаю:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя языка,
  • формирование выразительной и правильной речи,
  • формирование знаний о системе русского языка и способов анализа изучаемых явлений,
  • пробуждение познавательного интереса.

С целью реализации данных задач, организую работу с этимологическими словарями, заимствованиями, фразеологизмами. Свои умения дети проявляют, составляя лингвистические сказки, проводя небольшие исследовательские работы по использованию синонимов, омонимов, паронимов в тексте. Старшеклассникам предлагаю изучать роль и экспрессивные возможности предложений с однородными членами, назывных предложений в текстах разных стилей.

Предлагаю написать сочинения от лица того или иного героя произведения или даже неодушевленного предмета. Очень интересно читать работы, в которых необходимо продолжить повествование от лица различных героев. Например, предлагается тема использования возможностей современного телефона. Далее ребята раскрывают её с точки зрения ученика, родителя, учителя, психолога. Важно в работе передать соответствующее речевое оформление. Наибольшие затруднения испытывают те, кому приходится писать от лица взрослых людей. Однако, учащиеся с интересом примеряют на себе другие роли. В предыдущем учебном году приняли участие в различных конкурсах сочинений, посвящённых 75летию Великой Отечественной войны, «Мы за здоровый образ жизни», «Моя семья».

Ещё одна форма деятельности, развивающая умения связной речи – уроки творческого письма в рамках уроков развития речи. На них мы учимся писать письма, заметки, брать интервью. Со своим классом выпускаем газету «Дешечки», повествующую о нашей учебной и общественной жизни. Ребята с удовольствием готовят макеты номеров, устраивают конкурсы на лучшую подпись к фотографии, пишут заметки и предоставляют свои достижения и творческие работы. Особую трудность вызывает работа, связанная с таким жанром как интервью. Им сложно заранее составлять вопросы, в ходе беседы поддерживать диалог. Затруднения возникают с необходимостью включать в свою речь общественную лексику, если речь идёт об экологии, улучшении качества жизни школьника, трудовой занятости подростка. Сложно преодолеть психологический барьер в общении со взрослыми людьми, побороть неуверенность в своих силах. Несмотря на это учащимся интересно заниматься подобной работой, им важно знать мнение разных людей по тому или иному вопросу. С каждым разом они начинают свободнее общаться, понимают значимость лингвистических возможностей языка.

Итак, чтобы развивать учащихся, необходимо их поддерживать и способствовать творческой деятельности. Доктор педагогических наук А.И.Савенков отмечал, что в жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть. Мы, учителя, можем помочь нашим ученикам.