1. Введение
Применение информационных технологий на уроках теоретического обучения по профессии «Повар» позволяет как преподавателям, так и обучающимся использовать новые ресурсы. С помощью Интернета, компьютера преподаватель получает возможность представить многообразие учебного материала, экономить время, расширить на занятиях набор используемых форм обучения и, наконец, установить новые формы общения, обучающегося и учителя. Это связано с одной стороны с применением информационных технологий в рамках традиционной классно-урочной системы обучения, с другой стороны с повышением уровня наглядности и эстетичности.
Ученик же получает возможность использовать все это и в свою очередь, повысив свой уровень знаний и потенциал, легко переходит к проектной и исследовательской деятельности, что считается самым сложным в процессе обучения. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации.
2. Использование на уроке теоретического курса информационных технологий имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
- возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
- обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
- иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рссмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
- обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют ребятам с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
- •применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
3. На уроках теоретического обучения в Центре применяем:
- презентации по отдельным темам (созданные учащимися)
- применение на уроках собственных презентаций;
- мультимедийное сопровождение проекта.
С помощью мультимедийного проекта демонстрируются слайды, созданные в программе Microsoft PowerPoint. Использование данной технологии позволяет:
- Значительно сэкономить время на уроке.
- Увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов.
- Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
С введением новых стандартов образования (ФГОС) образование должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения. В процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательского поведения, исследовательского стремления, поиска, что, в свою очередь, следует рассматривать как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Возможен вариант, когда класс разбивается на группы, и каждая из групп готовит проект по отдельным разделам определенной темы. После выполнения проходит защита проекта: каждая из групп представляет результаты своего исследования. В ходе работы над проектом им приходится переработать большое количество информации, в результате чего ученики хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы они плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентаций (презентация). На одном из примеров хотелось показать работу ребят группы № 91.
В 2019-2020году обучающиеся в количестве трех ребят самостоятельно подготовили объяснение нового материала урока по теме: «Приготовление котлетной массы и полуфабрикаты из нее» и с помощью презентации урока объясняли новый материал. При объяснении материала ребята владели терминологией, речь учащихся была содержательна, логична, чувствовалось собственное оценочное рассуждение. Во время объяснения материала, ребята группы делали запись в рабочих тетрадях и работали с карточками-задания. После объяснения темы, ребята-корреспонденты задавали вопросы учащимся группы для закрепления новой темы.
Ребята группы были внимательны и прилежны, активны и работоспособны на всех этапах урока.
Содержание и методы урока, направлены на творческую самостоятельную деятельность учащихся и организацию самой деятельности. С помощью разнообразия методов и приемов урока, эффективное использование наглядных средств, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения реализованы развивающие возможности урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов.
По отдельным темам занятий предлагаем учащимся посмотреть на работу профессионалов («Нарезка овощей», «Разделка мяса», «Разделка рыбы», «Приготовление дрожжевого теста» и другие). Яркий и доступный материал позволяет учащимся наглядно представить будущее блюдо и, после приготовления готового изделия, сравнить его с творением профессиональных поваров.
В работе применяются: электронные учебники; видеоматериалы с интернет-сайтов; презентации практически по всем темам теоретического обучения, в том числе и по технике безопасности; презентации, сделанные учащимися в качестве домашнего задания для предстоящего урока теоретического обучения; тесты; технологические карточки; ребусы, загадки, кроссворды и т.д.
Использование информационных технологий играет огромную роль при диагностике обучения, и, конечно при дидактическом обеспечении урока. Технологические, инструкционные и информационные карты, материалы для контроля знаний учащихся, карточки – задания, тесты, кроссворды – все это способствует эффективности урока, формированию у детей потребности в использовании ИКТ.
Поиск новых подходов к образовательным технологиям, способствующим успешному проектированию творческой деятельности учащихся, становится актуальной и значимой задачей современной педагогики (презентация: урок-зачёт, кроссворд).
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной. Осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
4. Заключение
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, формировать и развивать профессиональные компетенции обучающихся.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность.
Как видно из приведенного определения компетенция должна отвечать:
- индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством;
- отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно значимые результаты;
- способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.
Использование ИКТ на уроках теоретического обучения позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. Подготовка домашнего задания по составлению презентаций развивает умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время преподавателя, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания.
При осуществлении нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий на уроках теоретического обучения по профессии «Повар» открываются следующие возможности:
- развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;
- систематически накапливать материал;
- повышать мотивацию преподавания и обучения;
- создавать компьютерные модели конспекта уроков, темы, курсы в целом;
- максимально целесообразно располагать материал;
- обеспечивать основной материал дополнительной информацией;
- подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей группы и отдельных учащихся;
- экономить время и красочно оформлять материал;
- повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;
- оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;
- индивидуализировать обучение;
- концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;
- в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;
- самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.