Использовании ИИСС на уроках математики как инструмента снижения риска проявления агрессивности в школе, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Разделы: Математика

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


В образовательном процессе на уроках математики в ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» используется информационный источник сложной структуры (ИИСС) «Математика на компьютерах» разработанный для общеобразовательных школ в городе Сосновый Бор, Ленинградкой области под руководством Заслуженного учителя информатики Нины Николаевны Паньгиной. Авторы данного ИИСС поставили целью создание единой системы компьютерной поддержки учебников математики 5-6 классов, что позволяет сделать более динамичным прикладной аспект обучения, а также развитие интеллектуальной восприимчивости, гибкости и независимости мышления. [6]

В коррекционной школе для школьников с легкой степенью умственной отсталости используется для обучающихся 5-9 классов.

Рис. 1

Программные модули содержат демонстрационные, обучающие программы, тренажеры и тестирующие программы по отдельным разделам математики. Развивающие модули позволяют формировать представления об окружающем мире. Разработаны занимательные юмористические задачи из сборника Г.Остера необходимы в целях релаксации школьников на уроках.

Рис. 2

Рис. 3

Динамичный яркий тренировочный модуль программы «Диаграммы» позволяет отработать учебные навыки, сформировать умения устанавливать соответствие между объектами и отрабатывать количественные понятия. Переключение на тренировочный модуль позволяет снять напряжение неуверенности в себе и своих силах, что влияет на эмоциональное состояние.

Рис. 4

Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых происходит в процессе самостоятельной работы обучаемого за компьютером, оперативная обратная связь, по сравнению с традиционным методом обучения, методов контроля и самоконтроля осуществляются непосредственно после выполнения задания, что стимулирует и раскрепощает обучающегося. Решая ту или иную задачу, обучаемый развивает волю, учится преодолевать трудности, многократно решая подобные задания, тренирует себя.

Коррекционная работа направлена на снижение личностной тревожности, повышения уровня развития эмоционально-волевой сферы, развитие адекватной, позитивной самооценки. Пример задачи для снятия напряжения на уроке, смены деятельности и повышение мотивации при обучении.

Возможность многократного повторения просмотра шуточной математической задачи позволяет снизить страх непонимания условия задачи, картинка приближена к реальной жизненной ситуации, что позволяет в дальнейшем развивать творческий потенциал.

На уроках математики ученикам предлагается самостоятельно составить свои интересные задачи с использованием даже несуществующих героев, далее задачи передаются психологу для изучения психоэмоционального состояния на данный момент.

С введением данного интерактивного комплекса расширились возможности не только интересно и легко изучать математику, снимать эмоциональное напряжение и страх перед предметом, но и педагогу-психологу проводить анализ психоэмоционального состояния обучающихся в ГКОУ ЛО «Сосновоборская специальная школа» на этапах образовательного процесса.

Коррекционная работа направлена на создание положительного эмоционального фона и устранение невербальной агрессии.

Обучающая компьютерная игра, например, перевезти волка, козу и капусту. Влияет на развитие причинно-следственных связей, тренировку памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.

Рис. 11

Школьники при выполнении заданий не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результат своей работы.

Коррекционная работа на уроках математики направлена на снижение напряжения контакта между детьми, формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми.

Для умственно отсталых школьников необходим рост сформированности социально-бытовых навыков, представлений о пространстве и объема внимания. Интерактивная среда, создаваемая компьютерными технологиями, посредством виртуального выполнения знакомых операций, и при отсутствии механического повторения и назидательности, присущих традиционным занятиям, создает условия для более успешного формирования социально-бытовых представлений и свойств внимания. Ключевым признаком гармонизации является формирование позитивной мотивации к процессу изучения математических понятий, усвоение изучаемого материала по предмету математика, компьютерному воздействию на уровне «человек» - «машина» и коррекционно-развивающему процессу в целом. Эффект позитивной мотивации распространяется не только на учебный и коррекционный процесс, но и на взаимоотношения с участниками образовательных отношений. Это отчетливо проявляется в поведении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, что фиксирует при обследовании школьный педагог-психолог.

Ниже представлены результаты одного из исследований методом Басса-Дарки, обучающихся где использовался интерактивный модуль на уроках математики.

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен тому или иному школьнику, какие ситуации провоцируют появление агрессии, помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях. Наблюдение за школьниками осуществлялось в различных ситуациях, однако необходимо отметить, что наблюдение за игровой деятельностью являлось наиболее информативным, т.к. игра – это ведущий вид деятельности. В игре наиболее ярко проявляются особенности взаимоотношений школьников, их коммуникативные навыки. [7]

Рис. 12

Еще одним показателем гармонизации можно считать повышение инициативы и самостоятельности школьников в преодолении возникающих сложных игровых ситуаций.

Взаимодействие с интерактивным комплексом при изучении, например, темы «решение задач на движение» способствует усилению субъектной роли школьника т.к. ученик выбирает самостоятельно транспортное средство, скорость движения и направление моделирует реальную жизненную ситуацию.

Специфика использования на уроках математики компьютерных технологий и организация психологической помощи позволяет детям с трудностями в установлении контактов, обусловленными особенностями психического развития, перейти на диалогическое общение. В этом случае школьник с проблемами в развитии выступает как полноправный партнер, а также инициатор установления и поддержания контактов. Он в меньшей степени нуждается в поддержке и ориентирован на внешнюю помощь. Использование традиционных технологий сохраняет ориентацию школьника на постоянную помощь со стороны взрослых.

К особым техническим и организационным условиям на уроках математики, обеспечивающим гармонизацию и комплексность относятся:

  • игровая компьютерная ситуация, позволяющая многократное повторение с поиском субъективно оптимального варианта;
  • отсутствие категоричности в оценивании процесса и результатов выполнения заданий;
  • эмоциональная включенность;
  • высокая субъективная значимость игровой ситуации.

Таким образом, интерактивные комплексы, программное обеспечение сопровождающий образовательный процесс и компьютер в целом представляет собой неотъемлемую часть общей культуры современного школьника. Владение информационными технологиями расширяет возможности коммуникаций, являясь не только источником информации, но средством общения. Овладение компьютером обучающихся с проблемами в развитии ускоряет процесс социализации, делая обучение более доступным и комфортным, упрощая самостоятельный поиск необходимых сведений, оптимизирующий процесс интеграции в общество.

Список источников

  1. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1997.
  2. Воспитание и развитие детей в детском доме. Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 1985.
  3. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери в зарубежной психологии. Вопросы психологии. – 1985.
  4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2006.
  5. Иванов Е.С., Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей. - СПб., 2000.
  6. Методические рекомендации по применению модулей ИИСС «Математика на компьютерах» для 5-6 классов автор Паньгина Н.Н.
  7. Психология человеческой агрессивности / К.В.Сельченок – Мн., 1999 г.