Одно из важнейших требований, предъявляемое сегодня к образованию, это формирование личности успешного и мотивированного выпускника, компетентного, ответственного, способного применять полученные знания в повседневной жизни, самосовершенствоваться и добиваться положительных результатов в дальнейшем. Сегодня социально-политические и социально-экономические изменения, в большей мере повлияли на расширение социального круга групп людей, заинтересованных во взаимодействии с представителями других стран и культур. Изучение иностранного языка не только способствует развитию поликультурной личности, но и приобщению к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка, а социокультурные знания зачастую обеспечивают взаимопонимание в межкультурной коммуникации. Готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному, с другими людьми, является одной из основных целей обучения иностранному языку в средней школе, что может быть достигнуто при помощи различных средств.
Немаловажное значение имеют аудио-визуальные средства, так как общение - это двусторонний процесс, для успешности которого необходимо научиться воспринимать и понимать иноязычную речь на слух. Сегодняшнее пространство визуально ориентировано, мы живем в мире виртуальных возможностей и информационных технологий, поэтому теле и видео фрагменты стали все больше привлекать методистов и учителей не только в качестве развлечения, но и активно использоваться с познавательной и образовательной целью. Кинофильм в преподавании иностранного языка используется в основном для обучения аудированию, а также для создания динамической наглядности в процессе обучения. Может являться источником практики иноязычного общения, использоваться для создания ситуаций общения (проблемных ситуаций) на учебном занятии. Формирование аудиовизуальной сферы изучения иностранного языка это основные преимущества использования данного средства на уроке.
В данной работе речь пойдет об использовании короткометражных мультфильмов (Рождественская история Микки, 1983г., Баллада о Несси 2011г., и др.) производства компании У. Дисней в основном для формирования навыков и умений аудирования, а также формирования сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы в условиях межкультурного общения. Помимо этого, литературное произведение может послужить основой для развития речи учащихся, культуры чтения, сформировать представления о выразительных возможностях английского языка, а также умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в других видах искусств (кино).
Выбор мультфильма «Рождественская история Микки» созданного в 1983 году на киностудии Уолтера Диснея, в качестве дополнительного аудиовизуального средства обучения обоснован тем, что он описывает культурные особенности празднования Рождества в Англии. Обращение к такому празднику как Рождество в процессе обучения иностранному языку позволяет частично сформировать социокультурную компетенцию учащихся и обогатить их знания в области традиций и реалий страны изучаемого языка. Кроме того, при выборе мультфильма учитывались примерные программы основного общего образования, ежегодно традиции празднования Рождества и Нового Года в англоговорящих (европейских) странах вызывают интерес российских школьников. Мультфильм создан по мотивам повести-сказки британского писателя Ч.Диккенса «Рождественская песнь» 1843г., ставшей одним из самых популярных рассказов о Рождестве в Великобритании и за ее пределами.
В связи с этим считаем возможным подложить разработанные задания к короткометражному мультфильму «Рождественская история Микки» для более углубленного изучения английского языка. Работа с кинофильмом включает три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. На первом этапе снимаются языковые трудности восприятия текста и трудности понимания его содержания, вводятся и закрепляются новые слова, анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка понимания ранее изученного лексического и грамматического материала, анализируются непривычные для обучающихся аутентичные разговорные формулы, лингвострановедческие реалии, формируется социально-психологический фон и содержательные ориентиры для дальнейшего восприятия формы и содержания кинофильма. Здесь также снимаются возможные трудности понимания путем применения приемов отработки техники чтения и выборочного аудирования отдельных фрагментов звукового сопровождения фильма. Второй этап (демонстрационный) сопровождается активной учебной деятельностью обучающихся. Вместе с тем можно рекомендовать задания на установление характера сочетания звукового и зрительного ряда: определить, например, какие высказывания звучат на фоне демонстрации тех или иных событий в кадре, отметить демонстрируемые в фильме реалии и соответствующие им речевые высказывания. Последемонстрационный (третий) этап. На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма предложенных ранее ориентиров восприятия фильма, осуществляется контроль понимания содержания и использованных в фильме языковых и речевых средств. Особое внимание следует уделить различным видам пересказа (сжатого, избирательного, дифференцированного, развернутого). Целесообразно также использовать вопросно-ответную работу, драматизацию, ролевое воспроизведение текста (диалогов), последующее озвучивание фильма, воспроизведение и реализацию показанных в фильме ситуаций общения, их расширение, дополнение, перенос на ситуации обыденной жизни обучающихся.
Практика использования мультфильма «Рождественская история Микки» со школьниками 5-6 классов показывает, что он может послужить дополнительным аудиовизуальным средством изучения английского языка как на уроке, так и во внеурочное время на групповых и индивидуальных занятиях. Учащихся привлекают яркие, запоминающиеся зрительные и слуховые образы, мастерски созданные гением мультипликации, побуждают их к имитации ситуаций мультфильма и могут послужить эффективным средством для подготовки их к реальному иноязычному общению, равно как и мотивировать учащихся к самостоятельному изучению иностранного языка. Работа с мультфильмом позволяет обсудить с учащимися созданные художественные образы и обратить их внимание на культурные традиции празднования Рождества, такие как украшение ели, традиционный семейный ужин, обмен подарками и др. Помимо положительного эмоционального воздействия на юного зрителя в целом, история, представленная средствами мультипликационного фильма, дает возможность учителю побудить учащихся к рассуждению на морально-этические темы, например добра и зла, бедности и богатства, благотворительности и т.д. как на родном языке, так и в рамках доступных языковых средств на изучаемом языке, что способствует развитию не только речевых умений, но и ценностных ориентаций учащихся. Формируется стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.
Работа с короткометражными мультфильмами производства Дисней дает возможность учителю подобрать дополнительный материал для урочной или внеурочной деятельности социокультурной направленности. При просмотре мультипликационного фильма следует опираться на субтитры как на текстовую основу, при этом основное внимание будет уделено зрительным образам и устной диалогической речи. Таким образом, иноязычная речь будет пониматься учащимися сразу несколькими способами.
В учебных целях предлагается разделить мультфильм общей длительностью 25 мин. на 2 эпизода, предполагающих несколько этапов работы с ними. Этапы работы ориентированы на урок, построенный с использованием технологий развития критического мышления (ТРКМ), включающие в себя три этапа.
Этап 1. ВЫЗОВ. Подготовительный этап, подразумевающий предвосхищение развития сюжета. Данный этап совпадает с преддемонстрационным этапом и может быть подготовительным, основной целью которого является снятие языковых трудностей.
Этап 2. ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ. Просмотр эпизода с (без)субтитрами и задания на понимание общего содержания. Данный этап также как и демонстрационный сопровождается активной учебной деятельностью и включает в себя различные приемы работы с информацией (чтение с остановками, таблица ЗХУ, пометки на полях, логические цепочки, Фишбоун и др).
Этап 3. РЕФЛЕКСИЯ. Помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
Ниже представлена возможная технология работы с короткометражным мультфильмом и содержит образцы заданий для учащихся на развитие коммуникативных умений в устной монологической и диалогической речи на основе обсуждения содержания каждого из эпизодов. По желанию учителя можно частично изменить сами формулировки заданий и содержание упражнений под уровень знаний учащихся, так же, как и регулировать количество просмотров с субтитрами и без них.
Episode 1 «Meet Scrooge McDuck» Time 4 min [2:00 -6:00]
Этап 1. Преддемонстрационный
Актуализация знаний. Заполнение первых двух колонок в таблице «Знаю-Хочу узнать», возможна работа в группе.
Look at the picture and say what do you know/don’t know about Scrooge McDuck.
I know… | I want to know… |
|
|
Keys: I know…he is rich, one of the most popular characters in Disney comics, he is greedy.
I don’t know…Where is he from?, Who is his love?, Why is he lonely?
Этап 2. Демонстрационный
Проверка общего понимания содержания. Используется прием Ромашка Блума. Учащимся необходимо ответить на вопросы.
- Простые вопросы: What is the weather like in the cartoon?
- Уточняющие вопросы: What holiday is it?
- Оценочные вопросы: What do you feel about Scrooge?
- Интерпретационные вопросы: Why didn’t he give money to the poor?
- Практические вопросы: Have you got someone around you like Scrooge?
Этап 3. Последемонстрационный
Заполнение колонки Узнал. Составление Синквейна.
I have known… |
|
Keys: he didn’t like Christmas, he has no friends, his partner was Marley.
Синквейн. Make a cinquain. 1 noun, 2 adj, 3 verbs, 1 sentence, 1 noun.
Scrooge
greedy, angry
collect, count, calculating
He never gives money to paupers
poor man
Episode 2 «Christmas». Учащиеся предварительно просмотрели весь мультфильм.
Этап 1. Дерево предсказаний «McDuck/Bob Cratchit Christmas»
Прием "дерево предсказаний" был разработан американским ученым Дж. Беллансом. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Let’s draw two Christmas trees and decorate it with balls. Which tree (Scrooge’s or Mickey’s) do you like more? Why?
Этап 2. Проверка общего понимания содержания (True/False task)
1. Scrooge continues his business and goes home just before midnight. (T)
2. In his house, Scrooge saw the ghost of his former business partner Goofy (F)
3. Scrooge was visited by the Ghost of Christmas Past, merry Ghost of Christmas Present and the Ghost of Christmas Future (T)
4. Scrooge decided to surprise Bob's family with a turkey dinner (T)
5. Bob is going to be the partner in Scrooge’s counting house. (T)
Этап 3. Речевое высказывание на основе просмотренного эпизода
Расскажи, что ты думаешь про рождество от лица одного из персонажей.
Данные упражнения помогут познакомиться с традициями празднования Рождества в Англии, научатся рассуждать по заданной теме, применяя изученные ранее лексические и грамматические средства, задания, позволят обогатить словарный запас и расширить кругозор. Дальнейшее изучение короткометражных фильмов способствует расширению и развитию картины мира учащихся, повышает учебную и личную мотивацию и служит основой для формирования их социокультурной компетенции. Школьники получают межкультурные знания о стране изучаемого языка через призму литературного произведения и его экранизации. Непосредственно данные задания могут быть использованы на открытых уроках посвященных празднованию Рождества и Нового Года и представлены в двух конспектах уроков с использованием ТРКМ.
УМК: «Spotlight-6» Ю.Е Ваулина, Дж.Дули. Тема урока: "Festive Time (Christmas)"
Тема урока | Урок № ___ Модуль 5а «Festive time» Время праздника. |
Коммуникативная цель |
способствовать развитию иноязычной коммуникативной компетенции, приобщение к культуре, реалиям страны изучаемого языка |
Задачи |
Практические: активировать лексические единицы по теме «Праздники», совершенствовать навык аудирования через просмотр фрагментов короткометражного мультфильма «Рождественская история Микки» Познавательные:создать условия для формирования мотивации (внешней и внутренней) изучения иностранных языков, совершенствование умения строить грамматические структуры в соответствии с заданной моделью The woman in picture 1 is making tea.(упр 1b стр 46). Повторение изученных лексических структур make/do. Развивающие: развивать навыки говорения, развивать познавательные процессы: мышление, внимание, восприятие, память и речь используя ТРКМ; создать условия для развития умения анализировать и восстанавливать порядок действий . Воспитательные: способствовать умению слушать, развивать толерантность в общении, приобщение к культуре и традициям страны изучаемого языка |
Основные понятия |
Лексические единицы: make/do the decorations, a special dish, the shopping, a cake. |
Межпредметные связи |
Расширение кругозора обучающихся., знакомство с традициями празднования Рождества а Англии |
Оборудование |
Учебник |
Технологическая карта урока английского языка
Задачи этапа урока (вида работ) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Организационно мотивационный |
|||||
Организационный этап урока. |
Good morning boys and girls, I’m glad to see you today. |
Приветствуют учителя, дежурный отвечает на вопрос о погоде Today is cold, windy. |
- овладение употребительной фоновой лексикой т реалиями страны изучаемого языка |
|
5min |
II. Основной этап. ОСМЫСЛЕНИЕ |
|||||
Восприятие на слух и осмысливание предложенного к просмотру аутентичнного фрагмента фильма. |
Просмотр короткометражного мультфильма «Рождественская история Микки»
|
просматривают фильм с субтитрами, выполняют задание 1и 2. |
описывают тематические картинки, узнают об особенностях образа жизни, быта и культуры стран изучаемого языка, составляют свои предложения используя модель подлежащее + сказуемое в Pr.Continuous |
работа с информацией, извлечение запрашиваемой информации, планировать и осуществлять работу с различными источниками информации на иностранном языке |
30min |
III. РЕФЛЕКСИЯ |
|||||
Систематизируют полученную информацию. Строят высказывания. |
Как же нам помочь Тиму? |
Возвращаются к проблеме, разделившись на группы ищут пути решения проблемы и озвучивают перед классом. |
|
формирование практических умений использования полученных знаний; |
10min |
Получают информацию о домашнем задании |
Домашнее задание индивидуально или в малой группе реализовать идеи группы Зеленая шляпа |
|
|
самостоятельно работать, рационально организовывать свой труд дома |
|
Таким образом, в условиях отсутствия природной англоязычной среды, основным источником социокультурной информации о стране изучаемого языка может быть не только учебное пособие, но и короткометражный фильм или его видеофрагмент. Следует отметить, что работа с видео занимает ведущую роль в познании инокультурной действительности в наше время, что так же является универсальным средством погружения в национально-речевой менталитет другого народа.
Систематическое использование короткометражных мультфильмов способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, дает возможность учителю создать реальные и воображаемые проблемные ситуации общения на уроке иностранного языка, применяя при этом различные методики и приемы работы. Подводя итог, можно утверждать, что видеофрагменты на уроках иностранного языка раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.
Список используемой литературы
- Григорьева М.А. Формирование иноязычной компетенции школьников на основе экранизации англоязычных баллад о Робине Гуде. / М.А.Григорьева// Иностр.языки в школе. - 2020. - №7. - С.24-31.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] /https://fgosreestr.ru/ от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
- Mickey's Christmas Carol (англ.) [Электронный ресурс] Internet Movie Database //https://wiki2.org/ru/Internet_Movie_Database
- Walt Disney Animation Studio//https://www.bcdb.com/
- Бопп Ю.В., Дзюба Е.В. Развитие и оценка сформированности навыков аудирования студентов неязыковых специальностей с использованием видеоматериалов.//Сборник статей и материалов межвузовской научно-практической конференции. / Выпуск №13. Сургут, 2015г. – 10с.
- Муштавинская И.В.Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. /Серия «Уроки для педагогов»// Учебн.метод. пособие.: КАРО; Санкт-Петербург; 2009.